Новосибирский метрополитен отметит 30-летние работы запуском поезда-музея об истории метро. Его вагоны расскажут пассажирам о том, зачем для строительства станции надо было взрывать площадь Гарина-Михайловского и почему в первый день после открытия метро на полу нашли ведро пуговиц.
Новый поезд-музей появится в новосибирском метрополитене 15 января. Стены поезда расскажут пассажирам об истории строительства и работы новосибирского метро.
В поезде четыре вагона. Первый вагон посвящен удивительным фактам истории строительства метро. Вместо метромоста инженеры предлагали построить тоннель под дном Оби. Новосибирское метро – первое в мире, построенное при длительной (180 дней в году) отрицательной температуре. Чтобы успеть залить бетон при плюсовой температуре, к строительству метро широко привлекали добровольцев, школьников и студентов.
Новосибирск стоит на твердом гранитном основании, в котором невозможно проложить тоннель. Поэтому ветки метро пришлось прокладывать на маленькой глубине, а большинство станций вообще построено открытым способом. Строители должны были очень постараться, чтобы не разрушить здания в центре города и защитить их от шума и вибрации. В новосибирском метро впервые в мире была внедрена конструкция путей с резиновыми прокладками, которая теперь используется по всей России.
«Если бы сначала построили метро, а потом разбили вокруг него город, было бы проще и дешевле…», – говорил бывший Первый секретарь Новосибирского горкома КПСС Г. В. Алёшин в интервью газете «Вечерний Новосибирск».
Открытие метро стало настоящим событием для новосибирцев. Ветераны метрополитена вспоминают, что первый день работы метро вечером 7 января после закрытия уборщики собрали ведро пуговиц и несколько десятков детских ботиночек. Пуговицы были оторваны в давке, а ботиночки слетали в толпе с детей, которых горожане несли на руках. В первые дни работы метро перевозило более 200 тысяч человек при плане в 130 тысяч. Миллионный пассажир был перевезён на пятый день работы метро.
Во втором вагоне можно найти яркие факты отдельных станций новосибирской подземки. При строительстве станции Гарина-Михайловского пришлось взрывать грунт – сваи не шли в грунт из-за старого булыжного покрытия привокзальной площади. Вся площадь была оцеплена милицией, и грунт взорвали по периметру строительного котлована.
На станции Гарина-Михайловского самый низкий поток пассажиров (8,5 тысяч в сутки), а самый большой – на «Площади Маркса» – почти 40 тысяч. Кстати, площадь Маркса – последняя станция, построенная в Советском Союзе – она запущена 26 июля 1991 года.
Станция метро «Заельцовская» должна была соединить подземным переходом все стороны Площади Калинина, но на дворе было начало 90-х, и на переход не хватило денег. Сама станция должна была называться «Площадь Калинина», но по моде того времени ей дали идеологически нейтральное имя «Заельцовская». Станция «Золотая Нива» – самая восточная станция метро в России.
Лестница перехода на Дзержинскую линию на станции Красный проспект сначала занимала всю ширину перрона, так что пассажирам приходилось спускаться на несколько метров вниз, а потом подниматься наверх, чтобы пройти из одной части перрона в другую. Недовольство пассажиров было настолько сильным, что руководством метро сузило лестницу и сделало обходы по перрону.
Станция «Маршала Покрышкина» в ходе строительства сменила больше всего названий: она могла стать «Панельной», «Ольги Жилиной», «Фрунзенской» и «Гоголевской».
Станция «Речной вокзал» – единственная станция в России, часть которой находится над землей. Зимой от холодного воздуха из метромоста станцию защищает мощная тепловая завеса. Без нее зимой на станции была бы минусовая температура.
Третий вагон посвящен будням метро. В новосибирском метро всегда ходили составы из четырёх вагонов. Только один раз в 1985 году сформировано четыре пятивагонных состава для испытаний метромоста. В каждый вагон загрузили по 640 мешков с песком, и получился состав весом 1300 тонн.
Первому утреннему поезду метро по графику отводится на 5 минут больше времени, чем остальным. Во время его движения в тоннелях зажигают свет, чтобы машинист мог убедиться, что в тоннелях после ночного осмотра не осталось рабочих и инструментов.
Максимальный суточной поток пассажиров 360 тысяч человек в сутки. Чтобы перевезти их, надо вывести на маршруты все 22 состава, и пускать их с интервалом 2 минуты 40 секунд. Поток в 360 тысяч несколько уже случался несколько раз во время сильных снегопадов, из-за которых наглухо «встают» мосты через Обь. Средняя скорость поездов в метро – 40 км/ч, их движением управляет автоматическая «Система управления поездами», разработанная в институте Автоматики и Электрометрии СО РАН.
Стены четвертого вагона расскажут об удивительных подземках мировых мегаполисов. Например, метро Дубая работает полностью в автоматическом режиме – в его поездах нет машинистов. Наряду с обычными вагонами поезд имеет специальные вагоны только для женщин, а также VIP-вагоны «Золотого класса» с кожаными креслами. Станции мадридского метро настолько огромны, что их используют для проведения фестивалей.
Поезд совершит первый рейс 15 января 2016 в 10-00 со станции Гарина-Михайловского. Он будет ходить по обеим веткам новосибирского метро. Поезд-музей сделан Новосибирским Метрополитеном и Музеем города Новосибирска.
Музей г. Новосибирска
Добавить комментарий