Празднуем по-старому, а потом по-новому…

Продолжается новогодний марафон. После Нового года и Рождества началась святочная неделя. А впереди еще Старый Новый год. Уж сколько лет живем по-новому календарю, а все привыкнуть не можем. Так и хочется еще напоследок гульнуть. А каково же было жителям страны, когда только что ввели новый стиль. Что праздновать, когда праздновать или вообще отказаться от Рождества и Святок, вроде как это «поповские праздники», а мы начали строить новый быт. В преддверии Нового года начиналась сумятица: одни хотели праздновать так, другие не так, а третьи вообще никак. Газеты в 1924 году сообщали читателям, на что все-таки решились горожане в разных уголках Сибири. Красноярцы заявили, что Рождество они не признают ни по-старому, ни по-новому, поэтому праздновать его не будут совсем. Служащие Затона в Новониколаевске решили 30 и 31 декабря «работать обыкновенно, а зарплату за первый день перечислить в пользу германских рабочих, а за второй – в пользу безработных».

В Барнауле церковь хотела отмечать Рождество по-старому – 25 и 26 декабря, а рабочие – по-новому: «Не хочем праздновать по-старому, хочем идти вместе со всем остальным миром».

В Омске решили перенести праздничные дни с 25 по 26 декабря на 31 декабря и 2 января.

В Ленинске собрание постановило, что «рабочие должны устраивать и праздновать свои пролетарские праздники и отказываться как от праздников Рождества и других церковных праздников, так и от всяких поповских обрядов, которые веками туманили головы рабочего класса и крестьян».

Но в душе каждый знал, что «все-равно будут праздновать и по-старому, и по-новому». Так оно случалось каждый год. Писали: «7 января многие сотрудники госучреждений и предприятий под действием религиозного дурмана на работу не вышли. А если и вышли, то являлись в праздничном настроении, возбужденные, мечтающие пораньше освободиться от своих прямых обязанностей, чтоб успеть побывать с визитом или принять у себя друзей». В той же газете приводился пример, до чего может довести празднование. «Некий товарищ Новиков, напившись до безумия, вместо своей комнаты попал в общую кухню, отвернул кран водопровода и напустил воды столько, что начал по полу плавать. Все православные Крещение празднуют 6 января или, что доброго, еще будут праздновать 19 января, а товарищ Новиков уже отпраздновал. Перепутал…»

В следующем номере газеты появились стихи:

«Говорят о новом быте,

К черту этот самый быт.

Вот на что вы посмотрите,

Как по кухне буду плыть.

Для чего водопроводы –

Вольно человек живи

Эй, ко мне бегите воды,

Эй, ты, Новиков, плыви!

С непонятным новым бытом

Трудно, очень трудно жить,

Дарья, дай сюда корыто

Мне до комнаты доплыть».

Худо-бедно, Рождество отметили. Дальше шли Святки. Что делать? Решили сохранить обычай, но вложить в него иное содержание. Культпросветработникам давали указания, советы «Как провести Святки в клубе». С чего начинался любой коммунистический праздник? Ну, конечно же, с доклада. Предлагалось рассказать, что Святки – праздник не религиозный, а бытовой, праздник радости и веселья. Исторические причины Святок кроются в хозяйственном человеческом укладе. Кончилась страда. Запас есть. Стало легче, и начинаются осенние праздники. Но запасено мало – надо экономить. Человек постует. Приходит январь, когда «солнце на лето, зима на мороз». Человек в ощущении близости лета позволяет «роскошь», хорошо ест, пьет. Наступают Святки. Выходят на улицу ряженые. Организуются пляски, поются песни, где славится грядущее лето и солнце. Молодежь устраивает вечерки. Пиво, брага, мед. Но человек знает, что впереди еще три месяца зимы. Снова пост, экономия, чтоб на Троицу перед летними работами гульнуть. В городах Святки получили извращение в форме бал-маскарадов. Ничего сходного с народными Святками это не имеет. Это извращение буржуазного города».

В инструкции говорилось, что «комсомольцам надо использовать святочные обычаи, но вложить в них содержание радости и бодрости комсомольского молодняка, дав им содержание зимнего отдыха».

Молодежь даже сочинила свою песню. Называлась она «Комсомольская святочная»:

Всем и всюду говорим…

Жизнь дается с бою,

Мы сегодня славим КИМ

С красною звездою.

Наша елка – комсомол,

Молодой и юный,

Наше Рождество сейчас –

Дружная коммуна.

Распахнись, пиджак, тулуп!

Лейся песен брага!

Комсомольцы, дружно

В клуб,

Пой смелей, ватага!

Всем и всюду говорим,

Жизнь дается с бою.

Мы сегодня славим КИМ

С красною звездою.

На Святки в клубе делали небольшую инсценировку из святочных обычаев. Главное, как считали комсомольские вожаки, «чтобы было просто, весело и содержательно. Всему следует дать наше комсомольское научное освящение».

Но в 1925 году Ново-Николаевский губернский исполнительный комитет постановил Рождество праздновать по старому стилю – 25 и 26 декабря. Это были праздничные дни отдыха. К ним относились и страстная суббота Пасхи (18 апреля), Пасха (19 апреля), Вознесение (28 мая), Духов день (8 июня), Преображенье (6 августа), Успение (15 августа). В эти дни, говорилось в постановлении губисполкома, «воспретить производство работ во всех учреждениях и предприятиях, за исключением водопроводов, электростанций, больниц, аптек, телефонов, телеграфа, а также и тех, которые не могут быть остановлены по условиям производства работ».

Людмила Кузменкина

 

 

Добавить комментарий

Target Image