В 2023 г. исполняется 70 лет известному российскому писателю, автору более 40 книг, и главному редактору журнала «Сибирские огни» М.Н. Щукину.
Родился Михаил Николаевич 3 октября 1953 г. в селе Мереть Сузунского района Новосибирской области. Окончив восьмой класс, он поступает в Новосибирский книготорговый техникум, но после второго курса переходит на заочное отделение. Как раз в это время семнадцатилетний юноша становится сотрудником районной газеты «Новая жизнь» (Сузун). Отсюда М. Щукина призывают в армию. А после службы на Северном Урале он возвращается в редакцию. И снова совмещает редакционную работу с учёбой. Теперь на факультете журналистики Уральского государственного университета. Молодой газетчик быстро шёл в гору. Вскоре он уже корреспондент «Советской Сибири».
Пробовать себя на литературном поприще М. Щукин начал ещё на первых курсах техникума: писал бесхитростные рассказики о жизни своих земляков, некоторые из которых публиковал в своей же районке. А когда поднакопилось изрядно, отправил их почтой в московское издательство «Молодая гвардия», ни на что особо не надеясь.
Но ему крупно повезло. На рассказы обратил внимание известный советский писатель Сергей Антонов. С его разбором подборка рассказов М. Щукина появилась в 1978 г. в первом номере журнала «Литературная учёба». С. Антонов фактически благословил молодого прозаика в литературный путь. Дальнейшие события развивались стремительно.
М. Щукин становится участником VII Всесоюзного совещания молодых писателей, где его рассказы рекомендуют к изданию, а в 1980 г. издательство «Молодая гвардия» выпускает дебютный сборник рассказов начинающего прозаика о жизни сибирской деревни «Посидели, поговорили». Исполнилось к тому времени М. Щукину 26 лет.
За этой книгой последовали другие: «Дальний клин», «Имя для сына», «Оборони и сохрани», «Жестокий спрос», «Грань», «Морок», имевшие читательский успех. В них М. Щукин выступает как злободневный, остросоциальный писатель, стремящийся к беспощадной правде и осмыслению происходящего в российской, прежде всего глубинной провинциальной, жизни. Погружаясь в прозу М. Щукина 1980-х годов, видишь и чувствуешь, насколько российское бытие, тяжело и болезненно освобождаясь от уходящего, отживающего, непросто и трудно шло навстречу новому, настающему.
И, пожалуй, наиболее художественно ярко и убедительно процесс этот показан в самом известном произведении М. Щукина советских лет – романе «Имя для сына», в основе которого тоже лежит конфликт уходящего и настающего. Но здесь он особенно заострён, эмоционально напряжён и поляризован.
Главные персонажи романа (молодой журналист Агарин и председатель райпотребсоюза, Кижеватов, матёрый деляга и взяточник) находятся в прямой конфронтации. Роман пронизан острокритическим пафосом. Но не меньшая ценность произведения в том, что есть в нём кому противостоять «безумию дикости». И не только в этом романе. Борцов за оздоровление общества можно встретить и в других вещах М. Щукина. Например, в повестях «Оборони и сохрани» и «Грань».
«Имя для сына» М. Щукина появился почти одновременно с «Печальным детективом» В. Астафьева и «Пожаром» В. Распутина. Все эти произведения оказались близки как в постановке социальных и нравственных проблем, так и сходстве общечеловеческих мотивов. И Щукин со своим романом в компании корифеев русской советской литературы смотрелся достойно и органично.
Роман «Имя для сына», впервые увидевший свет в 1986 г. в журнале «Наш современник», и опубликованный в 1988 г. в «Романгазете» тиражом 3,5 млн экземпляров, стал бестселлером. А после выхода его отдельными книгами в Москве и Новосибирске общий тираж перевалил за 4 миллиона. Помимо нашей страны, роман издавался в ГДР, Болгарии, Чехословакии. Отмечался он и литературными премиями: Ленинского комсомола, а так же премией Всесоюзного конкурса имени Н. Островского.
1980-е годы для М. Щукина были вообще весьма насыщенными и плодотворными. Он широко публикуется в литературной периодике, выходят книги. Его принимают в Союз писателей СССР, а несколько позже избирают секретарём СП РСФСР. Вместе с тем, М. Щукин не перестаёт быть действующим журналистом – только теперь уже в литературных изданиях: работает собкором по Сибири журнала «Огонёк» и еженедельника «Литературная Россия». А в 1995 г. вместе с новосибирским поэтом А. Плитченко создаёт свой литературно-краеведческий журнал «Горница» (впоследствии «Сибирская горница»), который ведёт полтора десятка лет. В 2000 г. «Сибирская горница» Союзом писателей России была признана лучшим литературным региональным изданием страны.
Советский период художественного творчества М. Щукина завершился повестью «Морок», написанной в самом конце 1980-х годов – произведением для него, прозаика-реалиста, весьма неожиданным. По жанру это антиутопия, но одновременно развёрнутая притчаметафора, притча-предупреждение и прогноз того, что может стать с обществом, погружающимся в духовный и нравственный морок. Прогноз, как убеждаемся сегодня весьма точный.
В 1990-е годы для искусства и литературы, как и всей жизни российского общества, наступили времена тяжёлые и смутные. Приходилось не просто выживать, но и в воцарившемся хаосе «перестроечных реформ», искать ещё и ответ на важный и болезненный для любого художника вопрос: «Куда ж нам плыть?» Далеко не всем это удавалось. Многие в отчаянии расставались с творческим кругом, а то и с жизнью.
На переломе эпох и веков вопрос, о чём и как писать, в каком направлении продолжать двигаться, мучил и М. Щукина. За это говорит и заметное снижение его творческой активности на последнем отрезке XX века.
Настоящей отдушиной для М. Щукина в эти годы стала «Сибирская горница» с одноимённым «издательским домом» при ней. Журналом и различными издательскими проектами, с ним связанными, М. Щукин тогда преимущественно и занимался, отдаваясь этой работе сполна.
Творческие же перспективы оставались неясными. Правда, после появления «Морока» у М. Щукина, всегда испытывавшего повышенный интерес к прошлому своей родины, стало зреть убеждение «уйти от современности к истории». А работа над номерами «Сибирской горницы», в которой значительная часть журнальной площади отводилась истории и краеведению, это убеждение только укрепляло. И на пороге XXI века М. Щукин окончательно переводит стрелки своего писательского поезда на исторические рельсы.
Пробным камнем, первой ласточкой на этом пути становится появившаяся в Новосибирске 2001 г., книга рассказов об истории Сибири «Встречь солнцу». В этом своеобразном литературно-историческом и краеведческом путешествии по сибирской старине, начинающимся из глубины веков, Сибирь показана автором в разные периоды существования и самых разных областях её жизни. Из книги можно узнать не только о первопроходческих и военных походах, но и о том, как обустраивалась Сибирь, складывалась её экономика, формировались общество, культура, традиции. Помимо познавательного аспекта, важно и то, что писатель создает в книге единый, волнующий мощью, красотой, романтичностью и богатством оттенков образ Сибири, возбуждающий у читателей (а книга обращена, прежде всего, к молодёжи) чувства гордости и патриотизма за свой край.
«Первый блин» не вышел «комом». Книга «Встречь солнцу» вызвала значительный интерес. Более того, как пособие по изучению родного края она была рекомендована для внеклассного чтения учащимся средних классов общеобразовательных школ.
Путешествие по сибирской старине в этой книге М. Щукин прерывает на пороге Первой мировой войны, оставляя читателей в ожидании продолжения, которого, однако, так и не последовало. Нет, тема Сибири в её социально-историческом, бытовом и этнографическом контексте из творчества М. Щукина не ушла. Только продолжилась в другом литературном формате.
Практически одновременно с книгой «Встречь солнцу», в том же 2001 г. «Сибирская горница» взялась за публикацию нового романа М. Щукина «Ямщина». Здесь тоже сибирская старина в основе, но подходы разные. Если «Встречь солнцу» – это, по сути, научно-популярное переложение истории Сибири, то в «Ямщине» сибирское прошлое воссоздаётся и реконструируется уже художественными средствами.
Появление романа о старинном промысле сибиряков – ямщине – в творчестве М. Щукина не кажется чем-то случайным. Писатель родился в старожильческой семье, чьи корни уходили в глубину веков. Его прадед держал ямщину, и в семейном кругу о сибирских ямщиках сохранилось немало преданий. Часть их и легла в основу нового произведения.
Роман «Ямщина» положил начало большому циклу, продолженному повествованиями М. Щукина «Чёрный буран», «Конокрад», «Каторжная воля», «Несравненная», «Покров заступницы» и др., опубликованному издательством «Вече» в серии «Сибириада».
Цикл быстро завоевал популярность. Помимо темы сибирского прошлого, произведения «Сибириады», разные по сюжету, содержанию, персонажам, объединяет, а читателей притягивает, непривычная для такого рода прозы подача исторического материала. Как отмечали критики, основным принципом повествования в Щукинской «Сибириаде» стала «полижанровость», то есть работа писателя на стыке жанров: исторического, приключенческого, авантюрного, краеведческого, семейно-бытового и любовного. В романах цикла органично сочетаются острые сюжетные хитросплетения с яркими картинами старой Сибири, реальные события тех времён и подлинные исторические документы с мифами и преданиями, криминальные и детективные истории с мелодрамой. В этом «синтетическом» жанровом ключе написаны практически все произведения «Сибириады» М. Щукина. И читатели такой подход оценили по достоинству.
Впрочем, не только рядовые читатели. В 2009 г. за роман «Ямщина» М. Щукин был удостоен литературной премии «Карамзинский крест», которая присуждается «за большой вклад в развитие русской исторической литературы». А в 2021-м «Ямщина» была отмечена Шукшинской литературной премией. Несколько ранее, в 2018 г., М. Щукин с романом «Каторжная воля», также из своего сибирского цикла, оказался в числе первых лауреатов ещё одной престижной российской литературной премии – имени В.Г. Распутина.
Значится в послужном списке М. Щукина и премия Губернатора Новосибирской области «в сфере культуры и искусства» с формулировкой «за реализацию гуманитарно-просветительских проектов в Новосибирске и Новосибирской области». О каких проектах речь? За время работы М. Щукина в «Сибирской горнице» и после неё их было у писателя предостаточно. По его инициативе, например, выходила серия «Будаговская библиотека», в которой издавались книги, посвящённые Новосибирску, Новосибирской области, Сибири. Они передавались в школьные библиотеки и активно использовались на уроках истории и краеведения. М. Щукину принадлежит идея конкурса детского литературно-краеведческого творчества «Отчий мир», по результатам которого лучшие работы школьников издавались в отдельных сборниках. Проект «Отчий мир» стал победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Но и вне каких-то конкретных акций М. Щукин много времени уделяет общению с молодёжью. Частый гость в школах, колледжах, вузах, он знакомит учащихся и студентов с прошлым и настоящим Сибири, стремясь зажечь в их сердцах неугасимый огонь любви к родному краю.
В октябре 2014 г. М. Щукин возглавил «Сибирские огни». Начался новый этап литературной жизни писателя. Славная история старейшего литературного журнала давала повод для гордости, но и давила грузом ответственности, заставляла серьёзно задуматься о том, как сохранить и приумножить былую славу журнала и снова сделать его стержнем и центром притяжения литературных сил Сибири. Вот уже несколько лет команда «Сибирских огней» под руководством М. Щукина целеустремлённо работает в этом направлении. Ну, а прозаик М. Щукин, автор более четырёх десятков книг, обдумывает новую…
На пороге своего 70-летия Михаил Николаевич не собирается на покой. Он ему даже не снится. Наверное, именно к таким, как М. Щукин, и обращены слова известной песни: «Старость меня дома не застанет – я в дороге, я в пути!»
А.В. Горшенин
ИСТОЧНИКИ
1. ЩУКИН М.Н. Посидели, поговорили : рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 112 с.
2. ЩУКИН М.Н. Имя для сына : роман. – М.:
Молодая гвардия, 1986. – 96с.
3. ЩУКИН М.Н. Оборони и сохрани : повести
и рассказы. – М.: Современник, 1987. – 304 с. : ил.
4. ЩУКИН М. Н. Встречь солнцу : рассказы об истории Сибири. – Новосибирск : Сибирская горница, 2001. – 335, [4] с. : ил., фот.
5. ЩУКИН М.Н. Каторжная воля : роман, повесть. – М.: Вече, 2019. – 429, [3] с.
6. ЩУКИН М.Н. Ямщина : роман. – М.: Вече, 2019. – 430, [1] с.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОРШЕНИН А.В. Рецензия на роман М.Щукина «Имя для сына» // Сибирские огни. – 1986. – № 11. – С. 174–176.
2. ГОРШЕНИН А.В. Уходящее и настающее: (Нравственные и социальные проблемы советского общества в повести В. Распутина «Пожар», романах В. Астафьева «Печальный детектив» и М. Щукина «Имя для сына») // Сибирские огни. – 1987. – № 6. – С. 141–154.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2023 год
Добавить комментарий