Дореволюционные колокола воссоздают в Новосибирске. Отлитые копии точно соответствуют оригиналам — и звучат аналогично. Мастера объехали почти всё Зауралье, чтобы узнать химический состав и форму колоколов, от этого и зависит звон. Как достигают исторической точности, узнали «Новосибирские новости».
Музей колокольного звона. Экскурсия. В экспозиции много уникального — например, колокол, который играл партию в опере «Иван Сусанин» 12 мая 1945-го, когда открывали новосибирский театр оперы и балета. Среди гостей — Козима Бэллэнс, студентка Кембриджа, которая изучает русский язык в новосибирском университете, а сегодня прикоснулась к национальным традициям.
«Очень интересно! Конечно, это особенная традиция. И мне очень нравится узнать больше об этом. Мне очень нравится, что есть опыт — играть и пробовать», — делится впечатлениями Козима Бэллэнс.
Эти колокола уже не зазвучат — разбиты. Вот и решили сибирские мастера вернуть голос им (и не только) — создать копии в точном соответствии с оригиналами. Выиграли президентский грант, провели четыре экспедиции — проехали от Тюмени до Иркутска, от Новосибирска до Бийска.
«На данный момент мы отсканировали, наверное, уже около сотни колоколов сибирского и не только дореволюционного литья», — рассказывает мастер.
Инструменты сканируют прямо в цехе или на колокольне — получают электронную модель. По ней создают форму, потом — оттиск в форме из песка и специального клея. Закрепляют углекислотой.
Виктор Кузнецов — металлург, кандидат технических наук. На стене — настоящая картотека колоколов: фото, химический состав.
«Работа интересная, трудная — достаточно сложно повторить и технологию, и химический состав. И ещё — найти этому объяснение: почему именно таким химическим составом было отлито», — констатирует мастер по литью колоколов Виктор Кузнецов.
Пока отлили только три копии колоколов. А значит, работы ещё много.
«Предмет церковный. Он же является предметом русской культуры. Потому что жизнь русского человека была неразрывно связана с колокольным звоном», — отмечает заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Алексей Талашкин.
Колокола не только собирали людей на богослужения, но и были сигналом тревоги, оповещали о радостных и печальных событиях. И даже о погоде — например, был специальный звон «метельный». И вот так здесь решили вспомнить историю — узнать, как звучала Сибирь больше века назад.
https://nsknews.info/materials/novosibirskie-mastera-lyut-kolokola-s-dor...
Добавить комментарий