80 лет назад (18 июня 1937 года) русским лётчикам, среди которых был наш земляк – Георгий Байдуков, удалось совершить перелет в Америку через Северный полюс. Им рукоплескал весь мир.
«Осуществилась мечта человечества»
О славной троице — Чкалове, Байдукове, Белякове — в 30-е годы говорил и писал весь мир. Чудеса героизма и мужества они показали еще в 1936 году, перелетев из Москвы на Дальний Восток (на остров Удд) через Северный Ледовитый океан, установив мировой рекорд по дальности и продолжительности полёта. http://bsk.nios.ru/content/vozdushnyy-rekord
В этом году мы отметили два юбилея: 26 мая исполнилось 110 лет со дня рождения одного из участников перелёта Героя Советского Союза Георгия Филипповича Байдукова. Он наш земляк — родился на разъезде Тарышта, неподалёку от деревни Бурково Татарского района Новосибирской области. К 100-летнему юбилею в Татарске открыли бюст прославленному земляку, а школе присвоили его имя. Школьников теперь здесь принимают не в пионеры, а в «байдуковцы», повязывая синие галстуки.
А 18 июня 2017 года наша страна праздновала 80-летие со дня исторического перелёта в Америку через Северный полюс. Впервые в мире Чкалову, Байдукову, Белякову удалось преодолеть расстояние в 11430 километров за 63 часа 16 минут без единой посадки. Многие известные лётчики и путешественники на самолетах и дирижаблях пытались достичь Северного полюса, но чаще всего терпели крушение. Последним был американский лётчик Вилли Пост, который в 1935 году хотел перелететь через Северный полюс на гидросамолёте, но разбился на Аляске. Русским же лётчикам удалось пролететь над тремя полюсами — Северным, магнитным и «полюсом относительной недоступности». Им рукоплескал весь мир. В 1975 году президент Америки Джордж Форд назвал перелёт 1937 года «полетом века».
«Мы удивили Америку»…
Еще в 1936 году, после удачного завершения перелёта по «Сталинскому маршруту», Валерий Чкалов стал проситься у Сталина «слетать еще куда-нибудь подальше» (имея в виду Северный полюс). Лётчики верили в свой краснокрылый самолет АНТ-25. По тем временам это был необыкновенный воздушный корабль, созданный авиаконструктором Туполевым. Сам он не раз подчёркивал, что «эта машина построена дерзко». Особенно удивляли всех крылья — узкие, длинные, с размахом 34 метра. И они действительно были красного цвета — сверху обтянутые полотном и покрытые красным лаком, чтобы в случае чего самолёт легко было заметить в Арктике на белоснежной равнине.
Георгий Байдуков в составе экипажа Леваневского в августе 1935 года уже участвовал в перелёте в Америку через Северный полюс. Однако возникшая в полёте неисправность заставила их вернуться назад. Долететь удалось лишь до Баренцова моря…
И вот 18 июня 1937 года АНТ-25 оторвался от взлётной полосы Щёлковского аэродрома. Байдуков в своей книге «Первые перелёты через Ледовитый океан» вспоминал о разговоре с Валерием Чкаловым в первые часы полёта:
— Лечу, Ягор (так он называл Байдукова. — Авт.), а сам думаю: почему же нам никто не рассказал, как нужно себя вести среди американцев, что говорить, как держаться?
— Сам разберёшься. Важно долететь, а там видно будет. Да и полпредство не зря там заведено…
— Долететь мы обязаны! — возразил Чкалов.
Но они еще не предполагали, с какими трудностями им придётся столкнуться в полёте. Прежде всего, мешало сильное обледенение самолета. К тому же произошёл выброс воды из системы охлаждения двигателя. Эта серьёзная поломка могла стоить жизни экипажу. Лишь умение мгновенно оценивать обстановку и незамедлительно принимать решения спасло их от катастрофы. Пришлось использовать все запасы незамёрзшей питьевой воды. От избытка чувств Георгий Байдуков даже поцеловал Чкалова и Белякова в колючие щеки: «Ну вы и мастера выкручиваться!» Но впереди были новые испытания. В книге «ВВС РККА. Начало» Байдуков рассказывал, что «на борт нам не давали данные о погоде ни канадские, ни американские радиостанции, потому что они не знали специального метеокода». Оказывается, этот код просто вовремя в США не доставили. Его вёз корреспондент газеты «Правда», но журналиста задержали в Шербурге на несколько дней. Из-за этого Георгий Байдуков вынужден был вести самолет последние 10 часов в слепом полёте.
…«Америка удивила нас»
Боясь, что до Сан-Франциско не хватит бензина, садиться решили в Портленде. На земле тысячи американцев махали руками и шляпами, приветствуя русских лётчиков. Чкалов тут же принял решение:
— Ягор! Не надо садиться сюда! Распотрошат самолёт на сувениры… Пойдём на другой берег!
Самолёт плавно приземлился на военном аэродроме Баракс в Ванкувере. Навстречу бежали солдаты, мчались автомобили, огромную толпу еле сдерживали военные. Корреспонденты сразу стали расспрашивать, какой у самолёта двигатель. Вначале долго не верили, что это изобретение русских конструкторов. Пришлось даже доставать стремянку и показывать его.
Сильно удивил экипаж советских лётчиков эпизод с продуктами. На борту осталось очень много консервов, их брали с расчётом на месяц — на случай вынужденной аварийной посадки. К тому же в полёте лётчики практически ничего не ели, только всё время хотелось пить — сказывалась постоянная нехватка кислорода, отсюда — головокружение, сердцебиение. У Чкалова часто шла кровь из носа, тут уж не до еды. Поэтому запасы провизии — куры, ветчина, апельсины — остались нетронутыми.
В Ванкувере Валерий Чкалов распорядился все эти продукты раздать на сувениры американцам, возвращаться домой решено было на пароходе. Жители Америки широкого жеста не поняли и посчитали их чудаками. Взамен они протягивали лётчикам доллары.
— Вы можете иметь на этом деле большой бизнес, — кричали из толпы.
Предприимчивые американцы, наоборот, изо всех сил старались заработать на русских авиаторах. Кроме поздравительных телеграмм, градом посыпавшихся на героев со всего мира, приходили и приглашения из магазинов: «Мы будем весьма польщены, увидев полярных героев в качестве наших покупателей».
Реклама — вещь сильная. Заметив торчащую из кармана костюма Белякова ручку, глава одной фирмы тут же направил ему письмо: «…Не откажите в любезности, сэр, известить меня, пролетел ли указанный предмет над Северным полюсом и не выпущен ли он нашей фирмой?»
Кстати, о костюмах. Чкалов, Байдуков, Беляков прилетели в Америку лишь в тёплых лётных костюмах, ведь температура в кабине самолёта держалась около нуля, а то и минусовая. Захватить с собой сменную одежду они то ли позабыли, то ли не догадались. С военного аэродрома сразу после приземления их увёз к себе начальник местного гарнизона генерал Маршалл. Радушный хозяин сразу же стал трясти свой гардероб, чтобы приодеть гостей. Но Маршалл был такого огромного роста, что наши герои просто «тонули» в его одежде. Примеряя брюки генерала, Георгий Байдуков вынужден был застегнуть их чуть ниже подбородка. А Валерий Чкалов, чтобы не упасть, полы халата прятал за пояс, а рукава засучивал до предела. Тогда Маршалл пригласил представителей различных фирм Портленда, которые привезли костюмы и портных, чтобы подогнать обновки по фигурам. На экипировку ушло меньше двух часов. Самым модным франтом оказался Чкалов. Байдуков позже вспоминал, что у него был безупречный вкус, он с изяществом умел завязывать галстук, носить костюм и шляпу.
А взамен хозяева магазинов одежды попросили у лётчиков их кожаные куртки и брюки на гагачьем пуху, чтобы вывесить на витринах фешенебельных магазинов готовой одежды хотя бы на один день.
Самолет АНТ-25, на котором прилетел экипаж Чкалова в Америку, был особо лакомым кусочком. Знаменитый Форд хотел купить его в свой музей за очень высокую плату. Но Советское правительство отклонило предложение, заявив, что в этом случае деньги не имеют никакой цены. Самолёт разрешили показать американцам на выставке в Нью-Йорке, а затем было решено отправить его морем в разобранном виде в Ленинград, на родину. АНТ-25 сохранён до наших дней, экспонируется в павильоне-ангаре на родине Валерия Чкалова в городе Чкаловске (бывшее село Василёво).
Чтобы «примазаться» к славе героев, со всех концов Америки Чкалову, Байдукову, Белякову стали приходить письма от «родственников»: «Нэвигейтер Белиакоу приходится мне сродни… Флегон Щупак. Бигсвилл, Аризона». «Имею честь сообщить, что являюсь родственницей Валеруса Чкалова по материнской линии. Ольга Григорьефф».
Триумфальное шествие
Чкаловский экипаж даже не предполагал, что их так будут встречать и чествовать. Всё внимание бесчисленной армии корреспондентов газет, радио, телевидения было приковано к их персонам. Бесконечные поездки, встречи, приёмы в их честь следовали одни за другими. Они побывали в Окленде, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке и многих других городах, встретились с многочисленными министрами, военными чинами, Государственным секретарём США Хэллом, президентом Америки Рузвельтом.
Кроме официальных встреч, летчики посетили Национальную художественную галерею в Вашингтоне, поднялись на 102-й этаж самого высокого в то время в мире здания. И даже записали там свои приветствия на пластинки. После рассказа экскурсовода, что отсюда часто бросаются вниз самоубийцы, настроение Чкалова резко ухудшилось и он поспешил вернуться вниз.
Как померкла слава Марлен Дитрих
Лётчики гостили в Америке почти месяц. Они ждали, когда прилетят сюда по их маршруту Громов, Юмашев, Данилин. Лишь 14 июля, отплывая домой на морском лайнере «Нормандия», они узнали эту радостную весть. Новый полёт должен был доказать, что это не счастливая случайность, а технически обоснованная закономерность. Громов установил новый международный рекорд дальности по прямой. Во время путешествия всё внимание пассажиров было приковано к русским лётчикам. Вместе с ними на корабле находилась актриса Марлен Дитрих вместе с дочерью. Многие говорили, что экипаж Чкалова «испортил ей поездку» — в этот раз в центре внимания была не актриса. Хотя вела она себя безукоризненно и даже в последний вечер взяла у лётчиков автографы.
В Гавре снова триумфальная встреча. «Было неудобно перед Марлен Дитрих, встрече которой мы явно помешали», — вспоминал позже Беляков. Зато Валерий Чкалов не растерялся: заметив замешательство Марлен, он подошёл к ней и преподнёс подаренные ему розы. Об этом красивом жесте сразу же раструбили на весь Париж газеты.
Домой возвращались поездом через Германию и Польшу. В родной Москве их просто засыпали цветами и листовками. Так встречали тогда героев.
За отважный полёт все трое были награждены орденами Красного Знамени и денежной премией по 30 тысяч рублей. В Америке сопровождавшему везде лётчиков послу Трояновскому было поручено приобрести для них три «паккарда».
На фото: американская девушка водружает на плечи Георгия Байдукова венок из роз. Фото сделано в Нью-Йорке в 1937 году. Его предоставила Надежда Александровна Бичикова, двоюродная сестра Георгия Байдукова.
Людмила Кузменкина
Добавить комментарий