Еще в конце 80-х годов XX века жители крупных городов СССР стали возмущаться тем, что по ночным улицам с ревом проносятся мотоциклы молодых любителей острых ощущений. С новым, необычным явлением, как могли, боролись и простые обыватели, и сотрудники ГАИ. Об этом тогда довольно много писали, поэтому повторяться не стоит.
А между тем, появление мотоциклов на ночных улицах стали отмечать задолго до "эпохи перестройки и ускорения", еще в начале 30-х годов ушедшего века.
В те давние времена жаловаться на полночных всадников, рассекавших темноту новониколаевских улиц, никому и в голову не приходило. Никаких мер противодействия к ним тоже не применяли, ибо те мотоциклисты были, курьерами различных партийных, советских, кооперативных и промышленных организаций.
К началу 30-х годов в нашем городе имелось более 130 мотоциклов различных моделей и годов выпуска. Менее половины от этого количества приходилось на частные аппараты передовых рабочих, заслуженных интеллигентов и достойных начальников низшего звена. Частники свои двух- и трехколесные машины берегли и не очень часто приезжали на работу или службу на собственных мотоциклах. В теплое время года они поспешали за город - на отдых или рыбалку, а вот по ночным улицам не катались, это точно.
Мотокурьеры различных предприятий и организаций уже в начале 30-х годов вовсю ездили по ночным улицам по служебной надобности. Чаще всего они развозили шифротелеграммы начальникам разного ранга, доставляли ответственных работников к ночному курьерскому поезду или на самый ранний рейс в городской аэропорт. Иногда доставляли на вокзал билеты на поезд каким либо начальникам, спешащим по служебным делам. Накануне различных съездов, слетов, конференций и совещаний по ночным улицам города каталось до десяти мотоциклистов. Это объяснялось тем, что столичные начальники принимали решение обычно к 20-22 часам московского времени, а заготовленные заранее шифротелеграммы передавали в краевой центр, каковым являлся тогда наш город, обычно в три-четыре часа ночи.
Надо отметить, что серьезных происшествий с ночными мотокурьерами в Новосибирске до 1936 года отмечено не было, если не считать легких ушибов при падении в гололед и наездов на бродячих собак и кошек.
Долгое время по ночным улицам нашего города ездили исключительно мотоциклисты, а вот уже с весны 1934 года стали появляться и автомобили. "Фиаты”, "Рено" и "Форды" различных организаций использовались для встреч и проводов иностранных специалистов, ибо в Кузбассе довольно долго работали американские инженеры. Иногда в Сибирь заезжали представители иностранного пролетариата для ознакомления с достижениями социализма. Да и столичные промчиновники и партайгеноссе не всегда приезжали в светлое время суток.
Случалось так, что в ночное время суток встречали или провожали не одного почетного гостя. Вот тогда-то бравые водители старались обогнать "конкурирующую фирму". Надо отметить, что авто крайкома ВКП (б) обычно не обгоняли. Такое положение дела сохранялось до конца июля 1934 года. Сейчас уже трудно установить, кому пришла в голову идея выступить в неофициальных ночных гонках за честь "родной конторы", но уже в первых числах августа 1934 года несколько человек, шоферов разных организаций, решили собраться и попробовать договориться о правилах и условиях ночных гонок по городу. На неофициальное приглашение поначалу откликнулось порядка двух десятков желающих. Среди них не было водителей из карательного ведомства, партийных и советских организаций. Не было и военных водителей, ибо красноармейцы срочной службы в силу уставных требований не могли принимать участия в подобных тусовках.
Трассу необычных ночных гонок наметили по Красному проспекту от путепровода в самом начале, в районе нынешнего автовокзала, до улицы Писарева. В те годы главная улица нашего города не была широкой, об асфальте не было речи, а вот выбоины на дорогах имелись уже тогда.
Несмотря на суровые времена, удалось сохранить в тайне время проведения мероприятия - с трех до четырех часов ночи. Ближе к "соревнованиям" некоторые участники стали отсеиваться: кто-то побоялся гнева начальства, в случае ночной поломки, кто-то решил, “что шины и мотор не выдержат" жестких условий... Тем более, что в те времена всесоюзного соревнования везде и во всем некоторые шоферы не видели серьезного стимула - победителям не обещали “шивьётовых” костюмов, патефонов или иных призов.
На заключительном этапе оставшиеся участники для “премирования отличившихся” скинулись по 50 рублей. Сумма в 650 рублей стала призовым фондом для трех лучших ночных гонщиков. Надо отметить, что тогда опытный бухгалтер получал от 200 до 250 рублей, а заработок инженера на крупном предприятии был от 350 до 450 полновесных сталинских рублей. Водители, в зависимости от опыта, навыков и ведомственной принадлежности могли получать от 100 до 200 рублей, если не занимались попутными перевозками, то есть не “калымили”.
Чтобы гонщики находились в равных условиях, решили допустить к “соревнованиям” машины только одной марки и примерно одинакового года выпуска. Все сошлись во мнении, что это обязательно должны быть именно "Форды" - самая массовая иностранная модель авто. Год выпуска - с 1930- го по 1932-й, более новых машин в те годы не было, а единственный "свежий" "американец" ночью стоял в гараже Крайкома ВКП(б).
В итоге "призовой фонд" не изменился, а к участию в ночной гонке допустили только семь машин, среди которых имелись автомобили Крайпотребсоюза, главков, трестов и других организаций.
И вот 8 августа, ровно в три часа ночи по местному времени, был дан старт первой неофициальной ночной гонке.
Ширина проспекта не позволяла выставить машины в одну линию, поэтому стартовали сначала три авто, а потом два и еще два. У одной машины из первой тройки, причем почти нового "Форда", уже в самом начале, при подъеме, заглох мотор. Еще один автомобиль по причине отключения фар сошел с дистанции в районе Дома Красной армии (ныне Дом офицеров). Вторая очередь стартовала нормально, и хорошо прошла дистанцию. Третий старт тоже был удачным, и сходов с дистанции не было.
Самым удачливым оказался водитель Борис Невзоров, показавший лучшее время при прохождении всей трассы. Вторым был Василий Банников. Третье место занял Федор Кобылин. О том, кто и сколько рублей получил, сведений не сохранилось, а вот информация о последствиях ночной гонки дошла и до наших дней.
На автомобиле призера сразу же после завершения "состязания" отвалился радиатор, и Борису пришлось заняться ремонтом. Водитель Кобылин последние метры ехал на пробитом левом заднем колесе. Только Банников на своем "автозвере" прошел трассу без поломок.
Очень интересной оказалась реакция начальства на "достижения подчинённых". Как известно, тайное рано или поздно становится явным. Уже в конце третьей недели августа 1934 года начальник гаража узнал о победе шофера Невзорова. Призера не наказали, а перевели на более денежную работу. Банникова за участие в ночной гонке на некоторое время перевели в ремонтники. Федора Кобылина сначала не наказали, но и не поощрили, а вот уже в декабре под благовидным предлогом пересадили с "Форда" на грузовик.
Больше неофициальных ночных гонок легковых авто не отмечалось, по крайней мере до 1941 года.
Слугин С.А.
Добавить комментарий