Патриот сибирской музыки

90 лет со дня рождения композитора Иванова Георгия Николаевича (1927-2010 гг.), заслуженного деятеля искусств России, народного артиста России, кавалера ордена Трудового Красного Знамени.

Вся жизнь Георгия Николаевича была связана с музыкальным Новосибирском.  Он родился в 1927 году, в семье пианиста и дирижера Николая Иосифовича Иванова, в 30-е – 40-е гг. работавшего с симфоническим оркестром Новосибирского радио и в оперном театре. Первым учителем будущего композитора стал его отец. По окончании средней школы Георгий Иванов работал концертмейстером в кукольном театре Сергея Образцова, эвакуированного в Новосибирск.  В Новосибирске же проходил военную службу – в Ансамбле песни и пляски СибВО.

И после окончания в 1956 г. Ленинградской консерватории по классу композиции В. В. Волошинова, здесь, в родном Новосибирске начал педагогическую деятельность сначала в музыкальном и хореографическом училищах, а с 1959 г. – в консерватории. В 1957 г. был принят в Союз композиторов России, в 1971–1976 гг. занимал пост председателя правления Сибирской организации Союза Композиторов.

Трудно переоценить значение Георгия Николаевича Иванова в отечественной музыкальной культуре. Он по праву считается основоположником сибирской профессиональной композиторской школы. Многие его сочинения стали этапными в сибирской музыке, отразив актуальные темы и идеи, которые питали художественную жизнь региона на протяжении второй половины XX века. Его творчество представлено разными жанрами: опера, оперетта, балет, оратория, кантата, симфония, инструментальный концерт, произведения для ОРНИ, камерно-инструментальная и вокальная музыка, музыка к спектаклям и телефильмам.

Музыкальный театр и инструментальный концерт – две сферы, в которых ярко и полно раскрылся талант композитора. Из пяти оперетт первая – «У моря Обского», посвященная строителям Академгородка, обошла театры многих городов страны. С оперы «Алкина песня» начинается история сибирской оперы (1965). Она с успехом шла на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, а также была показана в Большом театре во время гастролей в Москве. Авторской удачей стала опера «Ревизор» (1984).

Неоднократно исполнялись его блестящие фортепианные концерты и концерт для виолончели с оркестром. Черты концертирования проявились в оратории «Сибирские посиделки» и в ряде концертных фантазий, написанных в 70-е годы для Оркестра русских народных инструментов Новосибирского теле-радио-комитета: «Сибирская рапсодия», «Сибирская мозаика», «Сибирская масленица», «Юмореска». Итогом многолетних размышления композитора стала Одночастная симфония (1992), в которой раскрываются актуальные проблемы современности, духовного мира личности и судеб российской культуры начала 90-х.

Произведения композитора:

Оперы: «Алкина песня» (1967) и «Ревизор» (1983), балет «Цветик-семицветик» (1956) и балетная сцена «Созидатели». Кроме того, велась работа над «Василием Теркиным» (неоконч.). Оперетты: «У моря Обского» (1962), «Рябина красная» (1968), «Три плюс три» (1965), «Алло, милиция» (1968), «Два цвета времени» (1982). Два фортепианных концерта: (19?, 1980), виолончельный (1979), Симфония (1991-92). Оратория-посиделки «Сибирские вечера» (1972), хоровые циклы «Страна-маяк» (1964), «Песни молодости» (1965), «Родина космонавта» (1965). Вокальные циклы «Говорите о главном» (1967), «ХХ век» (1973), «Из лирического дневника Вероники Тушновой» (1974), «Вечерние песни» (1979), «4 хора на стихи В.Брюсова» (1980), «Голодные песни» (1993) на стихи Н.Некрасова. Опусы для ОРНИ: «Сибирская рапсодия» (1962), «Молодежная увертюра» (1963), «Веселая увертюра» (1969), «Сибирская мозаика» (1970), «Юмореска» (1977), Концерт для оркестра (1979), «Сибирская масленица» (198), Цикл пьес «Хоровод», «Страдания», «Разговоры-разговоры», «Собирается наша улица» (1987), «Детская симфония» (1992). Обработки русских народных песен для хора. Камерно-инструментальные произведения: 2 стр.квартета (196?). «Музыка для ф-но» (1987), «Четыре арабески для баяна» (1990), «Алтайский альбом для ф-но» (1991). Музыка к спектаклям «Взрыв», «Проводы белых ночей», «Дон Кихот ведет бой», «Пора любви», «Волшебник Изумрудного города», «Короткая передышка». Известно, что в работе у Иванова в последние годы были неоконченные симфонические фрески «Памяти Феофана Грека и Андрея Рублева» как новая ступень в его творчестве.

Его творчество разделяют на 3 периода (по А.Лесовиченко):

1. «Студенческий» (от Сонатины для скрипки и ф-но до симфониетты 1958).

 2. «Творческой зрелости» (от оперетты «У моря Обского» 1962 – до Оратории «Сибирские вечера» 1972).

3. «Подведения итогов» (от виолончельного концерта 1979 до симфонии 1992).

Опытнейший педагог, Георгий Николаевич за 50 лет работы в консерватории воспитал целую плеяду сибирских композиторов. В числе более 30 его выпускников – профессор, заслуженный деятель искусств РФ, создатель сибирской симфонии А. Муров (чье имя ныне носит Новосибирский музыкальный колледж), заслуженный деятель искусств Карелии, доктор искусствоведения, профессор Б. Напреев, композиторы И. Бершадский, О. Иванов, А. Курченко, Н. Луганский и др. Г. Н. Иванов заложил основы формирования композиторских школ в республиках Сибири, воспитал группу якутских композиторов: А. Самойлов, К. Герасимов, Е. Неустроев, бурятских композиторов: Ц. Ирдынеев, Б. Цырендашиев, Л. Санжиева, тувинского композитора К. Дамба-Хуреш-Оола.

В 1968 Иванов награжден премией Ленинского комсомола. В 2005 награжден премией губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства

По информации: http://www.stranamam.ru/post/1026951/

http://www.media-nsglinka.ru/index.php?r=mcspersona/view&id=22

 

Добавить комментарий

Target Image