К народам Севера относятся алеуты, вепсы, долганы, ительмены, коряки, манси (устаревшее название - вогулы), кеты, нанайцы (гольды), негидальцы, ненцы (самоеды, юраки), иганасаны, нивхи (гиляки), ороки, орочи, саамы, селькупы, тофолары, удэгейцы, ульчи, ханты, чуванцы, чукчи (луораветланы), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), эскимосы, юкагиры (одулы). Они объединены не только схожими при-родно-географич. условиями - Север Евразии, Сибирь и Д. В., но и общим культ.-хоз. типом.
По религиозным воззрениям эти народы изначально язычники-шаманисты. Специфика древнейших культов позволяет выявить особенности их дух. мира. Природоохранительная и благодарственная функции мифообрядового комплекса, этнопедагогика, развивающая почтительное отношение к природным силам, определяли мировоззренч. основы народов Севера. Мифологич. представления в большой степени влияли на формирование худ. сознания как в пору его устнопоэтич. бытования, так и в период со-здания и развития лит-ры.
Устнопоэтич. творчество народов Севера существовало почти в первозданном виде до 1930 - 1940-х. Мемораты, фабулаты и обрядовая мифология соседствовали в повседневности с космогоническими мифами и мофологич. сказками о животных, например цикл о культурном герое и демиурге Вороне у сев.-вост. палеоазиатов. Но вершинными жанрами стали богатырские песни ненцев (ярбабц и сюдбабц), героич. сказания эвенов и эвенков, наполненные фантастич. мифологизмом, а также героич. песни-сказки обских угров. Причем мифологизм этих произведений в зашифрованном, понятном лишь их носителям виде, нес информацию историко-со-бытийного и нравственно-психологич. ряда.
Отдельно стоит жанр лирич. песни-судьбы, в большей степени проявившейся у обских угров: манси и ханты. Человек рассказывал о своей жизни, ее горестях и радостях. Имя создателя, зафиксированное в песне, сохранялось таким образом в памяти народа. Авторство в жанре лирич. песни-судьбы, однако, еще не обзначало зарождение лит. формы, а было лишь проявлением личностного начала. Раннестадиальные формы устнопоэтич. творчества определили особенности жанрово-сти-левого развития лит. традиции на нач. этапе.
Первые произведения северян публ. в сб. «О нашей жизни» (1929), «Тайга и тундра» (1928 - 1923). Отд. изд вышли произведения юкагира Т. Одулова «Жизнь Имтеургина-старшего» (1934), эвена Н. Тарабукина «Мое детство» (1936), коряка К. Кеккетына «Хоял-хот» и «Эвныто-пастух» (1936), сб. стихов коряка Л. Жукова «Нотаймэ» (1938), ненца Н. Вылка «Мария» (1938), нанайца А. Самара «Сын бедняка» (1941), удэге Дж. Кимонко «Там, где бежит Сукпай» (1948).
Становление лит-р народов Севе-ра в 1930 - 1940-е отмечено зарождением их общности на основе единства дух. культуры. Все лит-ры на-родов Севера прошли путь от обработок фольклора и фиксации фактов текущей жизни на родном или рус. яз. до создания первых худ. произведений автобиогр. и социально-историч. х-ра. Переходный от фольклора тип развития лит-р про-явился не только в жанрово-стилевом сходстве, но и в поиске формы, знакомой воспринимающему сознанию. Поэзия, даже в тех случаях, когда лирич. герой склоняется к философским обобщениям, проявляла это качество через обращение к природе. Параллелизмы, позволяющие соотнести состояние природы и чувств человека, дополнялись близкими устнопоэтич. традиции приемами: растягиванием или добавлением слогов, тавтологич. повторами. Поэзия народов Севера в 1930-е еще не изжила песенных основ фольклорно-мифологич. традиции; прозе в меньшей степени были присущи черты синкретизма и конкретно-чувственного способа обобщения. Стилевые особенности худ. произведений этого периода -чередование прозы и поэзии, сказовая манера, тяготение к ритмизированной прозе. Даже жанр автобиогр. повествования, связанный с временной протяженностью, разрабатывающий историко-социальную тему, близок не эпич., а песенно-лирич. традиции фольклора. Субъективированности повествования способствовала и новая для архаич. словесной традиции народов Севера форма повествования от первого лица. Но немалую роль в этом сыграло выделение ценностных критериев: поэтизация опыта предков, образа жизни и традиций народа.
Творчество Дж. Кимонко, зачинателя лит-ры удэге, суммировало жанрово-стилевые поиски предшественников. «Там, где бежит Сук-пай» - повествование о человеке, чья неуемная жажда жизни помогла преодолеть сковывающие зарождающуюся индивидуальность каноны родового сознания. Проблема выхода современника в новую жизнь осмыслялась писателями-северянами в историко-социальном и автобиографич. ключе. Хроникальность и своеобразный историзм фольклора народов Севера сыграл не последнюю роль в формировании названных жанровых модификаций. Но в 1930-е, когда исполнение фольклора еще составляло часть образа жизни и мифологич. сознание не утратило своих корней, жанр фольклорной лирич. песни-судьбы становился всеобщим достоянием. Развитие автобиогр. повествования в эти годы более всего соответствовало устремленности первых писателей-северян к исследованию индивидуального самосознания. Повесть Дж. Кимонко вобрала в себя все самое лучшее и органичное из опыта предшественников и стала как бы обобщением идейно-тематич. единства стилистики и жанрового поиска. Одновременно она предвосхитила во многом творчество писателей-северян 1960 - 1980-х.
Возобновление лит. традиции в 1950-е связано с нач. лит. деятель-ности нового поколения северян: Ю. Рытхэу, Ю. Шесталова, В. Санги, С. Курилова, Л. Лапцуя, Г. Ходжера, В. Ледкова, А. Немтушкина и др. В 1970 - 1980-е в лит-ру пришли В. Лебедев, П. Киле, Е. Айпин, А. Кри-вошапкин. У. Адо (Г. Курилов), Л. Ненянг, А Неркаги и др.
В 1950 - 1960-е продолжала разрабатываться тематика «раньше-теперь». Влиянию рус. культуры посвящены публицистич. выступления в печати Ю. Рытхэу, Ю. Шесталова, В. Санги, Г. Ходжнера и др.
Многонац. лит. процесс 1960 -1980-х с его проблемно-тематич. многообразием, богатым жанрово-стилевым опытом позволил писателям Севера выйти на новый, более высокий худ. уровень в освоении нар. фольклорно-мифологич. традиций. Даже Ю. Рытхэу, вначале сторонившийся специфич. долит. форм иск-ва слова, не смог уйти от историч. хроникальности, присущей фольклору чукчей. К каким бы фор-мам ни обращался Рытхэу, он исследовал истоки этнической дух. культуры во взаимодействии с цивилизацией или в противодействии ей, углубляя тем самым историч. сознание народа, развивая худ. традицию. Позже его намеренное об-ращение к фольклорно-мифологич. истокам и проблематике, связанной с шаманством, стало значит. явлением многонац. лит. процесса. Рытхэу доказал, что и фольклорно-ми-фологич. уровень худ. мышления, взаимодействуя с опытом развитой лит. традиции (многонац., рус. и мирового иск-ва слова), способен привнести свои черты и не остаться незамеченным.
Тенденции лит. процесса 1970 -1980-х способствовали проявлению нац. своеобразия в творчестве Ю. Шесталова, Г. Ходжера, С. Курилова, В. Санги, В. Ледкова. Обращение к лирич. прозе писателей разных национальностей создало специфич. стилистику и поэтику этого направления. Различные жанрово-стилевые модификации лирич. прозы позволили писателям-северянам создать значит. произведения. Использование фольклорно-мифологич. поэтики в самых разных жанрах помогло раскрытию содержания, выявлению его специфики. Для Ю. Шесталова, создавшего в мансийской поэзии новый тип стиха на основе рифмы, проза хроникального и автобиогр. характера стала следующим шагом в развитии худ. мысли. Она помогла расширить писательский горизонт познания жизни, но в более оптимальной для него самого и нар. восприятия форме - прозо-поэзии, столь близкой мифологич. сознанию. В форме больших эпич. полотен хроникально-историч. типа о жизни и судьбе народа написаны дилогия С. Курилова «Ханидо и Халерка» (1968 - 1975) и трилогия Г. Ходжера «Амур широкий» (1964 - 1972). Тяготение к многогранной художественности лирич. прозы проявилось и в творчестве В. Санги. Его рассказы и повести по особенностям мировосприятия и поэтике близки фольклору нивхов. Родственно ему по проблематике и стилю творчество ненца В. Ледкова.
Последующее поколение писателей народов Севера (ханты Е. Айпин, Р. Ругин, нанаец П. Киле, эвенк А. Немтушкин, эвен А. Кривошапкин, ненки Л. Ненянг и А. Неркаги, ительменка А. Селиванова и др.) в еще большей степени проявило интерес к исследованию индивидуальности человека нового времени. Анализ психологии совр. человека в их произведениях сочетается с вниманием к дух. миру предков.
Большую роль в становлении письменности и лит-ры народов Се-вера сыграли ученые-лингвисты: в 1930-е - В. Г. Богораз-Тан, Л. Я. Штернберг, С.Н. Стебницкий, Е.П. Крейнович и др; писатели М. Оша-ров, Г. Гор, А. Ольхон, Т. Семушкин, С. Маршак; в 1940 - 1960-е -Ю. Шестакова, а также переводчи¬ки М. Борисова, Н. Грудинина, В. Чукреев, А. Преловский и др.
Произведения писателей народов Севера публ. в альманахах «О нашей жизни» (1929), «Тайга и тундра» (1928 - 1933), «Север поет» (1939, 1961), «Солнце над чумом» (1948), «Мы - люди Севера» (1949), «От Москвы до тайги одна кочевка» (1961), «Близок Крайний Север» (1982), «Камчатка» (1985) и ж. «Полярная Звезда», «Дальний Восток», «На Севере дальнем», «Сияние Севера», «Стерх».
Лит.: Комановский Б. Литература народов Севера. // История советской многонациональной литературы. - М., 1972. Т. 2, кн. 2; Он же. Пути развития литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. - Магадан, 1977. Пошатаева. А. Литературы народов Севера. Истоки. Становление. Развитие. - М., 1988; Она же. Севера народов литературы. // Литературы народов России. Словарь. XX век. - М., 2005.