3 октября 1945 года СНК СССР принял решение о строительстве в Новосибирске завода по производству автомобилей.
Впервые о Новосибирском автозаводе заговорили ещё в 1934 г. Газета «Советская Сибирь» писала: «Крайплан получил сообщение, что из Москвы в Новосибирск выехала специальная комиссия для определения места строительства крупного автомобильного завода в Западной Сибири. Завод рассчитан на производство 100 тыс. трёхтонных грузовых машин. Это будет гигантский завод, стоимость которого предварительно определяется в 500 млн. руб. Действующий автозавод потребует ежегодно более 400 тыс. тонн металла. На заводе будет занято до 28 тыс. рабочих. В этом году должна быть проделана вся подготовительная работа к началу строительства автозавода».
В марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) принимается III Пятилетний план развития народного хозяйства СССР, в котором было заложено решение о строительстве в Омске шинного завода, а в Новосибирске – Сибирского автомобилестроительного мощностью до 100 тыс. машин в год. Построить его предполагалось на левом берегу Оби, рядом с железнодорожной станцией Чемская (сейчас там раскинулся Северо-Чемской жилмассив). Завод должен был выпускать газогенераторные (работающие на дровах) грузовые автомобили.
Сроком запуска предприятия был определён 1942 г. Ближайшие планы строительства в городе автомобильного завода отмечал в письме И. В. Сталину от 21 сентября 1940 г. и секретарь Новосибирского Обкома ВКП(б) Г. Н. Пуговкин. Но – война, стало не до этого.
Уже после 26 августа 1945 г. выходит Постановление Государственного комитета обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», согласно которому помимо реконструкции действующих автопроизводств предписано строительство новых – в Днепропетровске, Кутаиси, Одессе, Львове и Новосибирске с выходом с 1950 г. на уровень производства полумиллиона машин в год.
В 1930 гг. на северной окраине Новосибирска уже начинали строить моторостроительный завод наркомата авиапромышленности, потом профиль менялся, а 8 сентября строительную площадку отдали под автомобильный завод. В тот же день этот приказ о начале срочного (в 3 года) строительства Новосибирского автозавода подписан И. Сталиным. 3 октября 1945 г. выходит соответствующее постановление СНК СССР. Этот день считается датой рождения нового завода.
К выпуску в Новосибирске был предложен грузовик нового поколения, созданный в 1943-1944 гг. на заводе опытных конструкций научного автотракторного института (ныне НАМИ). Руководили проектом главные конструкторы НАТИ Александр Александрович Душкевич и Ульяновского автозавода Борис Львович Шапошник, где первоначально и предполагалась к выпуску новая машина – двухосный «УльЗИС-253» грузоподъёмностью в 3,5 т. с 3-цилиндровым 83-сильным дизелем, вариантом американского двигателя GMC-4-71, который и создавался согласно ещё довоенному соглашению Советского Союза с фирмой «General Motors». Первоначальная мощность завода – 30 тыс. приспособленных для условий Сибири грузовых автомобилей и 7,5 тыс. отдельных дизельмоторов.
Уже 17 февраля 1946 г. Постановлением СНК СССР № 393 и приказом Наркомата автомобильной промышленности № 1 от 21 февраля 1946 г. Новосибирский государственный автомобильный завод «НАЗ» (п/я 106) был объявлен действующим. На месте мастерских авиазавода, представлявших «три недостроенных производственных корпуса с готовностью 45–80 % и два корпуса, у которых были выведены только стены» было начато оборудование первых пяти цехов.
В марте 1946 г. в главной газете страны «Правда» появилась беседа с директором завода Петром Ильичом Шварцбургом, где он рассказывал о масштабах новой стройки. «Завод раскинется на площади в 250 га, где только основные цеха займут порядка 300 тыс. м2. В строительство было намечено вложить около 250 млн руб. Пуск завода предполагался в конце 1948 г., с дальнейшим выходом на производительность 100 автомашин в день».
В Новосибирске строительство завода было объявлено одной из главных строек 4-й пятилетки. Газета «Советская Сибирь» оптимистично писала: «Автозавод! Это слово привлекает к себе внимание каждого новосибирца. Что происходит там, на строительной площадке, спрашивают каждого, знающего о строительстве, в учреждениях, на предприятиях, в общественных местах города».
В 1946 г. Шварцбург прибывает в Новосибирск, с ним главный инженер Ульяновского автозавода Виктор Мишандин и главный конструктор Борис Шапошник. Вместе с экспериментальным производством они привозят с собой и «УльЗИС-253», успешно экспонировавшийся на автовыставке в московском парке Сокольники.
Строительство шло с трудностями, с отставанием от графика. Сильно подводят подрядчики, в частности кампания «Новосибпромстрой». План первого полугодия 1946 г. по строительству завода трестом был выполнен всего на 7 %, по сооружению жилья – на 4 %. По итогам работы 3-го квартала 1946 г. деятельность Новосибирского автозавода признана «в части развертывания строительных работ неудовлетворительной».
В сентябре выходит распоряжение Совета Министров за подписью Л. М. Кагановича: «В двухнедельный срок представить в Совет Министров СССР предложения о форсировании строительства Новосибирского автомобильного завода». На Томской железной дороге организуется остановочная платформа «Автозаводская» с подъездными путями, заводу передаются четыре паровоза. На площадку завода было доставлено свыше 7 000 мест оборудования, но многие трофейные станки, привезённые из Германии и Японии, в частности «BMV», «Vomag», «Chemnitz» оказались, негодными – они были устаревшими, практически изношены или не укомплектованы и признаны ломом. Большая часть оборудования для производства поставлялось из США, двигатели из Ярославля.
Все эти обстоятельства вынудили руководство завода действовать в условиях военного времени, т. е. «начать монтаж и размещение цехов в недостроенных корпусах одновременно со строительными работами». К концу 1946 г. в эксплуатацию было введено около 200 единиц оборудования. На работу на завод были командированы выпускники нескольких специализированных учебных заведений со всей страны, тем не менее, кадровый вопрос стоял очень остро. В возведении корпусов предприятий, прокладке автодорог и коммуникаций активное участие принимали военнопленные. Среди рабочих было много спецпоселенцев, отсюда низкая оплата труда, нарушения трудовой дисциплины и попытки вольнонаемных сменить работу. Приказ директора от 23 мая 1947 г.: «Всякое увольнение работников завода производить только с моего разрешения».
На начало 1947 г. на самом производстве работало всего 184 человека, «укомплектованность цехов рабочей силой в пределах 20–25 % от их потребности». Не хватало и руководящих технических кадров: главного технолога, главного металлурга, ведущих конструкторов. Повышению оплаты труда не помогло даже обращение Первого секретаря М. В. Кулагина к министру А. С. Акопову об отнесении Новосибирского автозавода к предприятиям 1-й категории. Он пишет: «Представляется естественным, чтобы вновь создаваемый в Сибири автозавод находился в условиях несколько более высокой заработной платы, чем заводы, расположенные в западной части Союза. На деле же, вследствие отнесения Новосибирского автозавода ко второй категории, заработная плата на этом заводе на 2530 % ниже уровня автомобильных заводов».
В конце 1947 г. министерская комиссия Главного управления автозаводов провела ревизию строительства и заявила, что выполнение плана капитального строительства ведётся неудовлетворительно, с недовыполнением плана 1947 г. почти на 40 % (57,2 % за 9 мес. 1947 г.). Про пуск завода в 1948 г. можно было забыть.
К концу 1947 г. строительство Новосибирского автозавода, наконец-то, начало стабильно развиваться. Специально под него создаётся новый трест «Сибавтострой» с карьером «Борок», асфальтобетонным заводом, кирпичным № 4/5, лесозаводом «Большевик» и с собственным автогужевым парком в 140 грузовиков и 400 лошадей. Контингент СибЛага, строящего завод увеличен с 2500 до 5000 заключенных. На НАЗе работало уже 5 цехов, ещё несколько, подстанция и специальные склады для ГСМ находились в стадии монтажа.
Сдвинулся с места острейший жилищный вопрос. Нужно отметить, что параллельно с заводом велось и жилое строительство – будущая улица Богдана Хмельницкого. Но на 1 сентября 1947 г. из запланированных «12000 м2 не сдано в эксплуатацию ни одного метра жилой площади». И по итогам следующего года выполнение плана жилищного строительства составило лишь 14,5 %, а из 14 жилых домов не было сдано ни одного. Собственного жилья не имело даже руководство завода. Все – заместитель директора, главный инженер, главный конструктор и ведущие специалисты жили в гостиницах и одни. С семьёй (из 5 человек) жил только директор завода, но тоже не в квартире – в «Гостинице Советов».
Для высшего руководства Новосибирского автозавода по проекту известного архитектора Н. Ф. Храненко в центре города также строится красивый двухэтажный дом с элементами неоклассицизма на фасаде по ул. М. Горького, 26а, сегодня являющийся памятником архитектуры. Наконец-то внутри намеченных к возведению кварталов № 29 и 30 начали появляться контуры двух-трёхэтажных домов для руководителей и специалистов предприятия. Правда, заселиться в новые дома автозаводцы не успели, сюда заехали уже специалисты и руководство другого завода – № 250 (НЗХК). Но это чуть позднее.
К началу 1948 г. дела на предприятии значительно улучшились. С территории стройки по распоряжению Л. Берии вынесен аэродромом геодезистов, достроены основные цеха. Число работающих составляло почти 1 000 человек, появилась возможность отнесения его к 1-й категории.
Но пока строили завод, в других городах: в Москве, Днепропетровске, Кутаиси уже начали производить более модернизированные машины. И в апреле 1948 г. главные инженер и конструктор Мишандин и Шапошник пишут министру о целесообразности смены модели предполагаемого к выпуску автомобиля: «при тяжёлых условиях эксплуатации, особенно в Сибири, и при бездорожье, наиболее целесообразной из дизельных машин, была бы машина трёхосная, с 4-х цилиндровым мотором типа ЯАЗ-204, грузоподъемностью 5–7 тонн. <…> обладая хорошей проходимостью при большом тоннаже эта машина будет крайне необходимой машиной в народном хозяйстве».
Москва даёт добро, и в конструкторском бюро начали разрабатывать тяжёлый трехосный дизельный грузовик НАЗ-204. Также планировалось начать сборку знаменитых позднее автосамосвалов ГАЗ-93 на базе машины ГАЗ-51.
Начавшаяся холодная война наложила запрет на поставки в СССР любых стратегических материалов, в т. ч. уже заказанного оборудования и целого ряда деталей для производства автомобилей. На новом заводе успели фактически вручную собрать лишь два опытных образца дизельного автомобиля «НАЗ-253», но в серию машина пойти не могла из-за отсутствия полного комплекта чертежей, необходимых производств и квалифицированных рабочих.
Финансирование производства прекращается. А 25 сентября 1948 г. выходит Постановление СМ СССР «немедленно приступить к строительству на площадке автозавода в Новосибирске металлургического предприятия производительностью 500 усл. ед. металла в год с вводом в действие 1 очереди металлургических цехов во II кв. 1950 г.». Интересы страны потребовали создания нового завода по переработке урановой руды. Так был основан новый секретный металлургический завод № 250 или почтовый ящик № 80, более известный нам как НЗХК. Все здания и сооружения промплощадки автозавода и его жилых кварталов были переданы Первому главному управлению при Совете Министров СССР. Конструкторское бюро и всё производство НАЗа были переведены в Минск и влились в строящийся МАЗ.
Фото «УльЗиС-253» на автовыставке в московском парке Сокольники. 5koleso.ru
К. А. Голодяев
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. ГАНО. Ф. Р-1143. Оп. 1.
2. НОВОСИБИРСКИЙ автомобильный завод // Правда. – 1946. – 10 марта. – С. 2.
3. СТРОИТЕЛЬСТВУ автозавода – большевистские темпы! // Советская Сибирь. – 1946. – 11 мая. – С. 1.
4. ПАСТЕРНАК Л. Почему медленно строят автозавод // Советская Сибирь. – 1947. – 4 июля. – С. 2.
5. ОБОРОННАЯ промышленность Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов. / Отв. редактор И. М. Савицкий. – Новосибирск: Государственный архив НСО, 2005. – 873 с.
6. ГИРЕНКО Д. А., Тетюриков Д. М. Главная стройка города (из истории Новосибирского автомобильного завода. / науч. рук. Андрейченко О. Н. // XXXIV городская открытая НПК «Сибирь». – Новосибирск, 2014. – 22 с
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2025 год
Добавить комментарий