Я счастливый человек. Мне удалось даже то, о чем я не мечтал. Я служил детям, а что может быть выше этого призвания?
Алексей Иванович Бороздин пришел в педагогику с виолончелью и большой любовью к детям. Именем музыки он изгонял недуги, перед которыми пасовала медицина, чем на практике доказал, что педагогика по праву принадлежит области искусств.
«Реабилитация – это восстановление утраченного, а мы должны научить детей делать то, чего они раньше не делали. Такой метод называется абилитационной педагогикой», – всегда уточнял А.И. Бороздин, привлекая в свою команду художников, психологов, логопедов. Сила его уникальной педагогики смело шагнула за рамки нашей муниципальной системы образования и в этот Год отзывается особой благодарностью многих преемников в России и других странах, где его наследие успешно работает под брендом «Школа Бороздина».
Сфера просвещения – показатель состоятельности государства, признак зрелости общества и залог будущего. Одним из ее ценнейших маркеров считается обучение особого контингента – детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть страны, где их образование и вовсе не предусмотрено, но эксперты уверяют, что основная проблема кроется в дефиците специалистов. К сожалению, мало подвижников, готовых сознательно ограничить собственные возможности ради исцеления детей-инвалидов, которые больше других нуждаются в сердечном участии.
Такой надеждой «безнадежных» был А.И. Бороздин – музыкант и композитор, журналист и писатель, педагог и целитель от Бога, отмеченный редким званием «Подвижник России». Он – уникальный человек. Уникальна и его судьба, о которой он талантливо, искренне и с огромной любовью к людям успел рассказать в своих статьях, фотовыставках, книгах и сотнях интервью, вскрывающих миссионерскую суть его бесценного наследия.
Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нет прописанных стандартов, каждый случай индивидуален. Созданная Бороздиным технология погружения в искреннюю атмосферу творчества, профессионального общения с искусством раскрывает возможности, которые не укладываются в строгие рамки педагогических концепций. Дети приобретают мощный импульс к общему и физическому развитию, раскрывают свои особые дарования и навыки, веру в которых порой теряют даже их родители. Школа Бороздина – уникальный педагогический инструмент, который настроен на тонкие струны детской души, еще не разгаданные большой наукой. Искусство, общение, творчество — важнейшие для Школы Бороздина средства решения предельно сложных, неординарных педагогических задач.
Именно музыке заслуженный работник культуры РФ Бороздин Алексей Иванович доверил дело всей своей жизни: «Музыка имеет колоссальное, мощнейшее воздействие на человека. Сколько угодно можно говорить о любви. Но вот на экране вы видите два силуэта, – и заиграла скрипка. Секунды музыки вам достаточно, чтобы увидеть, что это – любовь. Здесь то же самое. Ребенок не говорит, или еле лопочет с трудом, но мелодия, ритмический рисунок вынуждают его выговаривать, находить правильные звукосочетания, чтобы получилось слово, то самое, какое он не может сказать. Но, оказывается, может спеть! Музыка диктует. Я убедился, что эти упражнения воздействуют, развивают и очищают речь».
А. И. Бороздин – курянин, сын потомственного казака, рожденный 29 марта 1937 года. После окончания Курского музыкального училища по классу виолончели он поступил во Львовскую консерваторию, но вскоре перевелся в Новосибирскую консерваторию им. М.И. Глинки. Тогда молодежь из западных областей СССР рвалась в Сибирь. Им казалось, что главные события происходят именно здесь. В 1962 году, будучи еще студентом, он становится одним из первых преподавателей открывшейся в Академгородке музыкальной школы № 10. Здесь он организовал класс виолончели, на базе которого создал ансамбль. За сорок лет педагогической деятельности А. И. Бороздин воспитал более семидесяти лауреатов всевозможных конкурсов – от городских до международных.
Знакомясь с деятельностью А. И. Бороздина, поражаешься многообразию его увлечений, тому, как много успел он сделать. Когда в декабре 1962 года при Доме культуры «Академия» появился самодеятельный симфонический оркестр, А.И. Бороздин сразу же влился в его состав и три десятка лет отдал этому коллективу. Немало занимался он и композиторской деятельностью, создав более сотни романсов и песен для детей. В те же шестидесятые годы началось его увлечение фотографией. Он не выбирал сюжеты, а просто снимал то, что особо привлекало внимание. О несомненном таланте Бороздина-фотохудожника говорят его персональные фотовыставки в городах Сибири и Москве, высоко оцененные специалистами. Особо отмечалось умение автора передать настроение, почувствовать состояние природы.
Творческие увлечения А. И. Бороздина не мешали, а лишь способствовали его основной деятельности. От практики личного опыта шел А. И. Бороздин и к созданию своей методики, авторской школы, которая стала главным делом его жизни. А начиналось все у нас, в Новосибирске, который поначалу показался Алексею Ивановичу неприветливым: «Это было в 1961 году. Помню: одна пельменная на Красном проспекте, и ничего толком больше нет. Я поселился в общежитии консерватории, где в небольшой комнатке было набито 16 человек! А я ведь фактически из рая приехал». И действительно, далекий Львов с привкусом национализма остался в памяти городом юности и запомнился только хорошим: друзья, узкие улочки с вековой брусчаткой и уютные кафе, утопающие в зелени каштанов и лип.
В ту непростую пору становления А. И. Бороздину предлагали «доходное место» с зарплатой академика в Томске, но он выбрал наш Академгородок и ни разу об этом не пожалел. Более того, в своих воспоминаниях, составляющих существенную часть его творческого наследия, он называет его «научным раем, интеллектуальным пиршеством». Как и всем учителям музыки, ему приходилось подрабатывать частными уроками, готовить ребятишек к поступлению в музыкальную школу. Домой к музыканту приводили детей с отсутствием музыкального слуха, памяти, ритма. Среди них попадались малыши с серьезными заболеваниями, с нарушениями психических процессов, двигательных реакций, речи.
«Когда я однажды увидел существо не говорящее, плохо ходящее, то первая реакция была – бежать. Но это в первое мгновение. А вообще-то в моей жизни не было случая, чтобы я отступил когда-нибудь перед тем, что меня заинтересовало. Я тут же начал искать пути к этому ребенку – за инструментом, за фортепиано – и нашел». Так вспоминает А. И. Бороздин свою первую ученицу, встреча с которой явилась первым шагом к созданию его Школы. Он приходит к выводу, что музыка может стать самым мощным способом развития, колоссальным средством воздействия на подсознание, помогающим дремлющему интеллекту развиться. А. И. Бороздин доказал, что даже самые «тяжелые» дети могут и должны развиваться: «Мы вовлекаем наших учеников в творческий процесс – другого пути выведения из умственной отсталости нет, пилюли и таблетки просто не помогают».
Появление Школы Бороздина вызвало много споров, дискуссий, но главным оставалось одно – дети с ограниченными возможностями развития, погруженные в искреннюю атмосферу творчества, высокопрофессионально организованного общения с искусством, получали мощный импульс, способствующий активизации жизнедеятельности ребенка-инвалида. Огромное значение имело и регулярное общение таких детей с доброжелательно настроенными, всегда готовыми к встрече с ними педагогами.
Первыми начали изучать технологию А. И. Бороздина методисты и музыкальные работники управления детских дошкольных учреждений СО РАН. Его методики и программы получили положительную оценку и у профессиональных медиков. «Для больных детей, у которых отсутствует абстрактное мышление, музыка – особый, может быть, единственный способ связи с миром», – единогласно заключали профильные специалисты.
Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение «Центр А.И. Бороздина» обрел юридический статус 21 января 1998 года благодаря поддержке мэра Новосибирска В.А. Толоконского. Именно он стал первым чиновником, обеспечившим официальную поддержку уникальной методики абилитации детей-инвалидов.
Кинодокументалист Владимир Эйснер снял о Центре фильм, а НИПКиПРО выпустил сборник «Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы Школы Бороздина». Мастер музыки совершил настоящий прорыв в коррекционной педагогике. Как отмечают ученые Российской академии образования, ему удалось снять синдром страха перед тяжелым заболеванием у всех профильных специалистов.
Большим событием стал приход на практику студентов-медиков, и ребята решили после окончания вузов работать в Центре. А это значит, что наработанный опыт было кому передать, Школа будет жить и развиваться. Свидетельство тому – признание самого Автора: «Я сам удивляюсь, как я все это сделал. Наверное, я никогда не оглядывался по сторонам. Какая все-таки интересная штука – жизнь! То, что меня чествуют, наверное, логично. Но меня мало трогают геройские регалии. Я по-настоящему счастливый человек, и это главное».
Подвижник, новатор, педагог, целитель, психолог, музыкант – много талантов даровано одному человеку, способному довести их до совершенства. На 82-м году жизни, за полтора года до ухода, сбылась и заветная мечта Мастера – в память о брате в Доме ученых прошла большая совместная выставка, где авторами были два брата: фотохудожник Алексей и живописец Александр Бороздины – оба из династии настоящих художников.
Людмила Алексеевна Осадчая,
к.ф.н., учитель русского языка и литературы
лицея №22 «Надежда Сибири»
Добавить комментарий