110 лет назад в посёлке Новониколаевском состоялась первая в истории города маёвка.
Ленин тоже любил маёвки
День международной солидарности трудящихся Первое мая был учрежден Парижским конгрессом II Интернационала в 1889 году в память о выступлении рабочих Чикаго, жестоко подавленном в мае 1886 года американскими властями.
В России, прячась от полиции, рабочие вынуждены были тайно праздновать Первомай где-нибудь на природе. Эти «сборища» получили название маёвок. В России первая маёвка состоялась в 1891 году в лесу под Санкт-Петербургом. Ее провела социал-демократическая организация Бруснева. Через восемь лет (1899 год), первые маёвки прошли в Сибири. Около тридцати рабочих Томска впервые тайно отпраздновали Первое мая.
Надежда Крупская вспоминала, как они с Лениным в этом же году отмечали маёвку в кругу друзей в Шушенском. Вначале собрались в доме – разговаривали, пели песни. Вот текст одной из них:
День настал весёлый мая.
Прочь с дороги, горя тень!
Песнь раздайся удалая!
Забастуем в этот день!
Полицейские до пота
Правят подлую работу,
Нас хотят изловить,
За решетку посадить.
Мы плюем на это дело,
Май отпразднуем мы смело,
Вместе разом,
Гоп-га! Гоп-га!
Пели вначале по-русски, потом по-польски. После ходили в поле, а вечером опять пели. В этот день «мы с Ильичом как-то никак не могли заснуть, мечтали о мощных рабочих демонстрациях, в которых мы когда-нибудь примем участие».
Густой бор тайну свято сохранит
В Новониколаевске маёвки ведут отсчет с 1902 года. 1 Мая подпольная Обская группа РСДРП провела первое нелегальное собрание рабочих за городом. Они поодиночке пробирались в бор между Первой и Второй Ельцовкой (ныне район площади Калинина). На этой маёвке, по словам ее участников, присутствовало 35 человек. Это были в основном рабочие железнодорожного депо.
Под бдительной охраной выставленных кругом патрульных они слушали выступления о международной пролетарской солидарности, о восьмичасовом рабочем дне, о борьбе с самодержавием. С речью о рабочем движении выступил член Сибирского Союза РСДРП Николай Самойлович. Когда-то он учился в Казанском ветеринарном институте, откуда его уволили за участие в студенческих волнениях и выслали в поселок Новониколаевской, где жили его родители, с запретом проживать в университетских городах. Здесь он работал присяжным поверенным и снова вёл социал-демократическую пропаганду. После даже был кандидатом в выборщики от новониколаевсках социал-демократов для выборов депутатов от Томской губернии в III Государственную думу. Душой первой маёвки были столяр Полунин и его помощники — кузнец Овчуков и литейщик Катковский. Маёвка закончилась пением революционных песен.
В мае того года в поселок Новониколаевский и другие населённые пункты по линии железной дороги стала поступать газета «Искра». Она писала: «Волна рабочего движения перекинулась вместе с железной дорогой через Урал и разлилась по необъятной Сибири. Первый вал этой волны, еще слабый, уже начинает пугать наших правителей — слишком уж необычайная это вещь: вдали от культурных центров, в глуши Сибири, в горах Забайкалья, слышатся революционные песни, печатаются и распространяются прокламации, шевелится рабочий».
Маевки, cтачки, демонстрации...
С тех пор празднование 1 Мая в Новониколаевске проводилось регулярно. В 1903 году маёвка состоялась в лесу, вблизи Оби, за строящимся военным сухарным заводом. На ней присутствовали не только члены социал-демократического кружка, но и беспартийные рабочие депо.
В 1904 году впервые состоялась первомайская демонстрация рабочих-железнодорожников. Они прошествовали от депо по улице Переселенческой (сейчас это улица 1905 года). Полиция перекрыла демонстрантам путь к центру города и пыталась арестовать инициаторов шествия. А маёвка состоялась за Второй Ельцовкой. Здесь собралось около 60 человек — рабочих и социал-демократов. Слушали Бушуева, Самойловича, пели революционные песни. В городе распространили листовку Обской социал-демократической группы.
1 Мая 1905 года в железнодорожном клубе на станции Обь был организован первый открытый митинг железнодорожников, к которым присоединились рабочие заводов «Труд» и лесопильного. Ораторы говорили о значении Первомайского праздника и призывали к свержению самодержавия. По окончании участники митинга подняли два красных флага с надписями: «Долой самодержавие!» и с первомайскими лозунгами двинулись по улице Кузнецкой (улица Ленина). На углу Кузнецкой и Кабинетской (Советская) их разогнали казаки. И даже арестовали несколько человек. К счастью, флаги успели спрятать и спасти.
Через год рабочие и служащие станции Обь, мастерских и депо, мельниц, лесопильного завода, приказчики провели уже однодневную общегородскую стачку, посвященную 1 Мая. Чувствовался революционный подъем 1905—1907 годов. Стачки и забастовки проводились постоянно. Так, 20 июля 1906 года приказчики торговых заведений города провели однодневную забастовку, требуя сделать праздничным «день Ильи Пророка».
В 1907 году в загородной маёвке принимали участие уже 350 человек. Социал-демократы распространили листовки с призывом продолжать борьбу с самодержавием.
Удили рыбу для маскировки
Маёвки стали теперь проводиться каждый год. Вот как выглядели эти действа глазами детей. Житель Новосибирска Георгий Крылов был еще маленьким мальчиком, когда вместе с отцом ходил на загородную маёвку. Детские впечатления остались на всю жизнь:
«...Но самые яркие воспоминания детства относятся к событиям…политического характера! 1916 год. Отец берет меня на маёвку — тайную праздничную сходку революционно настроенных людей. Мы идем с ним по главному проспекту, выходим на городскую окраину, к самому лесу, который начинается у речки Ельцовки. Дойдя до берега, мы сворачиваем налево и попадаем на нарядную лужайку, на которой уже собралось много народа. Расстилаются скатерти, готовится закуска, а мы, мальчишки, начинаем удить рыбу – никто не должен догадываться об истинной цели нашего собрания. Пока ловится рыба и варится уха, мужчины что-то горячо обсуждают. А я страшно горжусь собой: мне удалось поймать двух налимов и двух ельчиков. Первая Ельцовка, как и все речки, протекающие по нашему городу, была в ту пору полноводна и славилась обилием довольно ценной промысловой рыбы — ельца, отчего и получила свое название.
После обеда взрослые стали петь революционные песни, а я продолжал удить рыбу, глядел на противоположный, густо поросший лесом берег и, конечно, не думал о том, что, пройдет время, и от леса не останется и помину, что в каких-то двухстах-трехстах метрах от потаенной лужайки возникнут большие дома, в одном из которых, на площади Калинина, мне доведется жить. Порой, подходя к станции метро «Заельцовская», я сам себе отказываюсь поверить: неужели это шумное, кипящее жизнью место было когда-то настолько глухим, что могло укрыть от полицейского взгляда многолюдную маёвку?»
Маёвка популярна и сейчас
После революции необходимость в нелегальных первомайских акциях отпала. 1 Мая стал государственным праздником. Однако в 60-х годах в «моду» снова вошли маёвки. В Новосибирске весной 1960 года студенты недавно созданного университета спонтанно провели импровизированную маёвку. Вечером накануне 1 Мая они развели костёр перед своим общежитием и до поздней ночи пели популярные советские песни, танцевали.
Второе рождение маевка обрела после появления в университете Интерклуба. В 1966-м году маевка появилась на свет как крупномасштабная политизированная акция. Её атрибутами стали: трибуна, транспаранты с лозунгами типа «Эй, студент, кончай прострацию – приходи на демонстрацию!», костер, в котором сжигались чучела милитаризма, расизма, фашизма, Пиночета и т.д. Зрелищность маевкам придавали выступления исполнителей патриотических и революционных песен, театральных коллективов. К маёвкам стали готовиться заранее. Они были одной из форм политико-идеологической работы с молодежью. Маевка проводились в рамках Интернедели – Недели интернациональной солидарности – которая тоже начала свой отсчёт в 1966 году.
Особенность маёвок тех лет – то, что они носили политический характер. Маёвки против вторжения США во Вьетнам, против атомной войны и нейтронного оружия, в знак солидарности с Чилийским народом…
Выпускники НГУ помнят эти незабываемые мероприятия с выступлением театральных коллективов, проведением фестиваля политической песни. Известная сегодня на всю страну Татьяна Лазарева тоже когда-то пела в ансамбле политической песни «Амиго». На маёвки в Академгородке собиралось в некоторые годы до десяти тысяч человек. После распада СССР эти студенческие мероприятия продолжают проводиться, но преимущественно как музыкальные шоу.
Сегодня Маевка по праву считается одним из крупных открытых фестивалей города и одним из самых атмосферных мероприятий года.
Для многих Маевка становится поводом приехать в Академгородок послушать музыку, и встретить старых друзей, провести время в шумной веселой компании.
В разные годы на гала-концерте Маевки выступали: «Несчастный случай», «Иван-Кайф», «Сплин», «Колибри», Марк Алмонд и Томас Мур, "Чайф", «Несчастный случай», «Алиса», Настя Полева, «Манго-Манго».
В этом году выступили новосибирские команды Colorless, He Called Her Jen, Квант, XPipes, Missed, Clap Tone, а завершился фестиваль выступлением московской группы Anacondaz.
«Маевка» за все прошедшие годы обросла традициями. Одна из самых запоминающихся – сжигание огромного костра. Когда концерт подходит к концу, вспыхивает трехметровый столб пламени.
Сейчас некоторые пытаются связать маевки в НГУ с монстрациями, проводимыми в последние годы в Новосибирске. Очевидно, что у этих мероприятий нет ничего общего.
Людмила Кузменкина
Фото http://infonarod.ru/info/ngu-mayovki
Добавить комментарий