«Писать вы можете ночью…»

21 марта 1926 года в четыре часа дня в клубе Охотников (Кузнецкая, 11) состоялся Первый Всесибирский съезд писателей, принявший решение организовать Сибирский союз писателей, позднее преобразованный в Новосибирское отделение Союза писателей России. Зал был полон — 44 делегата из разных уголков Сибири, гости и «просто интересующиеся».

Событие это имело огромное значение в культурной жизни Сибири. Съезд оказался в центре внимания всей сибирской общественности. Еще в октябре 1925 года у писателей, поэтов, критиков, группирующихся вокруг журнала «Сибирские огни», возникла идея создать единую сибирскую литературную организацию — Сибирский Союз писателей, «выявив литературные силы в масштабе Сибири». Литературные группы и объединения были уже в Иркутске, Томске, Омске, Усть-Каменогорске, но зачастую литераторы, живя в одном городе, не знали друг друга. Второй задачей ставилось — собрать писателей Новосибирска, объединив их в местный литературный кружок.

Еще до съезда во всех бывших губернских городах образовалось 12 литературных групп численностью до 200 человек. Начали активно работать и новосибирцы. Один за другим они провели четыре вечера: «Сибирская литература», «Вечер памяти Есенина», «Вечер памяти Рейснер», «Старый и новый Горький». Отдельной темой для разговора было «выявление новых молодых сил» — так называемого «писательского молодняка».

Как писал Вениамин Вегман, «рабочие горели страстным желанием запечатлеть свои мысли и настроения в прозе и стихах. Но только редким из них это кое-как удавалось. Не счесть тех курьезов, которыми пестрели тогдашние газеты». Интеллигенция возмущалась: «Не одно десятилетие пройдет, пока вы хотя бы одного рабочего от станка или крестьянина от плуга научите писать стихи»; «Ломоносовы и Кольцовы — явления редкие».

Однако с каждым годом в литературе все больше стало появляться «самосочинителей» типа пожарного Ванюхина, пытающихся сказать «новое слово» в литературе. За ними видели будущее. Как сказал Владимир Зазубрин, «кровь литературы, кровь по преимуществу интеллигентская, должна быть освежена молодой кровью того класса, которому сейчас принадлежит власть в стране, и того класса, с которым он работает в тесном союзе».

После революции в Сибири появилось достаточно много талантливых писателей, сумевших заявить о себе не только на местном, но и на всесоюзном уровне: Вяткин, Зазубрин, Гольдберг, Гребенщиков, Сейфуллина, Иванов, Пушкарев, Вяч. Шишков.

На съезде обсуждали темы: «Писатель, литература и революция», «Сибирская литература 17–26-го годов». Особое внимание уделили экономическому и правовому положению писателя. Литераторы жаловались на маленькие гонорары, которые еще и платят несвоевременно. Так, Пушкарев за рассказ получал четыре рубля, а за строчку стихов — три копейки. Это приводило, по мнению многих, к откровенной халтуре. Зазубрин сетовал, что беда сибирских писателей в том, что они должны служить в советских учреждениях, чтобы иметь постоянный заработок. А времени на основную писательскую работу совсем не оставалось. Чаще всего начальство выговаривало: «Писать вы можете ночью».

Из сорока четырех присутствующих на съезде делегатов только два человека жили исключительно на литературный заработок, а 42 были служащими.

Съезд проработал четыре дня. Главную задачу сибирский форум выполнил — Сибирский Союз писателей объявили созданным. Позже он был преобразован в Новосибирское отделение Союза писателей России.

Людмила Кузменкина

Добавить комментарий

Target Image