Новиков Андрей Порфирьевич (1909–1979)

100 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, композитора Новикова Андрея Порфирьевича (1909–1979).

Народный артист РФ, композитор, лауреат Государственной премии РФ имени М. И. Глинки, музыкально-общественный деятель Андрей Новиков более двадцати лет руководил ансамблем песни и пляски СибВО, возглавлял Сибирский народный хор, был председателем Сибирского отделения Союза композиторов РФ.

Он автор более двухсот песен и хоров, сюит и концертных произведений для оркестра народных инструментов. Для маленьких музыкантов Андрей Порфирьевич написал вокальный цикл «Песни моих внуков» и несколько фортепианных миниатюр. Последним произведением композитора стала его единственная симфония.

Новиков принадлежит к той замечательной плеяде композиторов, которых мы называем «песенниками». С песней связана вся его жизнь – долгая и напряженная, счастливая и светлая – жизнь большого художника и артиста.

Андрей Порфирьевич Новиков родился 17 октября (30 – по новому стилю) 1909 г. в Барнауле. Отец – служащий у одного из местных купцов. Мать – из очень бедной крестьянской семьи. Дома у Новиковых в свободное время всегда звучали музыка, песни, шутки. Сам композитор вспоминал: «... отец Порфирий Николаевич и моя мать Ксения Гурьевна любили искусство, особенно русскую песню. Мой дед был настоящий сказитель и сочинитель песен. Он посвятил меня в таинства красоты народной песни, за что я всегда помню его с благодарностью». Мальчик жадно впитывал все это и вымолил у родителей разрешение брать уроки у местного театрального скрипача Свинкина.

Но, пожалуй, особенно дороги были ему уроки теории музыки у Константина Николаевича Нечаева, образованного, талантливого теоретика и композитора. И позже, когда Новиков сам стал известным композитором, он с большим уважением внимательно прислушивался к его авторитетным замечаниям и пожеланиям.

В 1927 г. Новиков уезжает из Барнаула в Томск, в музыкальный техникум, где были собраны тогда лучшие музыкально-педагогические силы Сибири. Учиться Андрей Порфирьевич стал сразу по двум специальностям – в классах скрипки и композиции. На выпускном экзамене по скрипке он с успехом исполнил знаменитый «Скрипичный концерт» Ф. Мендельсона и известную сонату Э. Грига для скрипки и фортепиано. Но предстоял еще и другой экзамен – по композиции, здесь репертуар был совсем иным: обработки хорошо знакомых Новикову сибирских народных песен, оркестровая сюита на хакасские народные темы. Все это во многом определило дальнейшее направление творческих интересов композитора.

Из Томска одаренный юноша был направлен в Ленинград, в прославленную первую русскую консерваторию, где у известных педагогов П. Б. Рязанова и М. А. Юдина он обучался композиции. Закончить консерваторию Новикову не удалось: в связи с болезнью родителей он вынужден был вернуться домой.

В 1935 г. А. П. Новиков поселился в Новосибирске. Одним из важных культурных очагов Новосибирска того времени был Радиокомитет, сюда на должность музыкального редактора и пригласили Андрея Порфирьевича. При Радиокомитете работа совсем молодой еще симфонический оркестр. Музыка его звучала не только по радио, большим успехом пользовались открытые выступления перед горожанами в клубе Октябрьской революции. Для оркестра писали местные композиторы – К. Н. Нечаев, М. И. Невитов, здесь пробовал свои силы и Андрей Новиков.

Успешными были его выступления в качестве музыкального оформителя и композитора в Новосибирской киностудии. С его музыкой вышли фильмы: «В горах Алтая», «Горная Шория», «Родная Хакасия». Самой важной датой своей творческой и исполнительской жизни композитор считает ноябрь 1939 г., когда в Сибири создавался Ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа, и Новиков был назначен его художественным руководителем. Андрей Порфирьевич со всей ответственностью и самоотдачей отнесся к формированию коллектива. Вместе с начальником ансамбля политруком В. М. Пухначевым (впоследствии известным поэтом-песенником) они отбирали в воинских частях, кружках самодеятельности артистов для военного ансамбля. За короткий срок были привлечены лучшие творческие силы города и округа, решена масса организационных вопросов: помещение, техника, инструменты, размещение артистов. Организована на высоком уровне репетиционная работа. Молодой композитор понимал: для того, чтобы сибирский ансамбль стал признанным авторитетным коллективом, ему нужно найти свое творческое лицо, свое направление. И, посоветовавшись с командованием округа, композитор уверенно взял курс на местную сибирскую тематику.

С началом Великой Отечественной войны с небывалой до того силой сказалась боевая, действенная роль песни, ее способность сплачивать людей, мобилизовывать их волю, воодушевлять. Это подтверждали выступления ансамбля СибВО перед полками и дивизиями воинов-сибиряков, концерты в прифронтовой зоне, выезды на Карельский и Северо-Западный фронты. Многие произведения композитора были непосредственно адресованы землякам: «Песня сибирских полков», «Сибирская строевая». Памятна многим песня «Россия», под звуки которой на новосибирском вокзале

провожали на фронт воинов-сибиряков. Песня возвращения «Встречай, дорогая» вошла в документальный фильм «Сибиряки-гвардейцы». Наиболее значительным произведением композитора, созданным в годы войны, стала кантата-симфония «Мщение» на стихи В. Пухначева. Другим значительным произведением А. П. Новикова тех лет была «Сибирь атаманская» – симфоническая повесть о партизанской борьбе в Сибири против колчаковских войск.

Закончилась Великая война, возникли новые задачи, новые творческие планы. В сороковые-пятидесятые годы Андрей Порфирьевич создает несколько оркестровых сюит, каждая из которых отражает определенный шаг в послевоенной жизни страны. Первой была сюита «Шумят хлеба». Написанная в 1947 г., она как бы выражала веру в то большое хлебное будущее, которое пришло в Сибирь позднее. Затем последовала сюита «В просторах Сибири» (1954 г.), а еще через три года – «По Чуйскому тракту». Композитор осваивал огромные пространства своего края, осмысливая его через прошлое и современный день, через жизнь, труд, фольклор населяющих его народов. Еще через четыре года появилась сюита «Осенняя Кулунда», быть может, лучшее из произведений композитора в этом жанре, очень органично сочетающее в себе пейзажное начало, любование неброской красотой сибирской степной природы и трудовой ритм борьбы за урожай.

Важное место занимают и образы, связанные с жизнью и бытом народов, еще в древние времена населявших Сибирь. Здесь, пожалуй, наиболее выделяются «Горно-Шорские картинки» (1963 г.). В них привлекают точность и рельефность музыкальных зарисовок.

Композитор сам был в тех краях и не просто был, но и всей душой, с глубоким уважением приобщался к быту и культуре народов Алтая. Заслуженной известностью пользуется его произведение для виолончели и фортепиано «Горно-Алтайские зарисовки». Верный принципу опоры на народное творчество, композитор и здесь воплотил образы, основу которых составляют русские игорно-шорские песни.

В середине 60-х годов А. П. Новиков пять лет работал за рубежом, руководил Ансамблем песни и пляски Северной группы войск, который выступал в Варшаве, Праге, Берлине, Будапеште, Братиславе и других городах.

В 1968 г. Андрей Порфирьевич уходит в отставку и возвращается в Новосибирск, где ему предложили стать руководителем Сибирского народного хора. В этом же году ему присвоено звание «Народный артист РСФСР».

С приходом Новикова в Сибирский народный хор коллектив начал работать с особым размахом, с особым художественным подъемом. Композитор

возродил практику безусловного приоритета народной песни, его обработки составляли тогда значительную часть репертуара хора. Новые творческие достижения Андрея Новикова тоже связаны с Сибирским хором. В 1970–1971 гг. была создана сюита «Сибирские страницы». Творческой удачей явилось создание краткого, но очень выразительного «Музыкального монумента», исполняющегося у новосибирского Монумента славы. Большой успех имела написанная совместно с В. Пухначевым кантата песня «Золото хлеба».

Под руководством А. П. Новикова хор стал активно гастролировать. Маршруты поездок охватывали самые различные районы страны – от Дальнего Востока до Московской области и Белоруссии. Выступали не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Огромный успех коллектив имел во Франции в 1974 г. в Дни науки и культуры Сибири.

Закономерным итогом плодотворной деятельности А. Новикова на посту художественного руководителя Сибирского народного хора стало присуждение ему Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки в 1975 г.

Нельзя не сказать еще об одной стороне деятельности А. П. Новикова – музыкально-общественной. В 1944–1965 гг. и с 1976-го он – председатель правления Сибирской организации Союза композиторов РСФСР. Избранный на этот пост, Андрей Порфирьевич сумел своим авторитетом, своим доверием к композиторам разных поколений и разных почерков в немалой степени содействовать оживлению творческой жизни организации. Большая его заслуга в том, что композиторская организация Сибири заняла достойное место в музыкальной жизни России.

В 1979 г. А. П. Новиков написал свою самую интересную и многообещающую работу – Симфонию. Сам факт обращения к этому жанру мастера, работавшего большую часть своей жизни в других областях музыкального творчества, не может не вызывать уважения к автору и его творческой смелости. Это – свидетельство постоянного поиска новых художественных средств выражения для главной темы. Неслучаен эпиграф, которым предваряет Новиков свое сочинение: «Отечество мое – Россия, призвание мое – Сибирь». Впервые произведение было исполнено симфоническим оркестром Новосибирской филармонии под управлением А. Каца на торжественном вечере-концерте, посвященном 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности композитора 17 октября 1979 г.

Мало кто мог представить тогда, что в этот вечер А. П. Новиков в последний раз встречается с многолюдной аудиторией своих земляков, с родными музыкальными, хоровыми коллективами, в которые он вложил столько души и таланта, вдохновения и мастерства. Через три недели после юбилея композитор скончался...

«Да, – говорил он, – я бы, конечно, мог писать песни о Подмосковье, и о Ростове, и о Белоруссии – всюду земля моя, советская. Но без Сибири, ее просторов, безбрежных лесов, могучих рек, без ее людей, удивительно щедрых на душевное тепло, добрых, твердых и веселых, я бы не смог жить в самом райском уголке земли. Я – сын Сибири. Я верно служу ей. И отдал ей всю свою жизнь...»

Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 декабря 1981 г. детской музыкальной школе № 7 г. Новосибирска было присвоено имя А. П. Новикова.

Подготовила Н. П. Носова

Литература

НОВИКОВ, А. П. Песни : для голоса или хора в сопровождении фортепиано (баяна) / А. П. Новиков. – М. : Совет. композитор, 1976. – 43 с.

НОВИКОВ, А. П. По Чуйскому тракту : сюита для оркестра рус. нар. инструментов : партитура / А. П. Новиков. – М. : Совет. композитор, 1960. – 57 с.

НОВИКОВ, А. П. Сибирские народные песни : старин. И соврем. нар. песни : песенник / А. П. Новиков, В. С. Левашов. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1957. – 171 .

НОВИКОВ, А. П. Источник мудрости : [композитор о своей работе] // Совет. культура. – 1963. – 1 июня. – С. 4 : портр.

БУШУЕВ, Н. П. Письмо внуку : заметки о пережитом [работника культуры г. Новосибирска] / Н. П. Бушуев. – Новосибирск : Горница, 1997. – 110, [3] с. : ил., портр.

На с. 38, 54 – 56 имеются воспоминания о дружбе с композитором А. П. Новиковым в бытность автора администратором по организации концертов в новосибирском парке имени Сталина (ныне Центральный парк) и администратором культурно-художественного отдела окружного Дома офицеров.

 [ЕРЕМЕНКО, Г. А.] Сибирская организация Союза композиторов РСФСР (1945–1955) // Музыкальная культура Сибири : [монография]. – Новосибирск, 1997. – Т. 3, кн. 1. – С. 197 – 225. На с. 217 – 222 – о Новикове А. П.

МИТИНА, С. В. Дарила Сибирь вдохновение : [сб. материалов о новосиб. композиторах] / С. В. Митина, В. Т. Митин. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1994. – 63 с. : портр., 8 л. ил., портр. – Загл. обл.: Дарила Сибирь вдохновенье. – Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Имени А. П. Новикова : [о композиторе и ДМШ№ 7]. – С. 55 – 58 ; Слово о друге / Н. Мейсак. – С. 59 – 60 ; Указатель основных произведений А. П. Новикова. – С. 61 – 63.

СМЕРДОВ, А. И. Близ песенных родников // У истоков Сибирианы / А. И. Смердов. – Новосибирск, 1987. – С. 179 – 194. – То же: Сиб. огни. – 1986. – № 6. – С. 138 – 145.

МЕЙСАК, Н. А. Певец Сибири // Поговорим о жизни / Н. А. Мейсак. – Новосибирск, 1986. – С. 43 – 59.

ШУМИЛОВА, А. Нравится поле? Дарю... : 17 окт. композитору А. Новикову исполнилось бы 95 лет : [по материалам воспоминаний сына – В. А. Новикова] / А. Шумилова // Вечер. Новосибирск. – 2004. – 2 окт. – С. 10 : портр.

МИТИН, В. Певец сибирского края : [к 90-летию со дня рождения А.П. Новикова] // Совет. Сибирь. – 1999. – 16 окт. – С. 3 : портр.

ИВАНОВ, В. Жизнь, отданная песне : [к 85-летию со дня рождения] // Воин России. – 1994. – № 44 (Окт.). – С. 9 : ил.

АСИНОВСКАЯ, А. «Призвание – моя Сибирь» : [к 70-летию композитора] // Совет. Сибирь. – 1979. – 17 окт. – С. 3 : портр.

КАЛУЖСКИЙ, В. «Призвание мое – Сибирь...» : (к 70-летию А. П. Новикова) // Сиб. огни. – 1979. – № 10. – С. 147 – 153.

АЙЗЕНШТАДТ, А. «Я тяготею к народным жанрам» / А. Айзенштадт, И. Айзенштадт // Сиб. огни. – 1974. – № 6. – С. 171 – 178.

ГОНЧАРЕНКО, С. С. Новиков Андрей Порфирьевич // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 574 : портр. – Библиогр.: с. 574.

ГРИГОРЬЕВ, Л. Г. Новиков Андрей Порфирьевич / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек // Советские композиторы и музыковеды : справочник / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. – М., 1981. – Т. 2. – С. 280 – 281.

ЯКОВЛЕВ, А. А. Новиков Андрей Порфирьевич // Музыкальная энциклопедия. – М., 1976. – Т. 3. – Стб. 1003 – 1004.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2009 год

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image