связана в первую очередь с появлением в 1789 в Тобольске ж. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», давшего толчок развитию печатной лит-ры в Сибири, в т. ч. и поэзии. На стр. ж. увидели свет стихотворные произведения целого ряда мест. авторов.
Наиболее известен П.П. Сумароков. Его поэтич. творчество развивалось в осн. в русле классицизма. Писал стихи, поэмы, сказки, басни, торжественные оды, эпиграммы. Самые крупные произведения - «Амур, лишенный зрения» и ода «Гордость» (1789). Характерные для классицизма просветительские традиции отчетливо проявляются и в произведениях др. активнейшего автора ж. - И.И. Бахтина. Поэтич. опыты будущего историка Сибири П.А. Словцова - ода «К Сибири» (1782) и др. - также выдержаны в классич. традициях. Но слышны в них и мотивы сентиментализма. Черты разных направлений (классицизма, сентиментализма, романтизма) содержит и творчество еще одного поэта-сибиряка конца XVIII в. - Н.С. Смирнова.
Почти до середины XIX в. лит-ра, в т. ч. поэзия Сибири, жила под знаком романтизма. Он был неотделим от общерус. и западноевропейского, но в мест. лит-ру пришел с опозданием, хотя развивался затем бур-но. Особенно во второй пол. 1820-х, что было связано с появлением в сиб. ссылке декабристов. Поэты-декабристы оказали серьезное влияние на совсем еще юную поэзию Сибири.
Серьезно повлияли на поэзию романтизма в Сибири Пушкин, Жуковский, Батюшков. И развивалась она в рамках наиболее характерных для рус. романтизма того времени жанров: лирич. стихотворения, особенно элегии, дружеского послания, баллады. В 1830-е в Сибири наблюдается расцвет (хотя и запоздалый) романтич. поэмы. Появляются поэмы Ф. Бальдауфа «Авван и Гайро» (1834), П. Ершова «Сузге» (1838), А. Таскина «Нерчинские беглецы» (1832), ориентированные на «южные поэмы» Пушкина. Заимствовали сиб. поэты из общерус. романтизма и характерные для него мотивы любви, печали. В стихах Ф. Бальдауфа, П. Ершова, И. Петрова и др. нередки раздумья о бренности всего земного, о смерти, вечности и т. д. В то же время, в отличие от общерус. романтизма, в поэзии Сибири не было характерного романтич. мотива бегства героя в мир нетронутых цивилизацией народов. Практически отсутствовала и идеализация эпохи ср. веков. Известную романтизацию старины можно найти в произведениях, посвященных присоединению Сибири к России, но движет их авторами патриотич. чувство. Особое отношение у мест. поэтов-романтиков к сиб. экзотике, «мест-ному колориту», который для них не внешнее явление, а нечто конкретное и реальное. Отсюда усиление элементов этнографии в их поэзии. Щедро используются в романтич. поэзии Сибири и мотивы рус. фольклора. Самый наглядный тому при-мер - П. Ершов, не раз обращавшийся к сказоч. или песенной форме. Своеобразие поэзии романтизма в Сибири еще и в том, что природа здесь не просто толчок для лирич. переживаний, а реальный самостоятельный мир, о котором говорится с глубоким знанием и патриотизмом. Наиболее крупные представители романтич. поэзии в Сибири - П.П. Ершов и Ф.И. Бальдауф.
К середине XIX в. романтизм себя уже в осн. изжил. А утверждение реализма в поэзии Сибири шло медленно и трудно. Что подтверждает и творч. эволюция наиболее даровитых стихотворцев Сибири этих лет Е.Л. Милькеева, М.А. Александрова, Д.П. Давыдова.
Поэзия Е.Л. Милькеева (1815 - ок. 1845) противоречива, во многом подражательна, но в лучших проявлениях тяготеет к простому, выразительному изображению событий и предметов. Довольно сильны у него религиозные мотивы. В отличие от др. выходцев из Сибири, он реже обращался к конкретной сиб. действительности; его стихам не свойственен этнографизм. Он избегал описательности, стремился к поэтич. обобщению.
Стихи М.А. Александрова (ок. 1800 - ок. 1860) полны резкого обличительного пафоса и социального протеста. Сибирь воспринимается поэтом как страна резких контрастов богатства и нищеты. В его поэзии уживаются романтич. и конкретные жизненные мотивы. В творчестве Александрова наглядно отразилась как собственная его эволюция от романтизма к реализму, так и общее движение лит-ры Сибири се-редины XIX в. к реалистич. воспроизведению жизни.
Поэзия Д.П. Давыдова (1811 -1888) посвящена в осн. Сибири и отличается простым, ясным, легким слогом. Она насыщена мест. колоритом, этнографич. подробностями быта и обычаев сиб. народностей, впитала в себя их фольклорные мотивы. Наиболее известным в поэтич. наследии Давыдова стало стихотворение «Дума про беглеца на Байкале» (1858), превратившееся впоследствии в популярнейшую нар. пес-ню «Славное море - священный Байкал», названную по первой его строчке.
1860 - 1870-е в лит-ре Сибири шло становление реалистич. рев.-демократич. поэзии, представленной, прежде всего, поэтич. творчеством И.Ф. Федорова-Омулевского с его «Сибирскими мотивами». Мест. ав-торы ориентировались на политич. лирику Некрасова, Курочкина, Михайлова и сатирич. поэзию. Особенно популярной была рев. сатира. Один из самых ярких ее представителей в Сибири - П.В. Шумахер (1817 - 1891). Подлинно социальное звучание обретает тема каторги, впервые введенная Д.П. Давыдовым. Заметную страницу вписал в нее забайкальский поэт Ф.М. Мокеев (1830 - 1880), сам попавший на каторгу и описавший собств. страдания. Социально-политич. наполнение характерно и для поэтич. опытов Н.М. Ядринцева.
В лит-ре Сибири последних десятилетий XIX в. поэзия оставалась в тени прозы и публицистики. Одаренных стихотворцев немного. Среди них В.М. Михеев, писавший и прозу, и пьесы. Одним из первых он создал цикл стихотворений о сиб. пролетариате, где попытался создать образ рабочего-приискателя. А для молодого тогда поэта-народовольца
В.Г. Богораза-Тана главной была тема политич. каторги и ссылки. Некоторые его стихи («Песня борь-бы и труда», «Первое мая») становились боевыми песнями для рев. пролетариата. Он внес заметный вклад в рев. поэзию.
В нач. XX в. развитие сиб. поэзии происходило в целом в русле традиций критич. реализма. Но и модернизм проникал в Сибирь. На сиб. почве декаданс приживался плохо. Сибиряки не приняли ни символизма, ни футуризма. Тем не менее, декадентские мотивы в творчестве некоторых сиб. поэтов проявились. Известную дань символизму отдал Г. Вяткин. Отголоски декадентства можно заметить в ранних стихах П. Драверта, В. Пруссака. Особенно последовательным сторонником модернизма и типичным поэтом-символистом был И. Иванов.
В 1905 - 1917 гг. в Сибири активно развивалась массовая рев. поэзия. Видным ее представителем был И.И. Тачалов (1879 - 1929). Выступал он преимущественно как поэт-романтик. Но главное его произведение - поэма «Егорка» - произведение реалистич., рассказывающее о трагич. эпизодах революции 1905. Эта вещь содержит в себе большой агитационно-пропагандистский заряд.
Агитационной лирикой, мобилизовывавшей на защиту Советов, призывавшей к солидарности трудящихся и мировой революции, являлась в осн. поэзия послеоктябрьского периода и Гражданской войны. Примером ярого поэта-пропагандиста, выступавшего убежденным борцом за рев. идеалы, был Ф.М. Лыткин (1897 - 1918). Большую популярность в это время приобретают произведения партизанских поэтов и в первую очередь П.С. Парфенова (1894 - 1937) -автора «Партизанского гимна» («По долинам и по взгорьям.»).
Наиболее значит. поэтич. произведением первых послерев. лет в Сибири стала поэма Н.Л. Янчевского (1892 - 1937) «Октябрь» (1921), воспевающая «девятый грозный вал», который смывает проклятое наследие старого мира. Чувствуется в ней явное влияние «Двенадцати» А. Блока, но имела она, по словам В. Правдухина, «свои краски», «свой тон» и была пронизана рев.-романтич. пафосом. Романтич. поэтика отличала стихи многих др. сиб. поэтов тех лет.
Но картина сиб. поэзии 1920-х была далеко не однозначной. Ощутимо поначалу деление по классовому принципу, на социальные и творч. группировки. Существовали так называемые «промежуточные идеологические формы», носителями которых, с одной стороны, считались поэты, вышедшие из среды мелкобуржуазной интеллигенции (Г. Вяткин, В. Итин, А. Балин и др.), а с другой - «крестьянские поэты» (И. Ерошин, И. Мухачёв, А. Пиоторовский и др.). Неоднозначно было и отношение к революции. Особенно среди поэтов-«интеллигентов». Если А. Оленич-Гнененко и В. Итин приняли революцию сразу, то Г. Вяткину пришлось преодолеть на пути к признанию новой действительности нелегкий путь противоречивых сомнений и переоценки ценностей.
Рождались в 1920-е и новые поэтич. направления. В их числе - рев. романтизм, яркими представителями которого в Сибири были комсомольские поэты Я.М. (Джек) Алтаузен (1907 - 1942) и И.П. Уткин (1903 - 1944). Творч. старт обоих поэтов состоялся в иркутской газ. «Власть труда». Наибольший успех Уткину принесла поэма «Повесть о рыжем Мотэле» (1925), а Алтаузену - поэма «Безусый энтузиаст» (1928), выразившие настроения, типичные для значит. части молодежи 1920-х.
При всей разности взглядов, творч. возможностей и способностей, объединяли сиб. поэтов любовь и жадный интерес к своей малой родине, к происходящим здесь переменам. Ярким тому примером могут служить И.Е. Ерошин (1894- 1965) и И.А. Мухачёв (1896 -1958). Зачарованный природой Ал-тая, его фольклором, Ерошин выразил свои впечатления в кн. «Синяя юрта» (1929) и «Песни Алтая» (1933), где сквозным стал мотив дружбы алтайского и рус. народов. На всю жизнь неиссякаемым источником поэтич. вдохновения стал Алтай и для Мухачёва. Гл. место в его творчестве занимала природа, поэтич. осмысление ее взаимоотношений с человеком. Решительно поддержал коллективизацию. Первое крупное произведение - поэму «Путем коллективизма» (1932) - тоже посвятил колхозному движению в алтайской деревне. Алтайская тема проходит через все его творчество. Начав певцом родной природы и «крестьянским поэтом», Мухачёв в процессе творч. эволюции становится поэтом широкого социального диапазона и эпич. звучания.
Плодовиты в поэтич. Сибири были 1930-е. Активно работают «старики». По-прежнему актуальна тема революции и Гражданской войны. Один из наиболее последовательных ее выразителей - Г.П. Павлов (1895 - 1843). От лирики поэты старшего поколения все чаще переходят к отражению социалистич. преобразований. Индустриализация края, его новостройки становятся содержанием их стихов и поэм. Так, Н.А. Алексеев (1891 - 1963) внимательно вслушивается в ритм новой жизни и гордится за свершения «рабочего русского человека». Новый быт, героика первых пятилеток, крутой перелом в жизни сиб. деревни, сменившей соху на трактор, наполняют и произведения поэтов более молодого поколения: Л.Н. Мартынова, А.С. Ольхона, М.М. Скуратова, С.Н. Маркова, В.М. Саянова, В.И. Непомнящих, И.И. Молчанова-Сибирского, И.Д. Рождественского, В.Н. Афанасьева и др.
В Сибири началась творческая биография выдающегося советского поэта П.Н. Васильева. В 1927 - 1928 его стихи печатают «Сиб. огни». В это время он много путешествует по Сибири, меняет профессии. Годы странствий нашли отражение в его стихах и поэмах, занявших видное место в лит-ре 1930-х.
В 1930-х получил распространение жанр историч. поэмы. Появляются крупные поэтич. полотна И. Мухачева «Карло Тэтэнгоди» и «Повесть о Демжае алтайце», Г. Вяткина «Сказ о Ермаковом походе», большие циклы историч. поэм Л. Мартынова и П. Васильева, поэма А. Ольхона «Ведомость о секретном преступнике Чернышевском за 1862 - 1883 годы» и др.
Отдельная страница в поэзии Сибири - ВОВ. Многие поэты-сибиряки сражались на ее фронтах. Не все живыми вернулись домой. Смертью храбрых пали Е.Н. Березницкий, Б.А. Богатков, К.Г. Брянский, Г.А. Доронин, И.М. Ливертовский, М.А. Рыбаков, Г.К. Суворов, И.А. Черепанов, В.М. Чугунов. Большинство еще перед войной подавали большие надежды, но именно на войне они стали настоящими поэтами. Их ратный подвиг нерасторжим с подвигом поэтич..
Остававшиеся в тылу поэты Сибири тоже активно участвовали в создании летописи военных лет. Слаженно звучали в ту пору голоса разных поэтич. поколений. Их объединял высокий оптимизм, что не мешало отражению действительности, трагедийных сторон войны. Примером могут служить стихи Е.К. Стюарт, пронизанные одновременно скорбно-трагич. и сдержанно-поэтич. интонацией. Одной из ведущих стала тема единства фронта и тыла. И. Мухачёв, Л. Мартынов и др. в стихах подчеркивали: народ, равно грозный на поле боя и в тылу, нельзя победить. Второе рождение переживает тема особого значения Сибири в историч. судьбе России. Как метафорически точно и емко выразился В. Федоров («Сибирь»): «В дни народных бед // Сибирь стояла под Москвою». А события и образы историч. поэмы И. Рождественского «Стражи Мангазеи» оказались созвучными грозовой атмосфере ВОВ.
В военные гг. значительное распространение получила форма поэтич. цикла с одним сквозным героем -смелым, находчивым, удачливым, умеющим выйти из любых положений, веселым солдатом. Создавали такие «книги про бойца» и поэты-сибиряки. У каждого был свой «Тёркин»: Саша Сибиряков - у Г. Доронина, Иван Боёк - у М. Юдалевича, Тарас Клинков - у А. Смердова. В этой худ.-публицистич. форме поэты откликались на события фронтовой жизни. И многие воины на передовой искренне верили в их существование. Популярны были лирич. «письма с передовой», где личные переживания сплавлялись с гражданскими и патриотич. мотива-ми. Время же крупных поэтич. полотен о войне наступит за ее пределами, и вехой станет поэтич. повесть А. Смердова «Пушкинские горы» (1946), вошедшая в число лучших образцов военной лирики и эпики.
Нашли свое отражение и боевые действия Советской Армии на Д. В. Им посвящены многие стихи Л.А. Чикина (1927 - 1994). Как летописец победоносных походов против милитаристской Японии выступает в поэтических циклах «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», отмеченных
Государственной премией СССР, их участник П. Комаров (1911 - 1949).
ВОВ породила новое поэтич. поколение - тех, кто «с боями прошел пол-Европы», выжил и вернулся домой с победой. В полный голос они (Н.И. Перевалов, И.М. Ветлугин, Е.С. Буравлев, Ю.П. Гордиенко, Л.В. Решетников, И.Г. Краснов, М.А. Небогатов, Е.М. Павличенко, Ю.Д. Левитанский и др.) заявили о себе в послевоенные десятилетия: сначала своеобразными фронтовыми исповедями, а позже - углубленным осмыслением и воссозданием истинного образа воина-победителя. Разные эти авторы объединены общей творч. целью, точно выраженной в поэтическом призыве И. Краснова: «Любите жизнь, войну не забывайте». Некоторые (Л. Решетников) остались верны армейской теме навсегда.
Сиб. поэзия послевоенных лет характерна усилением эпич. начала. Появляются поэмы М. Юдалевича «Иван Ползунов» и «Алтайский горный инженер», Вас. Федорова «Проданная Венера», К. Лисовского «Русский человек Бегичев», Н. Перевалова «В сельской школе» и др.
В 1950-е в полной мере раскрылся талант ряда сиб. поэтов, разных по творч. облику, но схожих в одном - любви к родному краю. Своеобразным явлением сиб. поэзии стал В.М. Пухначёв (1910 - 1982). Известный больше как поэт-песен-ник, автор слов песен «Над широкой Обью», «Сибирский вальс» и др., он создавал также большие эпич. поэмы, среди которых наиболее монументальным произведением является поэтич. трилогия «Сказ о Васюганье» (1969), где центральным героем становится Сибирь в ее прошлом и настоящем. Исчерпывающе характеризуется словами «поэт Сибири» К.Л. Лисовский (1919 -1980), воспевавший родной край в многочисленных стихах и поэмах почти полвека.
На рубеже 1950 - 1960-х в поэзии Сибири начинается мощное лирич. наступление. Шла «переплавка людских сердец» (Е. Буравлев). Особое значение приобретали «вечные» темы любви и природы, сопряженные с корневыми ценностями бытия. Исчезали риторика и декларативность, уступая место подлинным чувствам и настроениям, естественней, задушевней становилась интонация. Резко возрос интерес к «мелочам» жизни и «простым истинам». Поэты стремились «без утайки увидеть мир, каким он есть» (Л. Мартынов). Вместе с тем характерной приметой поэзии той поры становится глубокая социальная насыщенность традиц. лирич. мотивов. С особой силой и яркостью проявилось все это в творчестве Е. Стюарт, Л. Мартынова, Вас. Федорова.
В лирич. наступление шли не одни «старики». Настала пора расцвета поэтов фронтового поколения. Появилась на лит. небосклоне Сибири 1960-х и многочисленная плеяда новых поэтич. имен: А.А. Романов, Н.И. Созинова, И.О. Фоняков, В.Ф. Балачан, В.А. Крещик, Н.М. Грехова (все Новосибирск), В.А. Макаров, В.Я. Озолин (Омск), В.И. Казанцев (Томск), Л.С. Мерзликин (Барнаул), В.М. Баянов (Кемерово), А.В. Преловский, С.А. Кузнецова (Иркутск), Р.В. Филиппов (Чита), И.М. Киселев (Кемерово), В.Н. Белкин, Р.Х. Солнцев, З.Я. Яхнин (Красноярск), М. Асламов (Хабаровск) и др., которым было что сказать о себе и своем поколении. Одни, всматриваясь в «интерьер человеческого сознания» (В. Казанцев), наблюдают диалектику человеч. отношений. Другие (Р. Солнцев) полемизируют с обывательским строем мыслей и чувств. Третьи (В. Озолин) воспевают сильных и мужественных людей Севера, которых «горькой солью умывало». Четвертые (З. Яхнин, И. Фоняков) пишут лирические репортажи о людях разных профессий, которым недостаточны «скорости прежние», и они сами «создают ускорение», меняя лицо сибирской земли. Пятые (А. Преловский) воспевают великие сиб. стройки. А поэзия иных наделена особенной чуткостью к неброской красоте родных мест (В. Баянов) или отличается фольклорным началом (Л. Мерзликин)... Однако при всем разнообразии поэтов «новой волны» объединяло стремление идти «с веком наравне». Они чутко реагировали на социально-экономич. преобразования, происходившие в стране и в Сибири, отражали их в своей поэзии. И всерьез задумывались об их истинной цене. Не случайно на передний план в лирике этого поэтич. поколения выходит тема сохранения природных, историко-культ. и дух. ценностей перед лицом бурного натиска НТР. Она перекликается и сопрягается с не-устаревающей темой «отчего края», «родительской земли» (А. Плитченко). Но и традиц. интимная лирика не ушла в тень, о чем свидетельствуют стихи Н. Греховой, одной из самых неординарных сиб. поэтесс. «Любовный недуг» ее лирич. героини принимает подчас совершенно неожиданные метафорич. формы и образы. Вместе с тем поэтич. мир Н. Греховой не замыкается в пространстве собственного «я», а обретает в лучших стихах поистине философские масштабность, емкость и глубину.
Одним из самых ярких поэтов, рожденных 1960-ми, был А.А. Кухно (1932 - 1978). Своеобразным нервом его поэзии стала ранимость. И чем больнее обстоятельства бытия задевали этот нерв, тем сильнее делался поэт («чем ранимей - тем сильней»), тем ярче, наполненней становились его стихи. Оборотной стороной его изначально светлого по мироощущению творчества был доходящий до трагедийного накала драматизм. Им, в частн., отмечена поэма «Море» (1965) - одно из первых в рос. поэзии антикультовских произведений.
Поэтич. поколение, дебютировавшее в 1960-х, более двух десятилетий определяло лицо и состояние сиб. поэзии, было ее стержнем и «законодателем». Но и «старики» продолжали плодотворно работать, внося свои заметные штрихи в общую поэтич. картину, которая была не только лирической. Продолжала привлекать внимание историч. тематика. К ней обращается М. Сергеев. Заметным достижением историч. жанра в сиб. поэзии стала поэма К. Лисовского «Сумасшедший поезд» (1966), где автору удалось создать психологически сложный портрет Колчака.
В 1970 - 1980-х пополнение рядов сиб. поэзии продолжалось. Свежий взгляд на мир и собственный поэтич. голос демонстрировали в эти годы многие встававшие «на крыло» поэты. Так, особая притягательность и обаяние стихов дальневосточника Г. Лысенко (1941 -1978) заключалось в предельной личности и безусловной жизненной обеспеченности каждой строки. Алтайца В.М. Башунова (1946 - 2005) отличало интуитивно-подсознательное предощущение зарождающейся новизны в знакомом до мелочей «кругу природы, родины, семьи». Суть, нерв, источник поэзии Н.М. Закусиной (Новосибирск) и Т.Г. Четвериковой (Омск) - любовь; в старой теме они находят новые повороты и оттенки. Осн. линия творчества Л.А. Никоновой (Новокузнецк) - человек и космическое чудо жизни, совр. ноосфера и так и не понятая нами до конца живая природа. На этот же период приходится творческое формирование омича А.П. Кутилова (1940 -1985) - уникального явления совр. рус. поэзии, близкого по духу П. Васильеву и Н. Рубцову.
1970 - 1980еич. перевода в лит-ре Сибири. Переводятся зарубежные авторы, но особенно активная работа ведется с нац. сиб. поэтами. Благодаря рус. поэтам-переводчикам широкую известность прибрели нац. сиб. поэты: алтайцы А. Адаров, П. Самык, Б. Укачин, якуты С. Данилов, Л. Попов, ненец Р. Ругин и др. Продолжается начатая еще в 1920-е. И. Мухачёвым работа по переложению на рус. язык нац. фольклора. Большое социально-культ. значение имеют осуществленные в 1980-х А. Преловским, А. Плитченко, А. Романовым поэтич. переводы героич. эпосов Хакасии, Горного Алтая, Якутии и ряда др. сиб. народностей.
В 1990-х в сиб. поэзии заметен значит. спад. При обилии стихотворного самиздатовского вала все меньше поэтич. открытий. Из большого числа сочинителей последнего десятилетия XX в. лишь немногих можно называть поэтами. К числу наиболее ярких, оригинальных и колоритных из них относится А.И. Денисенко, чья поэзия стала заметным явлением в лит. жизни Сибири последнего времени.
Нач. нового века отмечено в лит-ре Сибири поэтич. оживлением. Практически в каждом сиб. регионе появляются новые интересные имена. И пока еще творчество большинства из них находится в стадии многообещающего брожения, о некоторых уже можно говорить как о вполне состоявшихся поэтах. К ним в первую очередь следует отнести русскояз. поэтессу из Хакасии Н.М. Ахпашеву, творчество которой -страстный монолог о любви, о судьбах человечества и поисках своего пути в этом мире - привлекает внутренней свободой и обращает на себя внимание редкой образностью и оригинальной метафоричностью.
В целом же постоянно расширяющаяся поэтич. палитра сегодняшней Сибири очень пестра, неоднородна и пока не складывается в цельную картину.
Лит.: Очерки русской литературы Сибири. Т. 1, 2. Новосибирск, 1982; Никульков А. Книга о поэтах. Новосибирск, 1972; Мостков Ю. Поэты в солдатском строю. // Портреты. Новосибирск, 1981; Коржев В. Под высоким накалом эпохи. Новосибирск, 1984; Горшенин А. Беседы о сибирской литературе. Новосибирск, 1997; Горшенин А. Абрисы. Новосибирск, 2001.