8 ноября 2025 г. в галерее «Образы» на 2 этаже Новосибирской государственной областной научной библиотеки состоялось открытие выставки «Семь пролетов через Обь. История Октябрьского моста от задумки до пуска», приуроченной к 70-летнему юбилею Октябрьского моста.
Выставка подготовлена Новосибирским городским архивом.
Открытие выставки состоялось в рамках программы культурно- просветительской акции «Краеведческий эрудит».
Екатерина Викторовна Саженина, начальник отдела краеведения НГОНБ поблагодарила Новосибирский городской архив за сотрудничество и реализацию совместных проектов. Директор Новосибирского городского архива С.И. Райхман в своем выступлении подчеркнул значимость строительства Октябрьского моста для Новосибирска, отметив особую роль моста в развитии нашего города.
Экскурсию по выставке провела и.о. главного хранителя фондов Новосибирского городского архива Екатерина Сергеевна Швецова.
Обращая внимание собравшихся на представленные в экспозиции фотографии и документы, она рассказала о том, как осуществлялась связь между двумя берегами Оби до возведения Октябрьского моста, как обсуждалась идея его строительства, кем был подготовлен первый проект и почему он не был воплощен в жизнь.
Согласно постановлению Новосибирского горсовета от 13 января 1937 г. «О рассмотрении эскизных проектов коммунального моста через реку Обь» на рассмотрение комиссии было представлено 5 проектов. В качестве наиболее приемлемого для реализации был выбран проект, предполагающий комбинированную систему строительства.
В связи с началом Великой Отечественной войны строительство городского моста было отложено. В этот период функционировал открытый в сентябре 1941 г. понтонный мост через р. Обь, сооруженный в створе Чернышевского спуска.
Посетители выставки узнали подробности трудоемкого процесса подготовки к строительству такого масштабного проекта, как мост через р. Обь и не менее сложного процесса его постройки.
К 1 марта 1952 г. нужно было снести с территории строительства моста около 200 строений, принадлежащих гражданам, организациям и ведомствам. Помимо сноса, проводился и перенос домостроений. Улицу Сузунскую (ныне – Восход) пришлось расширить в три раза, а для строительства набережной и нового речного вокзала очистить от строений и сооружений берег Оби от устья р. Каменки до ул. Добролюбова.
Особый интерес вызвали нереализованные архитектурные элементы Октябрьского моста. Оказывается, при въезде на мост мы могли бы любоваться двумя торшерами с каждой стороны, высотой 65 метров. Но борьба с архитектурными излишествами в 50-егоды помешала реализоваться этой идее.
На выставке представлена интересная фотография статических и динамических испытаний моста накануне его пуска. 13–15 октября 1955 г. по мосту прошли единовременно 113 груженых песком автомобилей ЗИС-150, ЗИС-585 и МАЗ-205.
Познакомиться с экспозицией можно в рабочие дни Областной научной библиотеки. Вход свободный.
В течение многих лет существования первый автомобильный мост через р. Обь не имел официального наименования, став Октябрьским уже в 1973 г., с началом подготовки строительства второго автомобильного моста через р. Обь – Димитровского.
Использованы материала Новосибирского городского архива











































Добавить комментарий