Рекламы города N

В Музее города Новосибирска открылась выставка об истории рекламы в нашем городе.

Речь пойдёт о рекламе. Но, не просто о рекламе, а о ретро-рекламе. Да, реклама имеет богатое историческое прошлое, её истоки прослеживаются ещё в русском народном лубочном творчестве и приобретают расцвет в царской России. В современную эпоху реклама преследует нас повсюду, на улицах Новосибирска, по телевидению, в нашей городской прессе. Большинству из нас реклама не нравится, она нас раздражает, мы переключаем канал, пропускаем рекламу в журналах и газетах. Многие приёмы современной рекламы нам не приятны. В связи с чем, вызывает интерес реклама столетней давности, как воспринимали аудиторию рекламодатели прошлого? Это очень важный вопрос, так как по рекламе можно судить о её создателях и об аудитории она, которую она рассчитана. Также нам сегодня интересно, какие  товары рекламировали сто лет назад и почему именно эти предметы были так необходимы горожанам. Сегодня я вам немного расскажу о ретро рекламе. Но более подробно познакомиться с ней и с предметами, которые являлись популярными товарами в городе, вы сможете на нашей выставке.

 

Отечественная реклама испытывает сейчас сильнейшее влияние западной традиции. Чуждые рекламные образы часто не понятны российской аудитории, вызывают недоверие к рекламе, оказывают негативное воздействие на национальную культуру. Потому так важно сегодня учитывать богатый опыт отечественной рекламной продукции в период её расцвета в 1910 е. Тем более, что мир Ново-Николаевской рекламы практически не исследован.

Рекламные объявления эпохи сохранили для нас старинные городские газеты. С 1906 по 1917 гг. в Новониколаевске в 3-х типографиях выходит ряд печатных изданий.

Типография Н.П. Литвинова:

«Народная летопись» (редактор М.О. Курский) (1906, 1909);

«Обь» (редактор – А.А. Аргунов) (1907–1909);

«Обская жизнь» (редактор – А.Г. Новицкий) (1909–1912);

«Алтайское дело» (редактор М.О. Курский) (1912–1917);

«Сибирская новь» (редактор М.О. Курский) (1912–1913).

Типография Н.А. Кассианова:

«Сибирская речь» (редактор – Г.И. Жерновков)(1907, 1912–1914);

«Голос Оби» (редактор-издатель И.С. Шульга) (1912–1913).

ТипографияМ.П. Пономарева:

«Сибирский коммерсант» (1910, меняет название на «Обский вестник», первая вечерняя газета). Здесь продавали газету Алтайское дело, столичные журналы «Нива» и «Огонёк».

Другие рекламные артефакты практически не сохранились. Примеры газетных и журнальных объявлений этого периода позволяют выделить и традиционные приемы рекламирования, и новые тенденции.

Во всех выходивших в то время в Ново-Николаевске газетах размещались рекламные объявления, выполненные на высоком уровне. В плане оформления они не отличались от рекламы в центральной российской прессе, а многие вполне соответствовали европейским стандартам газетной рекламы. Например, рекламное объявление воды для волос "Каптоль №4711" фирмы Фердинда Мюльгенса из Кёльна ни чем не отличается практически от рекламных объявлений в немецкой прессе. Интересно графическое решение - изображение головы женщины в верхней части объявления с распущенными длинными вьющимися волосами образующими обрамляющую текст рамку. Знак качества той эпохи "Поставщик Двора его Императорского Величества". Также реклама товарищества Механический завод В.Г. Столь и К. - локомобили Королевского Венгерского Правительственного завода, двигатели для тепловозов.

Многие рекламные объявления, как например, объявления купца Шахмаева содержат хорошо выполненные иллюстрации. Выделяются рекламные объявления И.П. Литвинова личностным заботливым и уважительным обращением к потребителю. "Всегда стремился и стремлюсь дать покупателю хороший товар по дешёвой цене..." "Не могу лишить детей удовольствия, опять выписал детских разнообразных игр на воздухе.." Часто рекламные объявления Литвинова обрамлялись ажурными рамками. У Литвинова могла быть до 3 рекламных объявлений в одном номере газеты.

Рекламное объявление Ф. Неклюдова "Ура! Ура! Ура! закричали дети, увидя громадный выбор елочных украшений..". Скидка для училищ 40%. Заканчивались многие обращения стандартной фразой "С почтением, Ф.Неклюдов". "Прошу г.г. покупателей в ценах и выборе убедиться лично". Привлечение внимание рекламное объявление Маштакова - "Пользуйтесь случаем!" Также именно Маштаков использовал интересный приём: перевёрнутое объявление.

На рубеже веков структура рекламного текста включала, в той или иной комбинации, те элементы, о которых исследователи говорят применительно к современной рекламе. К ним относятся: заголовок, подзаголовок, основной текст, цена, название и адрес, слоган.

В заголовок выносились самые «сильные», эмоционально насыщенные, знаковые слова. Во-вторых, заголовок становился одновременно и началом первого предложения рекламного текста. "Надежное существование могут себе обеспечить люди всякого звания..." Третьи содержали прямой призыв к действию. "Велосипеды только Акц. О-ва "Энфильд" "ШИНЫ только "Дэнлоп". Для усиления нарушались языковые нормы – разрывались не только предложения, но и отдельные слова. Например, "Пиджа - и на другой странице продолжение - "чные костюмы!"

Дизайн объявлений разнообразен. Для визуального оформления текста объявления традиционно использовались три основных элемента – шрифт, рамка и иллюстрация (рисунок).

Особо хотелось бы сказать о лексике рекламных сообщений.  Дореволюционная реклама разговаривает своим собственным языком. Вы, возможно, с иронией воспримет некоторые слова и обороты речи. Но именно они дают яркое представление о духе эпохи.

Большинство рекламных текстов построено по законам изящной словесности. Рекламные тексты рубежа веков часто используют сразу несколько «языков», смысловых систем, опираются на цитирование других текстов. Это требовало от читателя активности, включенности в языковую игру, обязательного сотворчества. Эволюция текстов объявлений заключалась в изменении основной функции – от информирующей к развлекательной.

Главная особенность же лексики рекламных сообщений - исключительно вежливое обращение к покупателю. "Вниманию Дам...", "С почтением ...". Эти слова адресованы весьма широкой публике.

Рекламодатели. В рекламном зеркале мы встречаем известных в городе и регионе купцов и производителей продукции. Купцы все были приезжими, истоки сибирской торговли неразрывно связаны со строительством железной дороги и моста через Обь.  Нахождение города, тогда ещё посёлка рядом с железной дорогой и имеющего возможность использовать отправку различных грузов по реке делало его привлекательным для торговцев. Создатель первого магазина в Ново-Николаевске колыванский купец Евграф Жернаков заявлял, что именно дата открытия его магазина и является датой рождения города – 20 марта 1894 года. Представьте, как давно в нашем городе открылся первый магазин! Это был универсальный магазин, а вот уже у его племянника Владимира Жернакова была солидная торговля обувью. В процессе экскурсии по выставке можно более подробно узнать приёмы рекламирования, способы выставления товаров, к примеру, у нас есть интересный экспонат, с помощью которого обувь в витрине выглядела наиболее выигрышно. Кроме Жернаковых свои торговые дома имели Н.П. Литвинов, он торговал книгами и канцелярскими принадлежностями. У посетителей выставки есть возможность увидеть письменные приборы начала 20 века, узнать их особенности.

Конечно, стоит познакомиться с видными новониколаевскими купцами поближе. Как я уже говорила, они все были приезжими, Н. П. Литвинов приехал на место строительства железнодорожного моста через Обь в 1894 году из Пензы, основал здесь фельдшерский пункт для мостостроителей, а Литвинов по профессии являлся врачом, и начал издавать свою собственную газету Народная летопись. На выставке есть любопытный экспонат это – подарок доктору от  благодарной пациентки, я не буду говорить, что эта за подарок, так как его можно рассмотреть со всех сторон. Также Литвинов увлекался фотографией. Да, фотография уже сто лет назад была модным увлечением.

Литвинов любил снимать окрестности города и в 1904 году выпустил альбом с видами города, и на нашей выставке представлен подлинный альбом с видами Ново-Николаевска за первое десятилетие. Альбому более ста лет! С ним можно ознакомиться.  Почти одновременно с Литвиновым в наш город приехал Николай Михайлович Кетов, ещё совсем мальчишка, ему было 18 лет, но именно он основал в городе первую  пряничную фабрику, а потом и кондитерскую, где продавались сладости известных марок.

На выставке, можно узнать какие сладости были популярны сто лет назад, что кушали барышни за просмотром фильмы в синематографе.

 

Также представлены известные торговые марки Москвы и СПб., отдельные зарубежные компании. Со времени основания фирмы в 1851 году главным секретом успехов "Зингера" считалось сочетание удачной конструкции швейных машин с эталонной сбытовой политикой. Реклама компании была довольно агрессивной. К примеру, по стране рассылались красочные открытки, изображения, и подписи на которых обязательно прочно связывали достаток в доме с наличием в семье машинки "Зингер". А на некоторых выставках в провинции строились павильоны фирмы в виде швейной машины. Потребителей заманивали и высоким качеством товара. Одна из выпущенных в то время рекламных брошюр заклинала покупателей обязательно обращать внимание на следующее: "Каждая настоящая швейная машина Ко. Зингер носит на рукаве полную фирму The Singer Manufacturing Co. и торговое клеймо как на рукавах машины, так и на стенках станка, внесенное в департамент торговли.

Специальные агенты Зингера искали покупателей на улице, уговаривая взять машинку в кредит, часто это выглядело не очень законно, так как в поручители могли выбрать любого прохожего, уверив его, что никакой опасности для нет, но на самом деле именно с поручителя, как правило и спрашивали долг. Изначально концепция рекламы была немного другой. Стремясь к успеху, Исаак Зингер первым начал выпускать машины, ориентированные не на промышленное производство, а на обычных домохозяек. Зингер обращался к ним напрямую. Предприниматель стал искать покупательниц в театрах, размещая рекламу на программках спектаклей, а также в церквях: описания швейных машинок раздавались прихожанкам на проповедях вместе с религиозной литературой. На ярмарках его машинки демонстрировали не бойкие парни-дилеры, а специально нанятые красивые барышни. Singer вскоре стала престижной маркой. Мужчина, у которого в доме была швейная машинка торговой марки Singer, автоматически считался успешным.
В Новониколаевске компания Зингер призывала покупать машинки Зингер только в их специальных магазинах. Магазин располагался на Ядриценвской.

 

Отдельно следует выделить рекламу кинотеатров. Особенно Махотина Ф.Ф. Они занимали лучшее место на первой странице газеты. Интересна рекламная кампания со слоганом загадкой "Старый друг, лучше новых двух". Сейчас приём, использованный Махотиным, называется тизерной рекламой, довольно интересный приём, я очень подробно рассказываю о нём на экскурсиях. Тизер – дразнилка в переводе, впервые его стали использовать владельцы кафе в Сан-Франциско в 1906 году, на уличных плакатах стали появляться надписи «почему», чуть позже появилась надпись - почему такое-то кафе варит лучший кофе. Каким образом тизерный приём пришёл в Сибирь, загадка, но Федот Махотин хорошо его изучил. При создании тизера важно учитывать 2 момента: при запуске тизера - дразнилки создаётся интрига, завязка и через некоторое время наступает развязка. Именно так и было с таинственными объявлениями Махотина.

Рекламные объявления Махотина в структурном плане содержит все элементы. Логотип, человек, приглашающий зрителей в вежливом поклоне, название, слоган, основная часть, адрес, и обязательная завершающая фраза "С почтением, Ф.Ф. Махотин".

Именно Махотин придумал первым продавать билеты, раздавать бесплатно фото звёзд немого кино. На выставке представлен зал, где можно посмотреть дореволюционные мультфильмы. Вопрос? А вы знаете, что уже 100 лет назад в России снимали мультфильмы? Да, талантливый мультипликатор Владислав Старевич разработал свой собственный метод создания мультфильмов, в его мультиках снимались жуки! Да, настоящие жуки, как он это делал, более подробно я рассказываю на экскурсиях.

Так же на выставке представлен уникальный экспонат - граммофон, старинные книги, зал полностью посвящён культурной жизни города. В газетах активно рекламировали различные мероприятия это и «танцы до упаду» и «спектакли без всякого ужаса»! И многое многое другое! Я буду рада видеть вас на выставке «Рекламы города Н», мне важно и интересно ваше мнение.

Батяева Татьяна

подкатегория: 
Average: 2 (3 votes)

Добавить комментарий

Target Image