О роли и региональном значении научно-технических конференций НИВИТ в годы Великой Отечественной войны

Опубликовано: Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр., 18–22 апреля 2016 г., Новосибирск : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. Т. 1. – Новосибирск : СГУГиТ, 2016. – 296 с.

В публикации раскрывается роль и значение научно-технических конференций Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта в годы войны. Особое внимание уделено организации и проведению V научно-технической конференции института. На основе исследования констатируется, что это была первая в Новосибирске научная конференция в условиях военного времени, которая положила начало тесному сотрудничеству вузовской науки и производства. В работе проанализировано значение последующих научных конференций в развитии связи «наука – производство», отражен вклад преподавателей института в оказание практической помощи железнодорожному транспорту и промышленным предприятиям региона в военный период.   

В годы Великой Отечественной войны Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ) организовал и провел на своей базе три научно-технических конференции, которые сыграли мобилизующую роль в становлении и развитии связей «наука – производство» в условиях военного времени. 

Вопрос о состоянии научно-исследовательской работы (НИР) в институте и оказании реальной помощи железнодорожному транспорту в военных условиях впервые был поднят на заседании Учебного совета НИВИТа 4 декабря 1941 г. Заместитель начальника института по научной и учебной работе, проф. В. А. Лазарян доложил, что из 25 госбюджетных тем, утвержденных Центральным управлением учебных заведений Наркомата путей сообщения, выполнено всего 7 [2, д. 183, л. 13]. На следующем заседании Учебного  совета  института 9 января 1942 г. состоялся предметный анализ итогов НИР за 1941 г. и обсуждение  проекта тематического плана на 1942 г. Следует подчеркнуть, что участие в заседании совета представителей трех эвакуированных вузов (Московского, Днепропетровского, Ленинградского институтов инженеров железнодорожного транспорта – восемь докторов наук, член-корр. Академии наук СССР, зачисленных в штат НИВИТа, придало объективность и остроту обсуждения вопроса [2, д. 183, л. 24].  Члены Учебного совета предложили руководству института сократить общее количество научных исследований, акцентировать внимание коллектива на комплексные темы, взять под контроль ход выполнения плана научно-исследовательской работы института. Новый тематический план научных работ НИВИТа на 1942 г., утвержденный Всесоюзным комитетом по высшей школе при СНК СССР от 6 марта 1942 г., включал 6 комплексных тем и 27 подтем  [2, д. 183, л. 45].  

В марте 1942 г. начальник института Н. И. Монахов издал приказ об организации и проведении V научно-технической конференции кафедр НИВИТа с целью подведения итогов НИР за первую половину 1942 г., обсуждения приоритетных направлений работы по оказанию помощи транспорту и фронту [1, д. 137, л. 62]. О предстоящем открытии первой в военное время научной конференции Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта написала газета «Советская Сибирь», что подчеркивало ее важность и региональную значимость [4, 28 июня]. 

V научно-техническая конференция НИВИТа проходила на базе института в течение трех дней (29 июня, 1 – 2 июля 1942 г.). На пленарном заседании присутствовало 130 чел.; в работе четырех секций приняли участие 297 человек.  На конференции было заслушано 30 докладов, в том числе на пленарном заседании – 4, на секциях: путейско-строительной – 8, инженерных сооружений – 5, движения, грузовой работы и тягового хозяйства – 5, общетехнической – 8. В прениях выступило 49 человек [2, д. 216, л. 1].  

На пленарном заседании первое слово предоставили знатному стахановцу страны, орденоносцу С. С. Максименко – каменщику комбината № 179 Сибметаллстроя (впоследствии – завод «Сибсельмаш»). 26 апреля 1942 г., работая на постройке жилого дома, он уложил за смену 44 тыс. штук кирпича. Обычная норма каменщика – 1 400 штук.  Таким образом, каменщик-новатор с 50 подсобными рабочими выполнил работу на 3 140 проц. нормы, а каждый из вспомогательных рабочих выполнил три с половиной нормы. В этот день С.С Максименко побил мировой рекорд американца Голливуда, уложившего в 1934 г. за рабочий день 31 800 штук кирпича [3, 28 апр.]. С большим интересом участники конференции слушали выступления производственников – последователей широко известного лунинского движения: начальника Болотнинской дистанции пути т. Синенко, путевого обходчика т. Жиркова, начальника 16-й дистанции пути т. Голубева [5, с. 45]. 

На секционных заседаниях особый интерес вызвал доклад член-корр. Академии наук СССР, проф. Г. П. Передерия о типах труб под железнодорожными насыпями, который «продолжался более часа, а затем перешел в беседу представителей проектных и хозяйственных организаций (Сибтранспроект, Сибстройпуть, управление Томской ж.-д.) и других институтов» [2, д. 216, л. 2]. Выступление проф. М. М. Хазена «Метод радикального повышения коэффициента полезного действия паровоза» стало предметом пристального внимания управленцев и производственников. Конкретные предложения по реконструкции городского транспорта высказал  проф. В. Е. Еврейсков. Весьма востребованным оказался доклад к.т.н, доцента Г. С. Лейбовича «Новые методы очистки воды на водопроводе и увеличение производительности очистных сооружений горводоканала». С обстоятельными докладами выступили ведущие ученые МИИТа: д-р техн. наук, проф. Н. Т. Митюшин, докторы физико-математических наук, профессоры А. П. Норден, И. Е. Огиевецкий, С. Л. Бастамов, И. С. Куклес, В. П. Зылев. По итогам конференции единодушно приняли решение издать отдельным сборником рекомендованные к печати доклады, а также заслушать оставшиеся доклады и сообщения на следующей конференции.  

Следует отметить, что тезисы выступлений основных докладчиков были отпечатаны в типографии отдельной брошюрой (150 экз.) и разосланы по ведущим организациям и учреждениям, вузам г. Новосибирска [2, д. 216, л. 3]. В ходе подготовки конференции пригласительные билеты заранее были разосланы преподавателям ДИИТа, МИИТа, НИИГАиКа, строительного, медицинского и сельскохозяйственного институтов, управлениям и службам Томской железной дороги, представителям научно-исследовательских, проектных учреждений и организаций. На кафедрах НИВИТа к V научно-технической конференции было подготовлено свыше 50 докладов. 

По замыслу организаторов научно-техническая конференция должна была выполнить сугубо практическую роль: подвести итоги НИР кафедр института за первое полугодие 1942 г. На самом же деле V научно-техническая конференция НИВИТа значительно расширила рамки институтского мероприятия. Вопервых, конференция наглядно показала потенциал вузовской науки. Вовторых, активное участие в ее работе профессорско-преподавательского состава вузов г. Новосибирска и производственников заложили основы плодотворного сотрудничества ученых и практиков в условиях военного времени.

В ноябре 1942 г. в институте состоялась VI научно-техническая конференция, на которой были заслушаны новые доклады и выступления, не вошедшие в регламент предыдущей (июльской) конференции. Наибольший интерес вызвали доклады генерал-майора технических войск А. В. Котюкова «Восстановление железных дорог по опыту Великой Отечественной войны», проф. В. Е. Еврейскова «Проблемы транспорта Западной Сибири», проф. Н. Т. Митюшина «Некоторые изменения в конструкции рельсового стыка на сдвоенных шпалах и стыка на весу», член-корр. Академии наук СССР, проф. Г. П. Передерия «Связь конструкций труб с условиями протекания воды в них», проф. П. Я. Гордиенко «Мероприятия по улучшению пригородного пассажирского движения в Новосибирском узле», ассистента В. Н. Железовского «Шлаковая изоляция из Кузнецкой шлаковаты» [7, с. 48]. VI научно-техническая конференция НИВИТа тоже оставила заметный след в развитии научноисследовательской работы института и сибирского региона. Ряд докладов были включены в повестки дня дорожных технических конференций, которые стали регулярно проводиться на базе Томской железной дороги, часть предложений были реализованы в народном хозяйстве. Одной из конкретных и специфических форм помощи оборонной промышленности и фронту стало создание на базе институтских мастерских и лабораторий специальных производств, где по заказам оборонных предприятий изготовлялись отдельные части, узлы, а иногда и военное снаряжение. Такие спецпроизводства стали первой ступенью в налаживании взаимодействия и тесного сотрудничества технических вузов с крупным промышленным производством [5, с. 292]. В НИВИТе на базе лаборатории кафедры «Строительной механики» были успешно осуществлены работы по испытанию деталей спецназначения для оборонных предприятий региона. В механической мастерской под руководством доц. В. А. Новопавловского были проведены испытания высокопрочных марок стали [4, с. 81].

Основной целью VII научно-технической конференции НИВИТа (10–12 ноября 1943 г.) являлось подведение итогов работы кафедр института по оказанию практической помощи Томской железной дороге. Конференция отметила, что «деловая связь с Томской ж.-д. окрепла, что значительная часть профессоров и преподавателей института плодотворно и успешно работает в различных областях деятельности транспорта и промышленности» [1, д. 168, л. 44]. В приказе по итогам конференции был отмечен большой вклад в эту работу генералдиректора пути и строительства 1-го ранга, академика Г.П. Передерия, д-ра техн. наук, проф. Н.Т. Матюшина, профессоров С. Е. Еврейскова, П. Я. Гордиенко, доц. Г. И. Клейменова. По инициативе руководства НИВИТа на Томской железной дороге был создан Научно-технический совет, и при нем пять секций, которыми руководили ведущие профессора института. Силами преподавателей и сотрудников института в 1942/43 учеб. году на Томской дороге организованы и проведены четыре выездных технических конференции в том числе: в августе 1942 г. по теме «Мобилизация внутренних ресурсов и лунинские методы работы» (ст. Усяты); в октябре 1942 г. по вопросу мобилизации внутренних ресурсов в области путевого хозяйства и подготовки к зиме (станция «Защита»). В апреле 1943 г. на ст. Барнаул была проведена научнопроизводственная конференция – «Организация движения и борьба с авариями и крушениями» [2, д. 209, л. 37; 3]. Разработка комплексной темы «Усиление транспортных связей Кузбасса» в определенной степени показала эффективность сотрудничества ученых и практиков.

В третий военный учебный год профессорско-преподавательский коллектив НИВИТА особый акцент сделал на оказание практической помощи железнодорожному транспорту и предприятиям города Новосибирска. По просьбе начальника управления Томской железной дороги проф. В. Е. Еврейсков сделал обстоятельный доклад на дорожной научно-технической конференции на тему «Опыт строительства Горно-Шорской железной дороги». Преподаватели института – д-р техн. наук, проф. М. М. Хазен прочитал три научных доклада в МЭМИИТе (г. Томск); доц. С.С. Ульрих и старший преп. Г.И. Клейменов сделали семь докладов во ВНИТО строителей; доц. А. И. Афанасьев регулярно выступал в Новосибирске по вопросам экономии электроэнергии в Доме науки и техники, в доме Красной Армии, в электротехнической лаборатории НИВИТа организовывал ежемесячные выставки для заводских рабочих [2, д.230, л. 23–23(об.)]. 

В 1944/45 уч. году преподаватели НИВИТа приняли  активное участие в организации и проведении научно-технической конференции молодых ученых, организованной Западно-Сибирским филиалом Академии наук СССР. От института военных инженеров железнодорожного транспорта с докладами выступили 14 человек. По итогам конференции грамотами горисполкома были отмечены выступления доц. С. В. Амелина «Приспособление трамвайных путей для совмещенного движения», доц. Ф. Г. Голицына «К вопросу о применении кирпича в мостостроении», доц. С. С. Ульриха «Мобильные установки для производства строительно-восстановительных работ», доц. Ф. И. Слесарчука «Некоторые результаты, относящиеся к теории статистически неопределимых ферм», ассистента А. М. Кушнарева [2, д. 247, л. 54].

Таким образом, научно-технические конференции Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта явились своеобразным толчком для раскрытия потенциала вузовской науки в условиях военного времени. Они выявили реальную потребность в налаживании крепких связей науки и производства, приоритете научных исследований и работ прикладного, в первую очередь, оборонного назначения, оказании практической помощи ведомственным и профильным предприятиям сибирского региона, городу Новосибирску. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архив НИИЖТа (НИВИТа). Ф. 1100. Оп. 2. Д. 137, 168.

2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф.р-1100. Оп. 1. Д. 183, 209, 216, 230, 247. 

3. Коржавин К. Н. НИВИТ в годы войны // Кадры – транспорту (Новосибирск). – 1975. – 6 мая. 

4. НоПИИТ – НИВИТ – НИИЖТ: (Очерки истории 50-летию института посвящается) / Новосиб. ин-т инженеров ж.-д. трансп.; под общей ред. П. И. Москалева. – Новосибирск, 1981. – 156 с. 

5. Петрова Т. Н. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по усилению творческого содружества науки с производством в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). – Томск, 1968. – 390 с. 

6. Советская Сибирь. 1942.

7. Тридцатилетие Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта: Краткий очерк / Новосиб. ин-т инженеров ж.-д. трансп. – Новосибирск, 1962. – 114 с.

© А. В. Добровольский, 2016

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image