Николаев Вальтер Алексеевич

24 декабря – 90 лет со дня рождения Николаева Вальтера Алексеевича (24.12.1935, с. Новая Пустошь Всеволожского р-на Ленинградской обл. – 06.02.1966), ведущего новосибирского графика 1960-х гг.

Имя новосибирского графика Вальтера Алексеевича Николаева не очень широко известно, и материалов о его жизни и творчестве сохранилось крайне мало. Между тем, оставшееся творческое наследие позволяет говорить о нём, как о неординарном художнике, занимающем особенное место среди авторов своего поколения.

Вальтер Алексеевич Николаев родился 24 декабря 1935 г. в с. Новая Пустошь Всеволожского р-на Ленинградской обл. в семье рабочего и служащей. В ноябре 1947 – июне 1955 гг. учился в СХШ при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В августе 1955 г. поступил на графический факультет ЛИЖСА и окончил его в июне 1961 г. по классу профессора А. Ф. Пахомова. Его дипломной работой, выполненной на «отлично», стала серия черно-белых линогравюр «Осень в Карелии», отдельные листы которой позже неоднократно экспонировались на выставках. В августе 1961 г. молодой график был направлен в Новосибирск, где сразу активно включился в работу. Он создает серии гравюр «Пионеры в труде» (1962–1963) и «Юность Сибири» (1963–1964), в 1965 г. начинает серию о Гражданской войне, увлекается акварельной техникой. Художник неоднократно выезжает в творческие командировки по районам области, руководит кружком изобразительного искусства в школе № 74, избирается в состав художественного совета НОСХ, принимает участие в городских, областных, зональных, всесоюзных выставках. В 1965 г. Николаев становится членом Союза художников. К сожалению, жизнь Вальтера Алексеевича оборвалась слишком рано – 6 февраля 1966 г. он трагически погиб.

За свою короткую творческую жизнь В. А. Николаев выработал индивидуальный, узнаваемый стиль, позволяющий выделить его произведения среди работ других графиков. Линогравюры Николаева первой половины 1960-х гг., повествующие о трудовых буднях советских людей, казалось бы, типичны для своего времени по тематике, трактовке сюжетов и технике исполнения, но лишены украшательства и ложного пафоса. Одним из главных качеств этих листов становится «весомая, грубоватая правда повседневного», характеризующая, по словам искусствоведа А. А. Каменского, черты сурового стиля, получившего тогда развитие в изобразительном искусстве. И строгий лаконизм черно-белой линогравюры как нельзя лучше способствовал этому сдержанному рассказу. Порой Николаеву не удавалось избежать определенных штампов, которые были свойственны печатной графике середины 1950-х – начала 1960-х гг., тяготеющей к многозначительным обобщениям, далеко не всегда оправданным. Но все же образный мир его произведений очень индивидуален.

В линогравюрах Николаева доминирует чёрный фон, из которого словно вспышками света выхватываются лишённые чётких контуров усталые, сосредоточенные лица, натруженные руки. Толстая, грубоватая штриховка, создающая эти объёмы, хранит следы напряжённого движения резца. Характер штриха заметно различен: фигуры среднего плана передаются более узкой, аккуратной штриховкой, дали – длинной, тонкой, плавной, а предметы, травы – совсем мелкой, вибрирующей, легкой.

Если гравюры Николаева можно в большинстве своём сравнить с публицистической статьёй, то его акварели – скорее, заметки «для себя». Они камерные, более личные. В основном это пейзажи, ничем особенно не примечательные, неброские уголки природы. Иногда на них появляются люди: гитарист, задумавшаяся девушка, гуляющие подружки. Как и гравюрам, акварелям Николаева присущ свой стиль: его приметами служат локально-синие контуры человеческих фигур и предметов, открытые цвета, изображение земли в виде крупных красочных пятен и взволнованная беспорядочность мазков в рисунке листвы, коры, травы. При жизни Вальтера Алексеевича они никогда не экспонировались, только в 1980-х гг. отдельные его акварели были показаны на нескольких групповых выставках работ новосибирских художников.

Несмотря на всю внешнюю несхожесть сюжетов и техник, между гравюрами Николаева и его акварелями просматриваются явственные параллели. Полные движения, беспокойные штрихи линогравюр перекликаются по создаваемому впечатлению с эмоциональными, дробными, пульсирующими цветовыми пятнами акварелей, где автор часто использует приём раздельного мазка. Ощущению некоторой нервозности в обычных, казалось бы, пейзажных мотивах способствуют и резкие контрасты тёплых и холодных, дополнительных цветов.

В произведениях В. А. Николаева угадывается глубокий внутренний мир художника, лишённый банальности и однозначности.

С. А. Беляева

1. Государственный архив Новосибирской области. Ф. 1742. Оп. 1. Д. 93. Л. 60; Ф. 1742. Оп. 1. Д. 101. Л. 5.; Ф. 1742. Оп. 3. Д. 18. Л. 2, 3, 3-об, 6-об.; Ф. 1742. Оп. 3. Д. 18. Л. 8, 8-об., 9; Ф. 1742. Оп. 3. Д. 18. Л. 14.

2. Беляева С. А. Произведения В. А. Николаева в собрании Новосибирского художественного музея // Музей и вопросы региональной культуры : материалы региональной научно-практической конференции (Новокузнецк, 23–24 октября 2006 г.). – Новокузнецк, 2007. – С. 92–97.

3. Николаев Вальтер Алексеевич : биографическая справка // Союз художников России. Новосибирск. – Новосибирск : НРО ВТОО «СХР», 2014. – С. 613.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2025 год

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image