Развитие краеведения как способа формирования, популяризации и использования в воспитательных целях многоотраслевого знания о локальных территориях и их населении осуществляется силами не только профессиональных исследователей, но и широкого круга любителей. Одним из звеньев, связывающих две категории краеведов, являются те старшие школьники и студенты вузов, которые начинают приобщаться к краеведческой работе в процессе профессионального обучения. Они нуждаются в наставничестве и поддержке со стороны опытных преподавателей-краеведов.
Целью настоящей статьи является характеристика авторского опыта организации творческой деятельности старших школьников и студентов младших курсов университета, направленной на создание научных и научно- публицистических работ по локальной истории (историческому краеведению). Чтобы помочь начинающим исследователям, автор статьи разработал несколько моделей или алгоритмов для их первого исследования. Выбор тематики и формы предлагаемых работ обусловливается сочетанием их социальной и научной актуальности, относительной простотой, объяснимой, в частности, наличием легко доступных исторических источников, гарантированным интересом к удачным результатам со стороны региональных сообществ историков и педагогов. Работы выполняются молодыми исследователями при консультационной и организационной поддержке преподавателей. Ранее мы уже презентовали свои методические разработки [1; 2], но накопившийся опыт оправдывает новую публикацию.
Первая модель предполагает приобщение школьников и студентов к работе по устной истории. Задача заключается в том, чтобы создать и подготовить к публикации устный исторический источник, содержащий ценную информацию о жизни родственников или земляков «в старое время». Алгоритм предусматривает такую последовательность действий: 1) выбор информатора (предпочтительны старшие родственники исследователя); 2) предварительная «диспозиционная» беседа с информатором, главным образом для выбора темы мемората – устного рассказа о событиях, участником или очевидцем которых он был; 3) общение исследователя с информатором в форме беседы или интервью, содержание которого фиксируется в аудио- или видеоформате; 4) транскрибация мемората в письменный текст; 5) подготовка текста к архивному хранению или публикации: он снабжается заглавием; коротким авторским предисловием с обязательными характеристиками информатора и методики записи; ссылками, содержащими сведения об упоминаемых персонах, пояснениями неясных обстоятельств, непонятных слов; заключением с комментариями относительно условий использования мемората в образовательной или научной деятельности; желательно также иллюстрациями; 6) презентация текста в форматах выступления на заседании краеведческого кружка или клуба, на научно-практической конференции, публикации самых интересных и доброкачественных текстов. С примерами публикаций воспоминаний сибиряков-ветеранов, осуществленных студентами Новосибирского государственного педагогического университета, можно ознакомиться в материалах всероссийских конференций [3; 4].
Вторая модель ориентирует начинающих исследователей на изучение развития одного из сельских населенных пунктов в нашем крае во второй половине XIX – первой трети XX в. Это проблематика на стыке социальной и демографической истории, предполагающая активное использование несложных математико-статистических методов. Сельскими уроженцами или нынешними жителями может быть выбрана для изучения своя «малая родина», горожанами – местожительство своих родственников, при условии, что выбранное поселение существовало по крайней мере с середины XIX в. Анализ проводится на основе сведений об этом поселении, содержащихся в «Списках населенных мест» Томской или Тобольской губернии, периодически составлявшихся губернскими статистическими комитетами в конце имперского периода, а также «Списка населенных мест Сибирского края» (Новосибирск, 1928. Т. 1). Информация, собранная по сходным программам, относится к нескольким хронологическим срезам и поэтому позволяет прослеживать историческую динамику поселения почти за 70 лет. «Списки населенных мест» опубликованы, оцифрованы и размещены в Интернете.
Алгоритм исследования в данном случае предполагает анализ: 1) возможных изменений названия поселения; 2) трансформации его поселенческого и административного статуса; 3) динамики его географического местоположения; 4) изменений общей численности населения, количественного соотношения в нем мужчин и женщин; 5) модификации численности домохозяйств и их людности; 6) сдвигов в наборе элементов административной, экономической, культурной инфраструктуры; 7) перемен площади доступной для обработки земли, находившейся в наделе местного сельского общества. Количественные показатели и перечисляемые в источниках названия элементов поселенческой инфраструктуры рекомендуется обобщить в табличной форме, а затем полученные диахронные динамические ряды представить в диаграммах. Работа сильно выиграет в качестве, если описанная в ней историческая динамика найдет здесь же свое объяснение. Если у молодого ученого не хватит для этого уже имеющихся теоретических знаний по истории, придется изучить определенный круг литературы. Большинство публикаций, появившихся в результате даже неполной реализации нашей модели, являются первыми и зачастую единственными научными работами по истории конкретных селений, и в этом их непреходящая ценность (см., напр.: [5; 6]).
Третья модель предусматривает исследовательскую активность в рамках научного направления «memory studies», где изучается, в частности, историческая память – совокупность знаний и представлений человеческих сообществ (в том числе локальных – семейных, городских и деревенских, региональных) об общем прошлом. Согласно концепции М. Хальбвакса и П. Нора, историческая память воплощается в местах (фигурах, пространствах) памяти. Школьники и студенты создают творческие работы, характеризуя конкретные места и фигуры памяти, бытующие в нашем непосредственном окружении, – военные мемориалы, сельские или школьные музеи, заброшенные переселенческие поселки, дни родного города, вечера встречи выпускников школы или вуза, чествования ветеранов и др. Каждый автор самостоятельно обнаруживает объект для изучения и отображает его в своем эссе. Эссе – текст с нестрого заданными параметрами, но мы все же рекомендуем следующий план характеристики места памяти: 1) материальный, физический облик объекта; 2) его символическое значение, ментальное восприятие представителями интересующей нас социальной группы; 3) его функционирование (использование) в качестве основы тех коммеморативных практик, посредством которых люди формируют и поддерживают историческую память.
В качестве источников для разработки темы эссе наряду с другими (вещественными, визуальными, письменными) материалами можно активно привлекать устные мемораты. Эссе как литературному жанру присуща некоторая публицистичность и даже личностная исповедальность, здесь есть место для изложения собственного, в том числе эмоционально окрашенного отношения к изучаемому предмету. Можно привести примеры студенческих работ, выполненных с ориентацией на нашу третью модель[1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зверев В. А. Развитие сельского населенного пункта в Сибири второй половины XIX – первой трети XX в.: новая модель изучения // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2014. – Ч. 1. – С. 83–88.
2. Зверев В. А., Зверева К. Е. «Почин дело красит». Две модели первого исследования по истории в школе или университете // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 2. – С. 9–19.
3. Образы военной и послевоенной Сибири в мемуарах ветеранов (новые записи студентов-историков) // Образы России, ее регионов в историческом и образовательном пространстве. – Новосибирск: НГПУ, 2010. – С. 324–357.
4. Региональное образовательное пространство ХХ в. в воспоминаниях сибиряков (находки и записи студентов-историков) // Образование в истории, история в образовании. – Новосибирск: НГПУ, 2011. – С. 326–391.
5. Ошестюк Е. А. Развитие Верх-Тулинского поселения во второй половине XIX – начале XX в. // Новосибирская область: история и современность. – Новосибирск: Правительство Новосиб. обл.: ГАНО, 2012. – Ч. 2. – С. 71–74.
6. Холодова Ю. В. Динамика пригородного поселения Каменского в 1850–1920-е гг. // «Науки юношей питают». Исторический факультет НГПУ в образовательном, исследовательском и социокультурном пространстве России. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 197–203.
[1] Омеленчук М. В. «Каждый сам решает, верить ему или не верить». Фигура се-мейной памяти, моя бабушка – народная целительница // Библиотека сибирского краеведения. [2022]. URL: http://bsk.nios.ru/content/kazhdyy-sam-reshaet-verit-emu-ili-ne-verit-fi... (дата обращения: 30.05.2024); Яковлев Д. Т. Миры Джона Р. Р. Толкина как место памяти // Интерактивное образование. – 2019. – № 81. URL: http://io.nios.ru/articles2/100/15/miry-dzhona-r-tolkina-kak-mesto-pamyati (дата обращения: 30.05.2024).
Добавить комментарий