Попов Виктор Николаевич

Виктор Николаевич Попов (1922–1999) – не коренной житель Алтая. Родился он 1 июня 1922 года в Туле, детство и юность провел в этом одном из самых замечательных старинных городов России. Там, в отроческом возрасте, остался без отца. Но Алтайский край, где прошла большая часть его жизни, он очень любил и считал свой малой Родиной.

Происхождение будущего писателя и жизнь его до Великой Отечественной войны окутаны тайной. О родителях нам известно только со слов самого Виктора Николаевича – отец работал бухгалтером, мама, Маргарита Андреевна, по образованию педагог, но по состоянию здоровья была вынуждена заниматься домашними делами. О дедах вообще никогда и нигде не упоминалось, словно их и не было. Такое же умалчивание о других родственниках, как по линии отца, так и по линии матери. Предание забвению всей родни наводит на мысли, что родители и бабушки с дедушками не пролетарского происхождения, а потому в советское время о них лучше было умалчивать. Единственный человек, о ком вскользь упоминал Виктор Николаевич, – брат мамы Сергей Андреевич, человек разносторонне развитый и мастеровой. Верность слову, твердость характера, душевная щедрость – все это у Попова «наследство» от «дяди Сережи».

В семье, сколько помнит себя Виктор Николаевич, любили книги, много читали, потому, наверное, и он к шести годам овладел чтением.

Осенью 1930 года, когда умер отец (опять же со слов Виктора Николаевича), мама, несмотря на тяжелое заболевание, устроилась работать по специальности – педагогом. В этом же году пошел учиться и Виктор. Сразу во второй класс, так как имел хорошую домашнюю подготовку.

В 1937 году болезнь окончательно разрушила здоровье Маргариты Андреевны – отнимаются ноги, инвалидность первой группы. Виктор оставляет дневную школу и становится кормильцем в семье. На его плечи легли не только забота о финансовом обеспечении, но и все домашние хлопоты: готовка, уборка, кормление и уход за мамой. В пятнадцать лет Виктора на завод не взяли, потому и вынужден он был подрабатывать где придется. В основном на стадионе и в театре на ролях «кушать подано». Но, наверное, из какого-то особого материала делались тогда людские характеры. С учебой все решилось просто – вечерняя школа. Мама, хотя и лежачая, гирей на шее не висела. Наоборот, брала на себя всякую посильную работу. А в остальном и спорт был, и кино, и романтические встречи.

В 1939 году Виктор успешно окончил вечернюю школу. Из 13 предметов в аттестате по семи (в том числе по русскому языку и литературе) итоговая оценка – «отлично», а по остальным «хорошо». В том же году Виктор, благодаря помощи соседа, устраивается работать на Тульский оружейный завод учеником слесаря-инструментальщика. За два года он – со свойственной ему упорностью и скрупулезностью – освоил профессию до самых глубин, и ему, девятнадцатилетнему парню, был присвоен высший – шестой – разряд.

Когда началась мобилизация на фронт, Виктор Попов как специалист высокого разряда был оставлен на заводе. На фронт, конечно, рвался. Но с завода не отпустили. Слесарь-инструментальщик – товар штучный, заменить было некому. Работать приходилось по 16–18 часов в сутки. Бывали дни, когда поспать удавалось два-три часа. Но роптать на судьбу Виктор не думал. Чувство долга перед Родиной подпитывало силы молодого человека.

В октябре 1941 года, когда враг подошел к городу, был сформирован Тульский рабочий полк, куда попал и Виктор Попов. В обороне Тулы он участвовал около тридцати дней, затем руководство вернуло его в цех.

Известно, что в войну продовольственные пайки для неработающих были намного меньше, чем для работающих, и Маргарите Андреевне полагался именно такой паек. Он назывался иждивенческий. Возвращаясь со смены, Виктор не мог смотреть на худую, будто тающую мать. И пускался на хитрость: приносил домой свой паёк, врал, что это дополнительный, и уверял маму, что сам поел на заводе, в столовой.

В конце 1941 года Тульский оружейный завод эвакуировали на Урал, в город Златоуст. Вместе с оборудованием и станками была отправлена в Челябинскую область и часть специалистов.

На Урале Виктор Николаевич похоронил маму. Болезнь, плохое питание, тяжесть военного быта сделали свое черное дело, и в январе 1943 года Маргариты Андреевны не стало.

После окончания войны, в сентябре 1945 года, Виктор Николаевич, слесарь цеха № 10 завода № 66 был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В начале 1946 года заводская многотиражка «За Родину!» объявила конкурс на лучший очерк на производственную тему, в котором принял участие и Виктор. Он очень старался, и его творение редколлегия заметила. Более того, премировали и предложили работать в газете. Так слесарь-инструментальщик Виктор Попов стал газетчиком.

В августе 1946 года Виктор поступает в Уральский госуниверситет. Вот как он об этом вспоминал много лет спустя:

Война кончилась, приятели пошли в вузы. Мой приятель, коллега по газете, как-то в разговоре похвастался, что поступает в университет. А я ему сказал, что могу туда поступить без подготовки. И поступил.

Вступительные экзамены были сданы успешно: сочинение на «хорошо», русский язык – «отлично», география с историей народов СССР – «отлично», иностранный язык – «хорошо». Сбылась мечта – зачислен на отделение археологического факультета. А почему был выбран именно археологический? Потому, что археология – это поездки, раскопки, познание нового, открытия. Романтика, одним словом!

Учеба нравилась, да и студенческая жизнь пришлась по душе. Особенно диспуты на разные темы. Казалось: впереди только светлое и радостное будущее. Планы, надежды – все это хорошо. Но человек предполагает, а Бог располагает. Вскоре обстоятельства сложились так, что ему пришлось оставить университет.

Уход из университета Виктор Николаевич объяснил позже так:

 Никто почему-то не помнит, что в сентябре 1946 года все цены в нашей стране поднялись в четыре раза, то есть все подорожало на 400 процентов. Я получал ежемесячную стипендию в размере 180 рублей. А завтрак, обед и ужин в студенческой столовой стоил 480 рублей в месяц. Отец и мать мои умерли. Помощи ждать неоткуда. Чтобы продолжить учиться и элементарно не умереть с голоду, я стал подрабатывать на железнодорожной станции, разгружал вагоны. Но что толку? За три дня работы мне заплатили 75 рублей. И все. Дальше учиться не было возможности

Из университета Виктор ушел сначала на радио (журналистика все-таки не отпускала!), а в мае 1947 года круто изменил свою жизнь – подписал договор с Дальстроем МВД СССР сроком на три года и отправился работать в должности курсанта на Крайний Север, в Магадан.

В Магадане Виктор намеревался стать горным мастером, как написано было в договоре. Но произошел неожиданный поворот – администрация Дальстроя использовала (вернее сказать, применила) пункт седьмой трудового договора, в котором было сказано: «Дальстрой вправе переводить нанявшегося на работу… из одного предприятия Дальстроя в другое…».

И Виктора направили работать в газету «Советская Колыма», сначала собственным, затем специальным корреспондентом. Журналист на Колыме был не просто журналист, а сотрудник Политического управления Дальстроя МВД СССР. И так же, как сотрудники МВД, газетчики (в целях личной безопасности) имели табельное оружие с разрешением постоянного ношения.

На Колыме Виктор Николаевич встретил свою любовь – Зою Михайловну Александрову. Она после окончания факультета журналистики Казахского государственного университета отправилась на Крайний Север, работала в Магадане на областном радио.

Когда закончились сроки их договоров, Виктор Николаевич с Зоей Михайловной перебрались «на материк». В декабре 1951 года оба взяли отпуск с последующим увольнением и направились сначала в Казахстан, к родственникам Зои Михайловны, затем на Алтай.

В 1952 году молодая семья обосновалась в Барнауле. Зоя Михайловна устроилась корреспондентом в газету «Алтайская правда», а Виктор Николаевич стал редактором Алтайского книжного издательства. Через год, 1953 году, Виктор Николаевич уходит в многотиражную газету «Строитель», становится ее ответственным секретарем. В этом же году Алтайское книжное издательство подготовило и выпустило сборник рассказов местных писателей «У нас на Алтае». В нем Виктор Николаевич опубликовал рассказ «Женька».

В конце 1955 года Виктор Николаевич переходит в краевую газету «Сталинская смена», сначала литсотрудником, а затем завотделом писем, а еще через некоторое время его назначают ответственным секретарем. Здесь он познакомился и на долгие годы подружился с Борисом Сергуньковым, впоследствии ставшим знаменитым писателем. В дальнейшие годы судьба сведет Виктора Николаевича со многими интересными творческими людьми, среди которых писатели Глеб Горышин, Илья Лавров, Геннадий Комраков, Илья Фоняков, Арнольд Пушкарев, Геннадий Падерин, Аркадий Ситковский, Борис Гусев.

В 1959 году Виктор Николаевич увольняется из «Молодежи Алтая» (в 1956 году «Сталинская смена» была переименована) и, так сказать, переходит на вольные хлеба. Теперь все свободное от семейных забот время он посвящает творчеству – перерабатывает некоторые журналистские работы, пишет новые на основе собранного материала.

В сборнике публицистики «Новая ступень» (1959) опубликован его очерк «Как это начиналось» о жителях села Новые Ярки (колхоз «Россия» Каменского района). А в № 17 альманаха «Алтай» напечатали большой очерк о сельских тружениках, их делах и заботах «На партсобрании». Автор описывает картину не со стороны, как зритель, а так, словно сам принимал участие в этом событии.

В том же 1959 году Виктор Николаевич начинает работу над книгой публицистики. Это своего рода подведение итогов определенного журналистского пути. В конце 1960 года книга «Алтайские были» сдана в издательство, а в следующем году вышла в свет. Одиннадцать разноплановых очерков: «Сказка» – о целинниках, «Ошибка следователя», «Семья», «От семи до полуночи» – о железнодорожниках, «Заварилось дело!» – о расширении мебельной фабрики в Барнауле. Сюжеты разные, но суть одна – честь, справедливость, достоинство, ответственность. Эти темы останутся в творчестве писателя до самого последнего дня.

В плотном графике работы с собственными произведениями Виктор Николаевич находит время помогать начинающим авторам. Например, весной 1962 года Алтайское книжное издательство обратилось к нему с просьбой отредактировать книгу очерков журналиста «Алтайской правды» Ивана Меликова «Степные рыцари». Меликов принес в издательство более сорока очерков, написанных с 1947 по 1962 год. На его взгляд, они все подходили для книги, а редакторы не соглашались. Назревала сложная ситуация. Выручил, как нередко бывало, Виктор Николаевич. Ему, как и остальным рецензентам, было очевидно, что напечатать все под одной обложкой невозможно, очень уж неравнозначными были очерки. Но там, где другие редакторы упорно отстаивали свою точку зрения, Попов предпочел «сесть рядком да поговорить ладком». Они с автором разобрали все предоставленные очерки, оценили достоинства, согласились, что считать недостатками, и пришли-таки к правильному решению. В результате получился очень интересный сборник, куда вошли тринадцать очерков. Редакторский опыт и журналистское мастерство Виктора Николаевича помогли автору отобрать и выстроить в единую линию те очерки, которые дополняли друг друга, создавали как бы единый образ «Степных рыцарей».

В 1961 году Виктор Николаевич подумал о вступлении в Союз писателей. Рекомендации для вступления ему дали Марк Соболь и Андрей Некрасов. Но в тот год Виктор Николаевич не стал подавать заявление – считал, что еще не готов. И лишь только в 1966 году, после выхода отдельным изданием повести «Непогода» и получения на нее ряда положительных рецензий, он подает заявление. Накануне собрания к уже имеющимся рекомендациям прислал свою рекомендацию известный в стране поэт Яков Аким. 6 мая 1967 года Правление Союза писателей соглашается с мнением приемной комиссии. Виктора Николаевича Попова принимают в Союз писателей СССР. К тому времени он автор четырех книг, ряда публикаций в коллективных сборниках, прошел через горнило Всесоюзного семинара прозаиков в Москве (1963).

Для Виктора Николаевича прием в Союз писателей – событие, которое принесло не только радость, но и огромную ответственность перед читателем. Любое произведение – статью или очерк, рассказ, повесть или роман, он никогда не отдавал в печать, если было хотя бы малейшее сомнение в полной готовности произведения. Вычитывал, вычеркивал, перефразировал, перерабатывал целые главы. Работа со словом, не раз говорил Виктор Николаевич на семинарах, тяжкий труд, а ответственность за него высока.

Первым читателем и самым строгим рецензентом всех творений писателя Попова была его супруга Зоя Михайловна. Ее литературному слуху Виктор Николаевич доверял. Если она делала какое-либо замечание, то он всегда прислушивался.

Еще одна задача, которой занимался Виктор Николаевич, подготовка последующих поколений писателей. Его всегда волновал вопрос, кто придет в литературу вслед за его поколением. Вырастить достойных последователей, считал он, такое же ответственное и важное дело, как создать высокохудожественное произведение. И потому он пристально следил за творчеством всех, кто появлялся на литературном горизонте. Так он сыграл большую роль в становлении как писателей Е. Гущина, В. Марченко, В. Федина, И. Семоненкова, К. Сомова, В. Шнайдера, В. Корниенко.

Кроме того, Виктор Николаевич активно помогал литературным объединениям Бийска, Барнаула, Рубцовска, Новоалтайска. Принимал активное участие в литературных фестивалях «Алтайская осень».

Отличительной чертой его характера были принципиальность, честность, справедливость и ответственность. Поэтому его часто избирали в ревизионную комиссию при отделении Союза писателей РСФСР, ему поручали подготовку и проведение юбилеев писателей, в 1985 году его избрали уполномоченным Литфонда на Алтае.

12 апреля 1999 года Виктора Николаевича не стало. Похоронен он на Черницком кладбище Барнаула. В Барнауле на доме № 52а на улице Шевченко, где писатель жил и работал с 1965 года, 2 ноября 2010 года установлена памятная мемориальная доска.

 

Трудовая деятельность Виктора Николаевича отмечена следующими наградами:

  •  медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945);
  • медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970);
  • медалью «За трудовое отличие» (1972);
  •  медалью «Ветеран труда» (1982);
  •  Почетной грамотой Администрации Алтайского края (1997).

Литературная деятельность Виктора Николаевича Попова также была оценена следующими премиями и дипломами:

  • ежегодная премия и диплом Алтайской краевой организации Союза журналистов СССР за серию статей «Писатель в газете» (1974);
  •  первая премия редколлегии журнала «Алтай» и Алтайского книжного издательства за повесть «Перевал “Подумай”» (1991);
  •  диплом Лауреата премии литературного конкурса им. В.М. Шукшина за книгу очерков о людях Алтая «Свадебный подарок» (1992).

Вклад Виктора Николаевича в создание и развитие литературного процесса на Алтае, а также в становление последующих поколений писателей – большой. Его уроки, рекомендации и личный пример работы со словом востребованы по сей день. Большинство его произведений входят в золотой фонд алтайской художественной литературы.

В. Шнайдер

Отдельные издания В. Н. Попова

Алтайские были: очерки. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1961. 200 с.

Начало биографии: рассказы. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1961. 175 с.

Закон – тайга: повесть, рассказы / [худож. В. Раменский]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1965. 168 с.

Непогода: повесть / [худож. В. Раменский]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1966. 199 с.

Земля и совесть: рассказы, очерки. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1968. 108 с.

Пожар в Назаровском: повесть и рассказы / [худож. Л. Цесюлевич]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1970. 240 с.: ил.

Дальний рейс: повести и рассказы / [худож. В. Еврасов]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1971. 240 с.: ил.

Экспедиция спускается по реке; Непогода: повести / [вступ. ст. А. Сергеева; худож. А. Дерявский]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1972. 352 с.: ил.

В свои ворота: повести и рассказы / [худож. В. Раменский]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. 391 с.: ил.

Свадебный подарок: рассказы и очерки / [худож. Г. Бурков]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. 244 с.: ил.

Закон – тайга: повести и рассказы / [худож. Р. Прохневский]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1979. 303 с.: ил.

В свои ворота: повести и рассказы / [худож. Б. Храбрых]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. 385 с.: ил.

Повести. Рассказы / [худож. Н. Фролов]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. 544 с.

Отчий дом: роман, очерки / [худож. В. Еврасов]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1986. 400 с.

Страна Цезерония: повесть / [предисл. авт.]. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1988. 190 с.

Перевал «Подумай»: повести и рассказы. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. 270 с.

подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image