Некоторые доклады на международном научном семинаре памяти известного археолога Владимира Кубарева прозвучали сенсационно. В частности, японскому археологу Такаши Осава из университета Осака удалось прочесть рунические надписи на дне средневекового серебряного сосуда, попавшего к сибирским археологам в начале 2000-х годов.
За долгие годы исследовательской работы В.Д. Кубарев нашел не одну древнетюркскую руническую надпись на Алтае и в Монголии. Это несколько надписей на местонахождении петроглифов Калбак-Таш, в Жалгыз-Тобе, на барбургазинской стеле, а также в местности Кургак, где было обнаружено более 80 рунических знаков.
Шесть небольших серебряных сосудов были найдены капитаном рыболовецкого судна на песчаном пляже острова Муруйский (р. Ангара) еще в конце 1970-х годов. Спустя 20 лет реставратор по металлу приобрел у дочери капитана два уцелевших сосуда и временно передал их археологам для изучения.
С начала 1980-х годов остров изучали иркутские археологи В.С.Николаев и А.В.Титов. Они нашли множество фрагментов керамических сосудов ручной лепки, останки костей животных и человека. Находки были обнаружены в разрушенных водохранилищем ритуальных комплексах – овальных и круглых ямах. Такие комплексы и находки в них датируются второй половиной I – началом II тыс. н.э.
Обнаруженные серебряные сосуды – редкая находка в археологии Южной Сибири и Центральной Азии. Памятники древнетюркской эпохи, в которых найдены серебряные сосуды такого типа, как правило, относятся к числу погребально-поминальных сооружений знати. Подобные серебряные кружки высотой не более 10 см, с припаянными ручками известны по раскопкам раннесредневековых курганов в Саяно-Алтае, Монголии и Хакасии. Часто на них бывает выгравирован родовой фамильный знак – тамга или руническая надпись. Дно меньшего сосуда из Приангарья (весом всего 120 граммов и высотой 8,5 см) также покрывала круговая руническая надпись и тамга в виде прочерченного изображения двух горных козлов.
– Эта тамга тюркских каганов неоднократно встречена на каменных изваяниях, стелах и петроглифах Монголии, Тувы, Алтая, Казахстана и Восточного Туркестана. Подобные тамги маркируют территорию тюркского каганата и передвижение племён и народностей, входивших в его состав, – пишут в своем совместном исследовании иркутские ученые В.С. Николаев, М.С. Кустов и старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Г.В. Кубарев.
По словам Такаши Осава, тамги были начертаны примерно на сто лет раньше, чем надпись, а именно в период с 747 по 759 гг. Такие точные датировки дает сравнительный анализ подобных родовых знаков на стелах, принадлежащих уйгурским каганам с территории Монголии.
– Не исключено, что эти серебряные сосуды попали на территорию Приангарья в качестве воинского трофея, а уже впоследствии были спрятаны в одном месте, – полагают российские авторы. – Возможно, ключом к разгадке судьбы этого клада и самих сосудов станет прочтение рунической надписи, которая начертана на одном из них.
Глеб Кубарев пояснил, что несколько известных специалистов-тюркологов (С.Г. Кляшторный, М. Эрдал), к которым он обращался с предложением перевести надпись на сосуде, не смогли этого сделать. М. Эрдал предположил, что эта надпись могла быть написана тюркскими рунами, но на другом языке.
Японский исследователь подчеркнул, что один из начертанных знаков это иероглиф, что неудивительно, так как связи с китайским миром в Уйгурском каганате были обширными. Он предложил следующее толкование рунической надписи на дне сосуда:
«Они поклоняются горе, становясь на колени, и предстают перед ней, становясь на колени!»
«Не сдирай шкуру с благородного горностая, пожалуйста!»
«Не заставляй их соперничать в вынужденной ловле благородного горностая!»
«Еган! Пожалуйста, проследи, ох!»
Такаши Осава пояснил, что древнетюркская руническая письменность использовалась и во время каганата Енисейских кыргызов. Серебряные сосуды, по его мнению, были изготовлены на территории бассейна верхнего Енисея (в районе крепостей Шагонар и Пор-Бажын) во второй половине VIII века при сосуществовании культур кочевников и оседлых племен.
– После победы каганата Енисейских кыргызов и разгрома Уйгурского каганата в 840 г.н.э. регион верхнего Енисея получил единое управление кыргызского кагана, и выгравированный рунический текст на серебряном сосуде должен был показать авторитет и всю мощь их новых владельцев, – сообщил исследователь.
По мнению Такаши Осава, серебряные сосуды затем были переданы вождю местного кочевого племени чиков или курыкан.
– Возможно, человек по имени Еган, к которому обращена руническая надпись, это бек, местный вождь племени в Муруйском регионе. Политически и административно он подчинялся каганату Енисейских кыргызов, – уточнил выступающий.
Добавить комментарий