«Посетитель будет как брошенка, один в пустом зале»: директор Новосибирского краеведческого музея о новой реальности

Пандемия коронавируса лишила россиян не только кафе и ресторанов, но и другого культурного досуга. Директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов рассказал Тайге.инфо об измерении филиалов рулеткой для открытия новых выставок, об экспозиции мемов о коронавирусе и о том, почему ради безопасности публики надо будет жертвовать гостеприимством.

Тайга.инфо: Многие считают, что для «бюджетников от культуры» сейчас время не такое уж и сложное: лишить зарплаты, «в черную» уволить вас и ваших подчиненных сложнее, чем в бизнесе. Со стороны может показаться, что вы просто не принимаете посетителей и получаете зарплату. А что на самом деле происходит?

— На самом деле, с точки зрения зарплаты, мои сотрудники, конечно, в выгодных условиях, потому что мы им зарплату платим и не снижаем. Мы составили на карантин серьезные планы, люди их выполняют и даже перевыполняют. Те, кто хочет работать и у кого есть личные амбиции, те сейчас оказались в очень хороших условиях, потому что есть время заняться тем, что давно хотелось делать, но в текучке некогда было. Все-таки музей — это не только прием посетителей. У нас есть фонды, есть госкаталог. И мы, собственно, ими и занимаемся.

Тайга.инфо: И все же, что касается работы, направленной на демонстрацию, связанную с гостями — что с ней произошло? Все перебираются в онлайн. Смогли ли вы это сделать?

— Конечно мы перебрались в онлайн! И мы к онлайну были подготовлены получше, чем многие. У нас был хороший инстаграм, у нас уже был youtube-канал. Мы уже много чего снимали и делали до пандемии и продолжим это делать. У нас есть собственная лояльная аудитория, которую мы бы хотели удержать, которой мы говорим: «Ребята, вы сейчас к нам прийти не сможете, но мы по-прежнему с вами. Если мы вам интересны, мы готовы дать вам некий контент в новом формате. Вот он — смотрите». Это первая история. Вторая история: вообще-то электронная форма позволяет нам даже расширить эту аудиторию.

Тайга.инфо: Звучит хорошо. А на деле как?

— Вы поймите, что сейчас все стали делать это. Понятно, что посетителей нашего youtube-канала стало в разы больше. Но если здесь, в Новосибирске, в офлайне мы конкурировали только с новосибирскими учреждениями культуры и любыми развлекательными программами, то в онлайне мы сразу стали конкурировать с Лувром и Эрмитажем. И будем надеяться, что мы сможем это делать эффективно. Мы остались на уровне, не отступили назад — это уже хороший показатель. Но мы попробовали что-то новое и видим, что некоторые вещи у нас совершенно провалились. Мы не были под это заточены и не смогли это сделать.

Тайга.инфо: Например, что не получилось?

— Это сугубо мое мнение: у нас не получились онлайн-экскурсии. Оказалось, что экскурсоводы не умеют работать на камеру, выяснилось, что ни операторы, ни режиссеры не готовы правильно снимать наши экскурсии. Это ведь тоже надо делать осмысленно. Мы над этим серьезно поработали, в том числе сказали оператору: «Твой метод нам не нравится. Давай попробуем поснимать, как мы предлагаем». И стало получаться. Кое-что из того, что мы наработали, с нами останется надолго.

Мы поняли, что длинные занудные экскурсии не заходят, и решили делать такие пятиминутки. Один сюжет — короткий пятиминутный рассказ. И я записал, как мне казалось, для примера «как надо» историю про погребение с конем — получилось хорошо.

Тайга.инфо: Как взаимодействуют сейчас музеи в стране? Обмениваются ли опытом? Или каждый сам по себе?

— С одной стороны, каждый сам по себе. Но есть молодежные сообщества, они постоянно делают какие-то вебинары. Но это не на уровне руководства, а, скорее на уровне продвинутых сотрудников. И мы все сейчас начали хвастаться некими находками, мы все смотрим друг на друга, и уже стало понятно, на кого стоит обращать внимание, на кого нет.

Тайга.инфо: Какие-то иллюзии развеялись?

— Наверное. Но у меня особых иллюзий не было. Я вполне адекватно на вещи смотрю. Многие хорошие музеи оказались не готовы к выходу в интернет. Они попытались перенести в онлайн свои офлайн-форматы: просто снять экскурсии на видео и выложить. А это плохо работает. А в некоторых музеях, например, оказалось, целые студии работают, и это очень круто. Вот в свое время кто-то придумал проводить живую экскурсию с помощью 3D-тура. Нам это показалось интересным, и мы так тоже сделали, тем более, что 3D-туры и аудиогиды у нас уже были готовы. Мы аудиогид «пришили» к 3D-туру, в итоге получилось очень хорошо.

Тайга.инфо: Как себя минкультуры в этой новой реальности показало? У вас же было госзадание, которое невозможно выполнить в карантин.

— Начальство оказалось в трудных условиях. Март, апрель и май — это месяцы, когда музеи зарабатывают больше всего денег. А мы этих денег не заработали. Но очень многие наши траты — они как раз из собственных средств, и всем директорам пришлось затыкать дыры: что-то перераспределять и как-то ужиматься. Потому что из этих заработанных средств мы в том числе частично платим и зарплату.

Поэтому мы все сосредоточились на том, чтоб не растерять персонал, чтобы персонал работал и выполнял госзадание. И мы, конечно, хотим, чтоб наше госзадание изменили, потому что мы не по своей воле не выполнили и не выполним план по посещаемости. Сейчас идет речь о том, чтобы вводить услугу онлайн-посещения, и о том, как ее считать. Может быть, нам просто сократят госзадание, раздвинув какие-то другие задачи, но пока решений нет.

Тайга.инфо: Какой план по выходу из карантина?

— Музей работает с 18 мая, просто не для посетителей. А по поводу посетителей: вышло большое интервью министра культуры Р Ф Ольги Любимовой, она рассказала, что с 1 июня музеи полтора месяца будут готовиться к приему посетителей и какие минимальные меры должны будут соблюдать. В ближайшее время не будет никакой групповой посещаемости. Музей можно будет посещать только в одиночку, в перчатках и в масках, не как попало, а по временным слотам. Причем между заходами в музей у посетителей должно быть минимум 15 минут. Музей должен обеспечить, чтобы посетители ходили в режиме «один человек на 20 квадратных метров». Должна быть специальная разметка. Нужно сделать так, чтобы музейные сотрудники практически не встречались с посетителями. Должны быть только онлайн-билеты и проверяться они должны бесконтактным способом.

И еще много условий, они очень внятно прописаны. Мы про это примерно знали и заранее готовились. Мы начали смотреть на планы и поняли, что в некоторых зданиях мы легко можем все это обеспечить, а для некоторых зданий это будет трудно. Для маленьких музеев это жуткие условия. Некоторые маленькие музеи, я думаю, даже не откроются. Филиал «Городская усадьба Новониколаевска», например, открыть для посетителей в этих условиях будет невозможно. Мы просчитываем вариант, А и Б. Вариант, А — это если все пойдет как надо.

Лучше всего, если посетители будут ходить по определенному маршруту. Но они должны идти в одну сторону, не должны встречаться, пересекаться. Нам надо исключить все «бутылочные горлышки», где может быть какой-то затор

Но при этом, что сделать со смотрителями? Нужны ли они в залах? Я не знаю. Сейчас я хвалю себя, какой я умный, что в свое время, строя экспозицию, рассчитывал на сокращение смотрителей и все экспонаты закрывал панорамным стеклом. Фактически мы можем обойтись во многих случаях без смотрителей, и это будет новый уровень доверия к посетителю. Но что это значит? Посетитель будет как брошенка, один в пустом зале, слова не с кем сказать, нельзя ничего ни у кого спросить? А наши экскурсоводы — что они будут делать? Как вести экскурсию в этих условиях? Мы тоже пока думаем, в том числе и не сделать ли экскурсовода в виде «большого брата»: вывести его куда-то в каждом блоке на монитор и поставить кнопку «Спроси меня».

Это все непросто. С одной стороны, нам очень хочется сохранить наш качественный персонал и наши качественные услуги, а с другой стороны, мы понимаем, что безопасность потребует от нас каких-то уступок гостеприимству. То есть прошлое гостеприимство, когда мы придумывали мероприятия и ждали, что придет очень много людей, радовались, когда люди толкались и их было очень много в зале, — этого уже не будет. Это для нас новый вызов.

А если вдруг случится, не дай бог, второе пришествие коронавируса в сентябре или октябре, или эти меры продлятся дальше, у нас наступит зима. А зима — это гардероб, а гардероб — это страшно. Страшно подумать об этом! Он у нас в подвале, тогда нам придется выносить гардероб на место кассовой зоны, делать кабинки, чтобы человек сам раздевался. Мы уже и этот вариант продумываем. Хотя это и очень сложно, но не исключено, что нам придется это сделать.

Тайга.инфо: Хорошо, что я не директор музея.

— Я сам уже всю голову сломал. Сижу, обложенный чертежами зданий, хожу с рулеткой и с заместителем по хозяйственной части. Но это одна история. А теперь вторая история, очень непростая. Мы всегда работали с партнерами, в том числе несколько раз в год привозили выставки-блокбастеры. И похоже, это конец периода таких выставок. Даже если мы привезем супер-пупер выставку, все равно не обеспечим ту посещаемость, которая нужна. Это и раньше для региональных музеев было финансово сложно, а сейчас финансово это будет практически невозможно. Если раньше мы хоть какую-то часть расходов покрывали заработком, то сейчас — это очень большой вопрос.

У нас есть контракты с прошлого года, которые мы выполним. Например, запланирована хорошая выставка с московским Музеем Тропинина, о которой мы уже договорились: есть договоры и частичная оплата. Мы привезем ее, нам отступать некуда: там уже затрачены серьезные средства, и осталось потрать меньше, чем уже потрачено. Нам всем интересно поработать в этих новых условиях и посмотреть, как мы справимся.

Но для меня совершенно очевидно, что по крайней мере на этот год мы должны планировать больше выставок из собственных ресурсов. С одной стороны, из собственных фондов. С другой стороны, нужно хорошо посмотреть и на организации, которые находятся рядом с нами. Как хорошо, что мы в феврале обсудили с директором Института археологии, что они хотят выставляться в центре города. Вот теперь-то мы точно сделаем несколько выставок из их фонда. Нам даже двигать в графике никого не придется!

Тайга.инфо: Получается, что теперь надо искать партнеров очень-очень рядом?

— Такие вот новые вызовы и новая реальность. Можно сесть и плакать, а можно попытаться посмотреть по сторонам. Я думаю, мы посмотрим по сторонам, и все будет хорошо. Но при этом у меня есть одно большое сомнение, которое омрачает настроение ежедневно. Потому что я не могу у себя в голове представить образ нового посетителя. Кто этот человек, который заранее купит билет в краеведческий музей, придет в то время, на которое он купил билет, наденет маску-перчатки и в этих жестких условиях пройдет по маршруту, который мы задали. Я про себя думаю: а я хотел бы быть таким посетителем? И не могу дать ответ.

Тайга.инфо: Ну, люди же ужасно изголодались по культуре, не меньше, чем по кафе.

— Я очень надеюсь. Но мы всегда говорили: «Музей — это интересное общение». И сейчас этого интересного общения может просто не получится. Есть другая надежда — это семейное посещение, за которое мы тоже сильно топили: папа, мама и дети. Или мама с двумя детьми, что чаще. Потому, что на пап пока мало надежды. Но бывают и папы с двумя детьми. В десять раз реже, но бывает. У отцов, к сожалению, другие приоритеты. Все-таки женщины — более музейная публика, чем мужчины.

Тайга.инфо: Если план «А» сработает, чем вы откроетесь?

— Во-первых, нашу экспозицию никто не отменял. Плюс ко всему в апреле мы должны были открыть роскошную выставку, которая называется «Живы и веселы». Эта выставка про белорусский еврейский театр, который был в Новосибирске в эвакуации. Представьте, они здесь, в Доме Ленина играли на идише! И у них были сборы и полные залы!

Мы готовили ее к 9 мая. Это история про эвакуацию, когда разные люди оказывались в этом месте. У нас там собраны потрясающие воспоминания, которые надо слушать. И мы записали много видео интересного, я сам очень горжусь этой выставкой, потому что много ей занимался: делал сценографию, устал править тексты и поправлять актеров, которые ставят не так ударения и не те акценты.

В Колонном зале мы также делаем очень большую выставку из наших архивов как бы ко Дню города — в честь города и горожан, про людей, которые жили на Красном проспекте в разное время. Так мы никогда не делали, это трудно и рискованно, но мы хотим попробовать.

Тайга.инфо: Если бы вы были директором Краеведческого музея через 50 лет, про это время вы бы какую выставку сделали? Что стало бы предметным символом этого времени?

— Я думал про это, особенно в апреле. Потому что в начале эпидемии выходило очень много всего веселого: графики, мемы, картинки. И я даже в одно время думал, что надо бы начать что-то собирать и копировать в отдельную папочку. Но потом запутался: где Новосибирск, где не Новосибирск. Плюс нужно сказать, что меня лично раздражает беспечность и неприятие ситуации. Меня раздражают люди, которые наплевав на все, в транспорте ездят без масок. Меня раздражают кассиры, которые так же себя ведут. Неприятие и беспечность, которые многие считают протестом — это не протест, а глупость. Что бы ни говорили, но эта ситуация существует, и мы не осознаем до конца, насколько она опасна. Есть заболевшие, рост происходит прямо сейчас. Среди моих новосибирских знакомых, к счастью, никто не пострадал, но очень много моих знакомых в Москве тяжело переболели. И я бы очень не хотел, чтоб у нас было как в Москве. Поэтому, мне бы хотелось сделать что-нибудь про то, как люди относятся к эпидемии.

Тайга.инфо: То есть это была бы выставка про беспечность?

— Да, наверное, про беспечность. Если мягко назвать это беспечностью. С другой стороны, психическое здоровье тоже важно. И потом надо не забывать, что это все — еще и серьезное экономическое потрясение. Не каждому платят зарплату. И где-то в глубине души, я понимаю тех, кто нарушает карантин и режим. Потому, что у них выхода нет.

Беседовала Маргарита Логинова

https://tayga.info/156086?fbclid=IwAR3TqWtzCGGcJD09SEtD5b9vPcHSo7EeAk_im...

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image