40 лет назад (1985 г.) в Новосибирске в честь празднования 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, паровоз Н. А. Лунина установлен на постаменте перед путепроводом через проспект Димитрова, на ул. Ивачева.
Жителям Новосибирска известны несколько паровозов, установленных как памятники в разных районах города: в Центральном, в Первомайском, в Дзержинском. Но, вне всякого сомнения, самым известным из них является знаменитый паровоз машиниста Н. А. Лунина.
Годы первых, предвоенных советских пятилеток были временем героического, ударного труда, когда наша Родина стремилась догнать передовые, промышленно развитые страны Европы и мира. Поэтому в 30-е гг. ХХ в. именно в эти годы зарождается знаменитое стахановское движение, которое быстро распространяется в разных отраслях народного хозяйства. Одной из форм стахановского движения на железнодорожном транспорте стало движение получившее название «Лунинское», инициатором которого стал машинист депо станции Новосибирск – Николай Александрович Лунин. Об истории возникновения и распространения лунинского движения на железных дорогах страны имеется обширная литература, нам бы хотелось сказать несколько слов о паровозе, на котором трудился Лунин и его паровозная бригада.
Весной 1941 г. известная в стране паровозная бригада была приглашена в Москву для встречи с наркомом путей сообщения Л. М. Кагановичем. На этой встрече после своей беседы, нарком наградил членов бригады и объявил им о своем приказе о выделении специального паровоза серии ФД – Феликс Дзержинский с юбилейным номером 3000. Из Москвы бригада машиниста Лунина отправилась на Ворошиловоградский паровозостроительный завод для получения юбилейного паровоза. В газете «Советская Сибирь» появилась фотография машиниста, сделанная на фоне вручаемого ему юбилейного паровоза. Из этого города Лунин с бригадой отправился на подаренном паровозе в Новосибирск. Вскоре в газете «Большевистская смена» появилась заметка о торжественной встрече, которая состоялась на станции Новосибирск. «Вечером 13 марта железнодорожники станции Новосибирск, встречали знатного машиниста Николая Лунина и его дружную бригаду. … Среди выступивших на митинге были начальник политотдела узла т. Аксарин, машинист-орденоносец т. Орлов, старший стрелочник-лунинец Соколов. … После завершения торжественной встречи тёмно-голубоватый паровоз серии ФД отправился в депо станции…». Мирный труд паровозной бригады оказался весьма недолгим – через три месяца началась Великая Отечественная война.
На своём паровозе бригада Лунина трудилась все военные годы, добиваясь высоких результатов. В конце 1941 г. паровозной бригаде было разрешено доставить рекордный грузовой состав с углем в Москву. И сцепкой из двух паровозов в столицу был доставлен грузовой состав весом 5.000 тонн, при норме веса обычного состава в 2.500 тонн. В начале 1943 г. после завершения Сталинградской битвы, Николай Александрович Лунин на полученную премию, купил/оплатил состав с углём и доставил этот уголь в город на Волге. За этот поступок машинист получил благодарность от Сталина. В том же 1943 г. известному машинисту было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1960-е гг. этот паровоз был поставлен на длительную стоянку и его ожидала перспектива быть окончательно списанным и разрезанным на лом.
Но юбилейному паровозу повезло, было принято решение сохранить его как памятник истории железнодорожного транспорта, установив его рядом с Транссибирской магистралью, на путях которой проходила его трудовая служба.
В начале мая 1985 г. в газете «Вечерний Новосибирск» была опубликована небольшая заметка о том, вскоре недалеко от театра «Красный факел» на специальный постамент в ближайшие дни будет установлен паровоз знаменитого железнодорожника Сибири Н. А. Лунина. А 9 мая в газете «Молодость Сибири» была напечатана большая статья с названием «Наш паровоз». Газета сообщала своим читателям: «Вчера в Новосибирске состоялось открытие памятника знаменитому машинисту Н. А. Лунину и его соратникам. Это паровоз, на котором работала лунинская бригада. Вместе с Луниным водил этот паровоз Н. Ф. Цибизов, ныне почётный железнодорожник, кавалер государственных наград, а сегодня участник торжественной церемонии…. Для нас этот паровоз – просто памятник. А для Николая Федоровича Цибизова он – как живой…»
Прошло уже 40 лет с того дня, когда паровоз бригады Н. А. Лунина встал на свою вечную стоянку в нашем городе.
В 1986 г., через год после того как знаменитый паровоз превратился в памятник сибирским железнодорожникам, Министерство связи выпустило серию из пяти почтовых марок, посвящённых знаменитым советским паровозам. Одна из марок этой серии была посвящена паровозу машиниста Н. А. Лунина.
В 2005 г. на базе памятника «Паровоз Н. А. Лунина» был открыт Мемориал Славы тружеников тыла 1941–1945 годов, включающий знаменитый паровоз, информационный стенд и памятный знак.
В. И. Баяндин
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. ДЕНЬ нашей страны // Советская Сибирь. – 1941. – 9 марта. – С. 1.
2. НИКОЛАЙ Лунин привёл свой паровоз из Ворошиловграда в Новосибирск // Большевистская смена. – 1941. – 16 марта. – С. 4 : ил.
3. ИВАННИКОВА Л. Наш паровоз // Молодость Сибири. – 1985. – 9 мая. – С. 4.
4. НАВЕЧНО в памяти народной // Вечерний Новосибирск. – 1985. – 6 мая. – С. 1.
5. ПАРОВОЗ, который водил машинист-новатор Н. А. Лунин // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. – Новосибирск, 2011. – Кн. 1 – С. 52.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2025 год
Добавить комментарий