21 ноября 2022 года исполнилось 75 лет со дня рождения новосибирского живописца, народного художника РФ Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова (1947).
К 75-летию со дня рождения художника и 55-летию творческой деятельности в Новосибирском государственном художественном музее открылась его выставка.
На ней представлены живописные произведения разных лет из коллекций Новосибирского государственного художественного музея, Кемеровского музея изобразительных искусств и частных коллекций, отражающие различные этапы творчества автора
На выставке будут представлены живописные произведения разных лет из коллекций Новосибирского государственного художественного музея, Кемеровского музея изобразительных искусств и частных коллекций, отражающие различные этапы творчества автора.
Почти вся жизнь художника связана с Новосибирском, а его искусство – явление далеко не местного масштаба. За пятьдесят пять лет творческой деятельности Омбыш-Кузнецов создал сотни произведений живописи и графики, участвовал более чем в трехстах восьмидесяти выставках разного уровня в стране и за рубежом. Стилевой диапазон его произведений необычайно широк: от стиля, своеобразно интерпретирующего суровый стиль 60-годов до гиперреализма и абстрактных композиций. Произведения конца 70-х и 80-х сегодня звучат по-особому, наряду с высоким мастерством и неординарностью, приобретая дыхание ушедшего времени, историчность.
«Михаил Сергеевич – удивительный сибирский мастер, обладающий неповторимой творческой манерой. Мы с большой радостью представляем персональные выставки наших друзей – художников, а Михаила Сергеевича мы действительно считаем таковым. В 2018 году в Новосибирском художественном музее проходила выставка, посвященная 50-летию его творческой деятельности и 70-летию со дня рождения. И вот мы вновь открываем экспозицию потрясающих, очень ярких и узнаваемых работ Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова. Выставка сподвигает всех нас поразмышлять над окружающей действительностью, оставляет место для раздумий, личных открытий», - отметила директор Новосибирского государственного художественного музея Екатерина Болдырева.
Об авторе
Михаил Омбыш-Кузнецов родился в 1947 г. в Барабинске Новосибирской области. В 1965 г. окончил класс художников-оформителей 74-й политехнической школы в г. Новосибирске, в 1970 г. - архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева. Живописец, член Союза художников с 1973 г., академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации. В 2004-2014 гг. - заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.
Произведения находятся в общественных и частных собраниях России, а также Австралии, Австрии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Канады, Франции и Японии.
Фото с сайта https://www.nsartmuseum.ru/exhibitions/id/492
https://www.nsartmuseum.ru/exhibitions/id/492
Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич
Живописец, народный художник РФ.
Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов – известный российский художник, живущий в Новосибирске. Он активно и много работает, начиная с 1970-х годов. С середины семидесятых его известность приобрела всесоюзный масштаб. В 1981-м он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, в 2000-х годах – заслуженным художником РФ и членом-корреспондентом Российской академии художеств. В 2016 г. – народным художником Российской Федерации. Список званий и наград очень велик. Но важнее следующее: почти вся жизнь Омбыш-Кузнецова связана с Новосибирском, а искусство его – явление далеко не местного масштаба. Картины мастера всегда играли особую роль в художественной жизни города и страны в целом, появление некоторых из них можно оценить как событие в изобразительном искусстве. Среди молодых советских живописцев 70-х – 80-х годов Омбыш-Кузнецов выделялся глубиной и своеобразием манеры исполнения, которые отличают и современные работы художника.
В 1970 году Михаил Сергеевич окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института (ныне это Новосибирский архитектурно-строительный университет). На первых порах именно образование определило тематику его творчества: городской пейзаж, индустриальный мотив, композиция на современную тему. Рано определился и с живописным подходом к этим темам: выявление конструктивной логики изображаемого, подчёркивание геометрических форм и «каркаса» работы, жёсткая, рационалистическая манера и сдержанная декоративность. В дальнейшем появились картины в разных жанрах: пейзаж, портрет, бытовой, натюрморт, который у Омбыш-Кузнецова часто неотделим от бытового жанра.
Первый большой успех художника и интерес к нему зрителей и критики связаны с серией работ «Нефтехим» (1973). В них труд и вся жизнь людей «завязаны» на технике, красота показана там, где раньше её не видели. Акцент сделан на технике и архитектуре, которые изображены так ясно, лаконично и точно, что живописное полотно напоминает архитектурный чертёж. Своеобразная красота индустрии и техники подчёркивается также за счёт пространственного решения, цветовое решение – лаконичное и строгое. Такая же эстетизация индустрии – главное качество художника – ощущается и в картине 1975 г. «Артерии Нефтехима». Со своей темой, образами и стилистикой Омбыш-Кузнецов органично вошёл в генерацию «семидесятников». В 70-х – 80-х он пишет работы, связанные с поездками по Сибири, которая в то время привлекала внимание многих деятелей искусства. Особенно важны «Дорога на Уренгой», «Сибирские нефтяники», «Освоение» (все 1980 г.) и другие работы «Тюменского цикла». «Дорога на Уренгой» – поиск и развитие новых живописных принципов и приёмов. В ней соединяется «репортажный» принцип изображения современной стройки с приёмами фотографии и кинематографа. Включённые в живописную ткань полотна фотографии – как документы истории, как факты: три друга позируют для снимка на память, люди укладывают рельсы – всё это напоминает «стоп-кадры» в документальном кино. Автор словно монтирует документальные кадры и репортажные зарисовки по методу коллажа. Это придаёт изображаемому ощущение подлинности, образам – новые грани. Реальные события переданы в цвете, а монохромные изображения – это воспоминания, которые будто проецируются на воображаемый экран. Введение в картину условного чертежа – это третий временной пласт, будущее. Работа представляет собой развёрнутую метафору. Позднее метафорическое начало будет встречаться в произведениях художника разных жанров. Также и монтажный принцип построения, и приёмы фото и кино, и своеобразное «полиэкранное» изображение. Картины «Освоение» и «Сибирские нефтяники» близки «Дороге на Уренгой», а в «Сибирских нефтяников» включены убедительные и почти документальные портреты рабочих. Тем самым автору удалось создать монументальный образ героя нового времени. Такой же поход к изображению современников в его «Бригаде» и других полотнах.
В «Формуле хлеба» (1984) и «Метро для Новосибирска» (1985) также видно стремление показать суть и красоту трудового процесса. Но если в «Формуле хлеба» художник откровенно прославляет труд и создаёт обобщённый образ-символ человека труда, то в «Метро для Новосибирска» ощущаются новые веяния, новое отношение к труду. Уже не звучат бодрые оптимистические ноты. И в лицах рабочих нет прежней красоты и образной яркости. Как и в более ранних работах, действие каждой разворачивается во времени, используются монтажный принцип композиции, крупные планы, выразительные детали, а фотомонтаж – ещё более смело.
С конца 80-х образная и пластическая системы Омбыш-Кузнецова несколько меняются. В ряде работ – «Большие гонки» (1988), «Большой город» (1987), «Репетиция. Ночной клуб» (2002–2003) – очевидно влияние фотореализма. Исчезает оптимизм и пафос, а живописные метафоры не всем понятны: при восприятии картины надо уйти от конкретного факта в область символов и ассоциаций. Важную роль в образной системе мастера играет тема частной жизни, произведения о семье, об окружающих человека бытовых предметах. Большое место занимает натюрморт, а изображение предметов несколько меняется: другие проблемы, другие предметы. В натюрмортах и жанровых композициях появляются ирония, рассказ о житейских радостях и слабостях. В «Состоянии полёта» (2001) именно через предметы и композицию, близкую к натюрмортной, передаётся состояние блаженства.
В живописи Омбыш-Кузнецова и раньше встречались эстетические парадоксы. С 80-х годов его творчество становится неким «собранием парадоксов» – это делает произведения многоплановыми и интересными, а искусство художника – живой системой. В работах встречаются неожиданно острые констатации, оригинальные ассоциации, своеобразные композиции («Незнакомка», «С любовью к женщине», 2010). Многие картины несут отпечаток трагедии, даже если их смысл не сразу поддаётся расшифровке («Золотой век», 1997; «Монумент», 1990; «Снятие с креста», 1993). В «Чёрной речке» (2004) место гибели Пушкина действительно превращается в чёрный поток, по которому плывут белые гипсовые маски поэта. Характерный для художника приём: особая значительность изображения предмета, на который переносится смысловой акцент. Маски так явственно напоминают о смерти поэта, что полотно приобретает трагический смысл, представляя собой всем понятную метафору.
В 1990 – 2000-х годах снижается социальная направленность произведений и наиболее интересными становятся работы, написанные вне социального заказа. Активно развивается своеобразный жанр – назовём его предметной композицией. В таких работах изображены не люди, а вещи, но по идейно-тематическим и пластическим признакам они более близки к сюжетным картинам, чем к натюрмортам. Это, например, «Советская икона» (1991–1994), где на абсолютно реально изображённую икону как бы нанесён другой символ – скульптура «Рабочий и колхозница», написанная в стиле супрематизма. Это подмена понятий, символов и идолов, идейных и стилевых.
В 1990-х – 2010-х художник меняется: расширяется тематика, появляются сложные многоплановые философские и иронические работы. Присущее его творчеству парадоксальное начало становится определяющим. Он может создать загадочное, глубокое произведение, используя откровенно неэффектный мотив («Закрытые картины», 1997–1998). Художник не даёт оценок современной жизни. Он даже не изображает её, а, скорее, размышляет о ней. И зрителя хочет подвигнуть на такие же размышления.
Л.М. Красовицкая
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ М.С. Заслуженный художник России, лауреат премии Ленинского комсомола Михаил Омбыш-Кузнецов : живопись : [альбом]. – Новосибирск : [б. и.], 2007. – 37 с. : ил., портр., [76] л. ил. – Библиогр. в конце кн.: с. [42–46]. – Из содерж.: Картины, вдохновлённые Сибирью : ст. из журн. «Искусство», 1986 / М. Омбыш-Кузнецов. – С. 5–15; Творческая характеристика как форма исследования творческого пути художника / Иванкин В.В. – С. 17–33; Основные даты жизни и творчества художника. – С. 35–37 .
2. ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ М.С. «Я бы и сейчас писал „монтажные картины”...» : [интервью с художником о его творчестве] / М.С. Омбыш- Кузнецов ; к печати подгот. Т. Гамалей // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2000. – № 11 (24 марта). – С. 23.
3. СОКОЛОВ А. «Неужели Михайло Сергеевич Омбыш...» : [стихи] // Сиб. огни. – 2008. – № 6. – С. 74–75. – («Когда наедине с самим собой...» : [подборка стихов] / Анатолий Соколов).
4. ВИШНЯК В. Мир прекрасный, многозначный : к 60-летию М. Омбыш-Кузнецова // Совет. Сибирь. – 2007. – 21 нояб. – С. 6 : ил., портр.
5. ГРИШАНОВА Т.В. Омбыш-Кузнецов Михаил Сергеевич // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 647 : портр.
6. ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ Михаил Сергеевич. Личное дело. ГАНО. Ф. Р-2167. Оп. 3. Д. 890.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2017
Добавить комментарий