Новосибирский областной Дом народного творчества в годы войны

      Рассматриваю старые документы довоенного и военного времени, отчёты, докладные записки, рисунки и фотографии, относящиеся к деятельности Новосибирского областного Дома народного творчества. Они бережно хранятся в Государственном архиве Новосибирской области: папочка к папочке, листочек к листочку... Поражаешься, как много было сделано его сотрудниками в те напряжённые, невесёлые годы! И в плане сохранения традиций, и в разработке новых форм культурно-досуговой деятельности. В архивы эти редко заглядывают исследователи, историки, писатели. И всё-таки хорошо, что документы эпохи сохранились – в них её дух, энергетика, дела и свершения, о которых мы так мало ещё знаем. Хотелось бы, чтобы о них узнали как можно большее число людей, особенно те, кто в сёлах и городках области сегодня занимается организацией досуга, культурным просвещением населения. Как это делалось и 60–70 лет назад. Ведь всё новое – это забытое старое, причём очень хорошее старое…

      Наверное, то, что в воздухе уже пахло войной, побудило исследователей из Дома творчества обратить взор к фольклору, к истокам и изобразительно-выразительным средствам описания народного героизма. Ведь именно в те годы снимались лучшие киносказки Роу и Птушко, воодушевлял народ экранный «Александр Невский», другие исторические и былинные герои. Вот и из архивных справок и отчётов узнаём, что в предвоенные годы Дом народного творчества вёл большую работу по записи фольклора народов Сибири, по выявлению сказителей, а также по пропаганде лучших образцов народного творчества в городах и весях огромного края.

      Мы читаем, что на смотре, проходившем в 1939–1940 гг., было исполнено около пятисот народно-поэтических произведений, записанных от восьмидесяти авторов. Эта работа проводилась «общественными фольклористами» Челухаевым из Беловского района, Сапожниковым из Тисульского района, Ситарыгиным из Нарымского края и др. При Доме народного творчества сформировалось ядро из самых лучших народных сказителей. Среди них были: Усов из Сталинского района, Рогожникова из Тогучина, Напазанов из Горной Шории, Вышегородский из Тоганского района. К сожалению, в документах дошли до нас одни лишь их фамилии, без имён и отчеств. Самые лучшие образцы устного народного творчества транслировались по радио, печатались в газетах «Советская Сибирь» и «Железнодорожник Кузбасса».

      В 1940 г. Домом народного творчества велись постоянные консультации как в устной, так и в письменной форме для руководителей кружков по театру, музыке, хору, хореографии, фольклору и начинающих драматургов и поэтов. Большое внимание уделялось музыкальным кружкам области, которые принимали активное участие в «Декаде советской музыки и эстрады». Лучшими музыкальными коллективами было организовано более десяти клубных концертов. Несколько музыкальных программ было посвящено юбилею П. И. Чайковского.

      Сектор бытовых танцев Дома народного творчества вёл активную работу по обучению молодежи танцам. Эти занятия посетило около полутора тысяч человек. В 1940 г. в Доме народного творчества возникла идея создать самодеятельный Сибирский ансамбль русской народной песни и пляски. Перед ансамблем были поставлены задачи исполнения лучших образцов сибирского народного танцевального искусства.

      Но всё это было до войны… Сколько горя, боли, слёз, страданий она принесла. Наш город не только сражался за победу у станков, он принял тысячи эвакуированных, десятки заводов, были открыты госпитали для раненых. К нам прибыли театры, картинные галереи, музеи с сокровищницами русской и мировой культуры. Работники искусства тоже сражались с врагом. Об этом уже немало рассказано, но чем дальше уходит в прошлое то время, тем дороже становятся для нас документальные свидетельства военных лет.

      К началу войны в области работало более восьмисот сельских кружков художественной самодеятельности. Война разрушила все планы, сильно изменив ситуацию в ритме жизни, в работе всех людей. Перемены, естественно, коснулись и творческих коллективов. В армию ушли как руководители кружков, так и много активных кружковцев. Часть зданий домов культуры и изб-читален были заняты другими организациями, и художественная самодеятельность осталась не только без зрительного зала, но и без рабочих помещений. Она оказалась вне поля зрения районных руководящих организаций и была предоставлена в период 1941-1942 гг. самой себе. Великая Отечественная война потребовала и новых форм работы. Так на XVIII Всесоюзной партконференции ВКП(б) было решено создать при районных домах культуры агитхудожественные бригады.

Заведующие клубами и избачи в 1934 г.      Агитбригада – самый боевой отряд самодеятельного искусства, всегда держащий руку на пульсе жизни, отражающий самые злободневные события в своем творчестве. В состав бригад входили исполнители разных жанров – это чтецы, музыканты, певцы, плясуны, частушечники, физкультурники. В 1942 г. такие бригады были созданы при домах культуры в Маслянинском, Крапивинском, Купинском, Мариинском, Кузедеевском, Ордынском, Тогучинском и других районах области. К началу сельхозкампаний они были основным ядром, вокруг которого создавались новые бригады для выступления перед колхозниками на полях. 

      Так, к весеннему севу 1942 г. было создано в Тяжинском районе 15 агитбригад, в Маслянинском – 2, в Черепановском – 10, в Коченёвском – 2 и т. д. Из числа работающих бригад можно отметить бригаду Ордынского дома культуры, которая в течение уборочной кампании постоянно выступала перед колхозниками на полевых станах в радиусе 25 километров. Причём на полях участники художественной самодеятельности работали вместе с колхозниками, а в перерыве радовали тружеников своими выступлениями.

      Агитбригады давали концерты также и в госпиталях, выступая перед ранеными воинами. Например, Черепановский дом культуры дал 60 концертов, выступая перед защитниками Родины, находящимися на излечении в десяти госпиталях области. Для оказания практической помощи кружкам художественной самодеятельности ОДНТ проводил семинары на тему «Как организовать агитбригаду». Были даны консультации к проведению октябрьских дней, к юбилею М. Ю. Лермонтова и Дня Красной Армии. Проведено 33 семинара с руководителями кружков художественной самодеятельности, в которых приняли участие более шестисот человек. За 1942 год участниками агитбригад было дано 780 концертов, выручка от сборов при этом составила 37 208 рублей, которые были перечислены в фонд обороны Родины. Об этом тоже сохранилась справка из архива.

Старшина-разведчик, художник Титков Иван и майор т. Кравченко В.      В дни войны был выпущен сборник сказов, собранных ещё в мирное время и переданных в исполнении сказителей А. Е. Рогожниковой из  Тогучинского района и М. Ф. Мещеряковым из Мошковского района, А. И. Агаевым из Сталинского  района, К. С. Челухаевым из Беловского района. 

      ОДНТ оказывал методическую и консультационную помощь художественной самодеятельности Красной Армии. Например, заместитель директора Дома народного творчества А. А. Билич проводил семинар на тему «Музыкальная теория и практика игры на народных инструментах». Для организации художественной самодеятельности в Сталинской дивизии сотрудник Морозова выезжала в г. Томск и оказывала там практическую помощь.

      С первых же дней войны у участников художественной самодеятельности Новосибирска и области был очень напряжённый ритм работы: выступления на концертных площадках перед солдатами, уходящими на фронт, в частях Красной Армии, среди населения. Газета «Советская Сибирь» 18 июля 1941 г. в статье «Работники искусств – фронту» сообщала о том, что «…филармония, театры "Красный факел" и ТЮЗ, радиокомитет и Дом народного творчества создали бригады, которые в дни мобилизации дали по городу более двухсот семидесяти концертов на призывных пунктах и в частях Красной Армии…». 

      Одной из плановых работ Областного Дома народного творчества со дня объявления войны была работа по обеспечению кружков художественной самодеятельности репертуаром военной тематики. Были изданы сборники: «Песни о Родине», «Победа за нами», «Бойцы уходят на фронт», песни Лебедева-Кумача «Подымайся, народ!» и «Священная война». Новосибирским областным издательством были изданы одноактные пьесы местных авторов о войне, подготовленные к печати в ДНТ. Здесь же была организована комиссия, в составе которой были методисты Дома Шкоровский, Соколова, Неклюдова, Невитов, Рубенчик, Лебедева. Ими был составлен сборник песен о войне сибирских авторов из песен: «Наше дело правое» – на музыку Карташова, стихи Е. Стюарт; «Поднявший меч погибнет от меча», «Бойцы уходят на фронт» – музыка Карташова, стихи А. Кондырева; «Граната» (строевая песня), «Новые подруги» – авторы А. Новиков и А. Кондырев; «Прощальная», «Сибирская походная» – музыка Карташова, стихи А. Александрова, «Песня смелых», «За Сталина, за Родину» – музыка М. Невитова, стихи А. Суркова. 

      Проходили особые смотры художественной самодеятельности – за право выступать перед защитниками Родины. Областной смотр художественной самодеятельности, проводившийся в 1942 году, охватил четырнадцать районов. В нём приняли участие около трехсот певцов, чтецов, музыкантов, танцоров, кукольников. По решению жюри, оценку «отлично» получили семь коллективов и около сотни участников.

      Из статьи «Концерты у линии фронта» мы узнаем о самоотверженном труде работников искусств Новосибирской области в это грозное время. «…Большая часть концертов проводилась на улице, в сараях, в разрушенных, часто без крыш домах. Каждый раз, начиная концерт, не верили, что он может состояться… Окончание концертов нередко выливалось в бурные митинги. Бойцы и офицеры выходили на сцену и от имени своих товарищей благодарили, обещали драться с врагом ещё лучше, ещё отважней… А как трогательно проходили концерты, когда артистам доводилось приезжать в части наших земляков-сибиряков! Обычно просили передать привет Сибири, благодарность организациям, пославшим артистов на линию фронта, просили приезжать ещё. Задавали сотни вопросов, многие давали адреса, просили зайти к родным и, расставаясь, говорили: "Будто дома побывали, увидев и поговорив с вами"»…

      За суровые годы войны Областной Дом народного творчества выпустил со своей курсовой базы свыше ста человек на профессиональную работу. Курсовые мероприятия при ОДНТ были единственным учебным заведением области и города, где шла подготовка как руководящих кадров художественной самодеятельности, так и исполнителей: в драматические коллективы, оперный театр, филармонию, на радио. 

      В 1939 году при ОДНТ на хозрасчетных началах были открыты две студии: музыкально-вокальная, организаторами которой были Морозова, Айзина, Билич, Стржалковская, и художественная, под руководством художника Ивана Васильевича Титкова. Обе студии очень успешно работали, были посещаемы и любимы многими жителями города и области и к началу войны имели по три курса. В дни войны художественная студия, лишенная помещения, материалов, красок и значительного числа учащихся, прекратила своё существование, а руководитель студии И. В. Титков ушёл на фронт. 

      В Государственном архиве Новосибирской области бережно хранится личный фонд Ивана Васильевича Титкова – участника Великой Отечественной войны, заслуженного художника РСФСР. Среди сотен других документов фонда есть рисунки, неоконченные зарисовки, наброски, сделанные им во время войны. Невозможно без особого волнения и трепетного отношения смотреть на них и брать в руки. Художник рисовал, когда шёл бой, слышался гул разрывающихся снарядов, и не знал – будет ли он жив через минуту… На одной из фотографий военной поры есть надпись, сделанная Иваном Васильевичем карандашом и уже почти не читаемая за давностью времени: «…Много сделано интересных рисунков, папка полна ими, как у рыбака в садке рыбы. Июль 1943 г.». 

      В «Обращении военной комиссии оргкомитета Союза художников СССР ко всем художникам, находящимся в действующей армии и военно-морском флоте» читаем: «В дни войны изобразительное искусство приобретает важное значение и как идейное оружие занимает особое место в борьбе с врагом… Многие художники-фронтовики создают художественную документацию… Среди фронтовиков мы знаем и ценим работу разведчика И. В. Титкова, члена Новосибирского Союза художников, много делающего зарисовок на все волнующие художника факты окружающей действительности…».

      Музыкально-вокальная студия, поддерживаемая педагогами – энтузиастами своего дела, несмотря на исключительно тяжелые условия работы и маленькую оплату труда, всё военное время не прекращала ни на один день своей деятельности. Занятия проходили в двух маленьких комнатках в вечерние часы. Температура помещения опускалась ниже нуля, и педагогам приходилось играть в перчатках. Учитывая тяжелое материальное положение талантливой молодёжи, педагоги проводили значительную часть работы бесплатно, так как студия не получала ни одного рубля дотации. Некоторые педагоги проводили занятия у себя дома, когда из-за холода невозможно было работать в помещении. У всех в то время была одна мысль – победить врага, достойно встретить День Победы и к этому долгожданному дню подготовить талантливых артистов. 

      Усилия не пропали даром! В 1944 году в музыкально-вокальной студии занимались 125 вокалистов, 30 пианистов, 40 чтецов художественного слова и 30 участников группы танцев народов СССР. По всей Новосибирской области курсовая база ОДНТ была главным местом подготовки молодых специалистов по искусству. Для сравнения можно указать, например, что Томское музыкальное училище в тот период времени на пяти курсах насчитывало всего 12 вокалистов, а по всем специальностям – 34 человека. Качество учебного процесса студии было проверено несколько раз представителями Всесоюзного комитета по делам искусств, в это время находившихся в Томске. Из Москвы была получена благодарность отдела художественной самодеятельности «За высокий уровень учебы». 

      Удивительно, но факт: всё военное время ОДНТ в своём штате имел всего девять человек, а ими велась такая огромная работа! Теперь можно только восхищаться тем, как люди, работавшие в такое невыносимо трудное, сложное время, столько сделали, как на всё у них хватало сил…

      За время войны в нашей области трижды проходил областной смотр сельской художественной самодеятельности. В приветственной речи к участникам Третьего областного смотра, проходившего с сентября 1944 г. по 6 апреля 1945 г., читаем: «…В этом году смотр принял более широкий, массовый характер. В сельских и районных смотрах приняло участие около двух тысяч коллективов, объединяющих примерно двадцать тысяч человек. Отличительной чертой смотра является его подлинно народный характер. Если в прошлом году состав участников был в основном из самодеятельных коллективов рабочих клубов и Домов культуры, то в этом году очень много участников из колхозников, рабочих совхозов, МТС… Самодеятельные коллективы в этом году значительно улучшили свой репертуар. Смотр блистал многообразием жанров самодеятельного художественного творчества: хоровое пение, сольные исполнители, вокалисты, квартеты, рассказчики былин, народные танцы, местный сибирский национальный фольклор, старинные песни и обряды, серьёзные большие спектакли классиков. Во многих районах смотры художественной самодеятельности вылились в подлинно народные праздники, радуя и зрителей и участников». 

      Съезжались участники смотров на лучших лошадях, украшенных вышитыми полотенцами и цветами, сани были убраны коврами, а участники восседали на подушках, причём проходило соревнование «На лучший выезд». Исполнители были самого разного возраста от 6 до 75 лет. Третий областной смотр художественной самодеятельности прошёл при необычайном подъёме и энтузиазме его участников. Этот смотр обнаружил целый ряд новых ценных моментов, характеризующих неисчерпаемые, глубоко скрытые в недрах народного творчества и ещё не выявленные культурные ценности и богатства. В нём приняли участие национальные хоры, ансамбли, солисты. Участвовали  представители татарской, чувашской, эстонской, белорусской, украинской художественной самодеятельности. Даже простое перечисление указывает на разнообразие и богатство национальных культур в Новосибирской области. Все выступающие были в красивых национальных костюмах. Музыка исполнялась тоже на национальных инструментах: калмыцкая гармошка со звоночками, казахские зурны и др.

      В отчёте о состоянии художественной самодеятельности в Новосибирской области на 15 апреля 1945 г. приведены следующие цифры: «драматических кружков – 656, хоровых ансамблей – 458, музыкальных – 105, ИЗО – 38, чтецов – 195, народных сказителей – 2, мастеров ремёсел – 26, акробатов – 1, художников – 56. За первый квартал 1945 г., по неполным данным, было дано до 360 концертов». 

      В 1945 году художественная самодеятельность находилась в наилучшем состоянии, так как ещё не кончился период реэвакуации, а эвакуированные специалисты приобрели большой опыт работы в сибирских условиях за четыре года войны. На 15 апреля 1945 года в Новосибирской области работали более тысячи кружков: драматических, художественного чтения, хоровых, танцевальных, музыкальных, изобразительного искусства и др.

      Бывают дни, когда кажется, что сама история входит к нам в дом, входит и завладевает нашим разумом и сердцем. Именно таков День Победы! Ярким напоминанием о таких днях служат сегодня и архивные документы – свидетели патриотизма и плодотворной работы на Победу всех советских людей, в том числе  деятелей культуры и искусства.  

      Война заканчивалась. Все готовились жить без неё… Ещё до победных залпов в Новосибирске началась организация профессиональных музыкальных коллективов, на работу в которые приглашались педагоги и учащиеся вокальной студии ОДНТ. В оперетту, например, было принято 25 человек. В только что открывающийся Театр оперы и балета преподавателями сольного пения из Дома ушли работать Айзина, Ришес, Стржалковская. Хор оперного театра пополнился тридцатью учащимися студии ОДНТ, среди них были Басин, Иванова, Урденко, Гедройц, Голубков, Курлов, Телесницкая, Матвеева, Дезидер, Скачкова, Трошина, Радченко, Пересторонина, Вейс, Канторова, Селезнёва, Шапиро, Бардина. Из них двое, Урденко и Дезидер, стали солистами Оперного театра. Помимо свежих, хороших голосов, которые умело сберегались во время учёбы в военное лихолетье, все студийцы знали ноты и имели навыки ансамблевого исполнения, что дало возможность Оперному театру ускорить подготовку к спектаклям и порадовать зрителей Новосибирска оперой «Иван Сусанин», премьера которой состоялась 12 мая 1945 года.

      Значительное число учащихся студии поступило в профессиональный ансамбль Сибирской песни и пляски, в хор Облрадиокомитета и Госфилармонию. Всего из вокальной студии ОДНТ на профессиональную сцену перешло работать более пятидесяти человек.

      После небольшого перерыва, вызванного уходом большого количества учащихся и педагогов, музыкально-вокальная студия с 1 апреля 1945 г. снова начала работать с ещё большим энтузиазмом. Первый же набор вновь заполнил все классы людьми, стремящимися к искусству, к творчеству, к Прекрасному. Нелегким было и послевоенное время, но главным было то, что кончились эти страшные огненные годы, не взрывались больше снаряды, и люди могли жить, работать и радоваться мирному небу над головой…

Использованные источники

1. ГАНО. Ф. Р-1372. Оп.1. Д.11. Л. 4, 5, 51, 52; Д .15. Л. 32–37 об.; Д.37. Л.13.

    Ф. Р-977. Оп.1. Д.2. Л. 20, 33, 40, 60, 61, 63;  Д.15. Л.13.

2. Работники искусств – фронту // Советская Сибирь. 1941 г. 18 июля.

3. Пащенко Л.С.  Концерты у линии фронта // Голос. 2000 г. Апр.

Алёна Анатольевна Алексейцева

ведущий методист отдела 
самодеятельного художественного 
творчества НГОДНТ

http://www.sibculture.ru/magazine/2011-4/alekseytseva/

 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image