Он прошел 100 лет назад, 19 января 1920 года.
В годы Гражданской войны в Советской России появились субботники и воскресники как форма добровольной бесплатной работы сторонников Советской власти на общественное благо.
26 декабря 1919 г. председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ленин направил реввоенсовету Пятой Красной Армии телеграмму о срочном освобождении Транссибирской железнодорожной магистрали от застрявших грузов и охране имущества, захваченного у отступающих колчаковских войск. «…Все силы двиньте на ускорение с углём и разгрузкой дороги, равно на охрану имущества от расхищения. Извещайте чаще об исполнении». Традиционными методами работы быстро решить такую проблему железных дорог страны не удавалось и пришлось искать новые формы ударного труда с помощью субботников.
Первый такой субботник состоялся 12 апреля 1919 г. по инициативе коммунистов депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В нём приняли участие около 20 коммунистов, которые за 10 часов работы смогли отремонтировать 3 паровоза. А 10 мая на той же железной дороге состоялся первый массовый субботник, участие в котором приняли уже более 200 человек. Вскоре это движение охватило другие железные дороги страны, а затем распространилось и на промышленные предприятия Советской России.
В. И. Ленин в июне 1919 г., в своей статье «Великий почин» очень высоко оценил инициативу трудящихся. «Прямо-таки гигантское значение в этом отношении имеет устройство рабочими, по их собственному почину, коммунистических субботников. Видимо это только ещё начало, но это начало необыкновенно большой важности. Это начало переворота…».
В то время, когда в европейской части Советской России стали организовываться первые субботники и воскресники, территория Сибири ещё находилась под властью колчаковского правительства. Но после освобождения территории Западной Сибири от колчаковцев и интервентов субботники и воскресники стали проводится и в сибирских городах.
19 января 1920 г., через месяц после восстановления Советской власти в г. Новониколаевске, газета «Красное Знамя» в разделе «Местная жизнь» посвятила этому знаменательному событию небольшую статью под заглавием «Первый субботник в Новониколаевске»: «По инициативе работников Авто-базы (так тогда писали это слово – Б. В.) был проведён первый в Новониколаевске субботник. На кличь отозвалось свыше 400 товарищей. Стройными рядами со знамёнами и пением революционных песен товарищи отправились на товарную станцию, где ими была за 5 часов проведена колоссальная работа. В общем разгружено 85.000 пудов разного груза. С объявлением недели фронта всем организациям надо брать пример…». А через несколько дней в той же газете появилась ещё одна статья, в которой более подробно рассказывалось о новом событии городской жизни. Прежде всего, в новой заметке уточнялось, что субботник продолжался три с половиной часа. За это время «было выгружено 93 вагона, главным образом с артиллерийским и инженерным имуществом и погружено 6000 пудов хлеба в Россию, как первый привет товарищей шофферов Авто-Базы товарищам рабочим Центральной России…». Неизвестный автор заметки с радостью отмечал: «Растёт и крепнет самосознание новых борцов за светлое будущее России. Быстро прививаются и усиливаются новые формы жизни и к чести товарищей автомобилистов, надо сказать, что на этом поприще они хотят перегнать многих на своем «Красном автомобиле труда».
В конце статьи, автор подчёркивал значимую роль этого учреждения в общественной жизни города: «Наряду с этим нельзя не остановиться еще раз на „Клубе Авто-Базы имени товарища Троцкого”. Он всё более и более получает значение общественного и культурного центра города Ново-Николаевска. Все митинги, концерты и спектакли проходят при переполненном зале». В местных газетах сообщалось, что Красноармейский клуб Авто-базы открыл свою деятельность вечером 12 января 1920 г. Помещение было декорировано и увешено огромными портретами вождей коммунизма тт. Ленина, Троцкого, Маркса. … Вечер был открыт речью тов. Вольвоцкого заведующего политотделом 51-й дивизии. … В дальнейшем всё прошло отлично. Все дали что могли: речи сменялись декламацией, пением и игрой. Номера часто прерывались исполнением Интернационала, многие слушали его в первый раз … На открытии присутствовали почти все главные советские деятели города Ново-Николаевска».
Весной 1920 г. в сибирских газетах стали регулярно появляться статьи об организации субботников в разных городах Западной Сибири: Омске, Томске, Барнауле и др. Сибревком, размещённый в это время в Омске, одобрительно отнёсся к новой форме революционного творчества сознательных рабочих и обратился с призывом поддержать это начинание тех, кто ещё не включился в движение, способствующее скорейшему восстановлению хозяйственной жизни в Советской России.
4 апреля 1920 г. газета «Каменская правда» сообщила своим читателям о результатах «Недели фронта» состоявшейся в Новониколаевске. «В неделю фронта отремонтировано 184 паровоза и 52 вагона, оборудовано 150 теплушек, отправлено 48 поездов, разгружено 254 вагона, очищено от снега пути 61 тысяча 720 квадратных сажен».
О том, насколько масштабную и разнообразную работу выполняли на коммунистических субботниках, даёт представление сообщение, напечатанное в начале июля 1920 г.
в газете «Советская Сибирь». «В работах коммунистического субботника за 19 и 20 июня [в г. Новониколаевске] участвовало 5047 человек, коммунистов – 1958, беспартийных – 3089. Сделана следующая работа: выгружено разного груза 2415 пудов, выстрогано досок 100 п. с., выгружено и перевезено дров 305 п. с. В мастерской губсовнархоза № 1 раскроено туфель 200 штук, сшито 100 штук, погружено кирпича 5000 пудов, картофеля 50 пудов, вывезено 95 возов навоза, выгружено и погружено разного авиационного военного имущества 33 вагона, размолото зерна на мельнице б/Емельянова 493 пуда, разбито, просеяно и набито муки в мешки 220 пудов, в затоне загородной рощи выгружено из баржи угля 1975 пудов, … сделана 1 лодка, … подвезено лесу 50 брёвен, плах 40 штук…».
Таким образом, становится понятным, насколько значимую роль играли коммунистические субботники в восстановлении мирной хозяйственной жизни и как, начавшись на линии железных дорог, этот ударный, безвозмездный труд активных, сознательных сторонников Советской власти охватил и другие отрасли экономики.
Обращаясь к стихийной инициативе рабочих, которая демонстрировала высокую сознательность сторонников Советской власти, председатель Совнаркома В. И. Ленин в эти годы писал: «Надо хорошенько продумать значение „коммунистических субботников”, чтобы извлечь из этого великого почина все громадной важности практические уроки, которые из них вытекают».
В. И. Баяндин
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. ЛЕНИН В. И. Великий почин // ПСС. – 5-е изд. Т. 39. – М.,1978. – С. 5, 26.
2. СОВЕТСКАЯ историческая энциклопедия [в 12 т.]. – Т. 7 / гл. ред. Е. М. Жуков. – М.,1965. – С. 745–746.
3. СИБИРСКИЙ революционный комитет (Сибревком) август 1919 – декабрь 1925 гг. : сборник документов и материалов. – Новосибирск. – 1959. – С. 95, 121, 125.
4. ВЕЛИКИЙ почин // Советская Сибирь. – 1920. – 25 марта. – С. 2.
5. К НАСЕЛЕНИЮ Томской губернии // Красное знамя (Ново-Николаевск). – 1920. – 30 янв. – С. 2.
6. ПЕРВЫЙ субботник Авто-Базы // Красное знамя (Ново-Николаевск). – 1920. – 22 янв. – С. 4.
7. ПО КРАСНОЙ Сибири. Местная жизнь // Советская Сибирь. – 1920. – 16 янв. – С. 1.
8. ОТКРЫТИЕ красноармейского клуба политотделом Авто-Базы // Красное знамя (НовоНиколаевск). – 1920. – 15 янв. – С. 3.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2020 год
Фото1919. Первый Коммунистический субботник на Казанском вокзале. Заготовка дров https://humus.livejournal.com/6607494.html
Добавить комментарий