Сибгосопера

90 лет с начала первого новониколаевского сезона

В 1920 г. в Сибири началась целенаправленная работа по созданию стационарных оперных театров. В течение нескольких месяцев были сформированы оперные труппы в Иркутске, Красноярске и Томске, труппа оперетты в Барнауле. История этих коллективов оказалась короткой, закончившись с наступлением нэпа. Иначе сложилась судьба Сибгосоперы, театра краевого значения, созданного в Омске как Сибирский государственный театр при Сибирском революционном комитете .

Театр открылся в ноябре 1920 г. драмой А.Н. Островского «Гроза», оперой А.П. Бородина «Князь Игорь» и симфоническим концертом. Крупнейший провинциальный театр своего времени, в первый сезон он имел штат 522 человека (140 — в опере, 117 — в драме, 80 — в симфоническом оркестре, 185 — в административно-управленческом аппарате).

В течение первого сезона было поставлено семь опер из числа самых популярных произведений русской и европейской классики: «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Паяцы», «Евгений Онегин», «Сельская честь», «Севильский цирюльник», «Кармен». Репертуар второго сезона включал уже 20 оперных спектаклей.

В 1921 г. в Сибири появилась новая Новониколаевская губерния (она была выделена из Томской губернии). Тогда же в Новонико лаевск из Омска были переведены общесибирские государственные, партийные и хозяйственные организации — Сибревком, Сиббюро ЦК РКП (б) и другие. Это означало закрепление за Новониколаевском статуса как губернского, так и краевого центра.

Встал вопрос о месте дальнейшего пребывания Сибгостеатра. Он решился следующим образом. Драматическая труппа была оставлена в Омске в статусе городского театра. Оперную же труппу постановлением Сибрев- кома перевели в Новониколаевск, где и продолжилась история Сибирского государственного театра.

Сохраняя оперу, именно ей отдавая предпочтение перед драмой, руководство Сибревкома, вероятно, учитывало кризисное состояние музыкальной культуры в регионе, справедливо считая, что именно оперный театр может стать своего рода «точкой опоры» для преодоления кризиса. Принималось во внимание и следующее. Находясь в региональном центре, театр мог оказать влияние на процессы просвещения и приобщения к оперному искусству жителей всей Сибири. Здесь творческий коллектив имел возможность общаться с аудиторией более широкой, чем жители одного лишь города Новониколаевска. Ведь новая столица края имела преимущество, заключавшееся в том, что в течение года сюда на различные общественно-политические мероприятия — совещания, конференции и т. п. — приезжало немалое число жителей других городов и малых населенных пунктов Сибири.

Решение, принятое Сибревкомом в отношении оперной труппы Сибгостеатра, получило как поддержку, так и сильное противодействие. Газеты публиковали материалы с резкими возражениями. В числе аргументов была названа неподготовленность жителей Новониколаевска к восприятию такого искусства, как опера. Говорилось и об отсутствии материальной базы, в частности, соответствующего театрального помещения и декораций.

В качестве главного аргумента приводилась катастрофичность экономического положения города, заставлявшая при выборе между театром и школой отдавать предпочтение школе. В большой статье «Театр или школа?», опубликованной в газете «Советская Сибирь» 27.11.1921, было написано: «...Мы очень бедны духовно, если говорить о широких рабоче- крестьянских массах. Но из этого не следует делать вывод, что нам, в первую очередь, нужны театры, а не школы. Мы бедны материально... Театр — хорошая вещь, но нам в первую очередь нужны школы, как первичные ячейки борьбы с темнотою и невежеством… »

Сторонники оперного театра указывали на то, что школа и театр не исключают и не заменяют, а дополняют друг друга. Они в равной степени необходимы современному обществу, тем более что при всех трудностях экономического и социального порядка население проявляет огромный интерес к искусству, в том числе театральному.

Несмотря на противодействие идее перевода оперы, руководство края не изменило своего решения. Перевод состоялся в 1922 г. Разместить труппу было решено в Рабочем дворце. Одно из первых общественных зданий Новониколаевска, построенное в 1914 г. как Коммерческий клуб (проект архитектора А.Д. Крячкова), первоначально использовалось привилегированной частью городской буржуазии для деловых и неофициальных встреч, банкетов и развлечений. В 1918 г. здесь размещались штаб Красной гвардии, Совет профсоюзов и исполком Новониколаевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здание называлось тогда Домом революции. Впоследствии оно стало Дворцом рабочих, или Рабочим дворцом — клубом с различными кружками, библиотекой и — те-атром. Оперная труппа Сибгостеатра стала одним из коллективов Дворца. Для этого летом 1922 г. были переоборудованы сцена и зрительный зал бывшего Коммерческого клуба.

Сибирский государственный театр имел за плечами уже два сезона, но перед началом первого сезона в Новониколаевске пришлось практически заново начинать формирование труппы — к лету 1922 г. она почти перестала существовать. Основной причиной было то, что бюджетное финансирование продолжалось только до января, а на условиях хозрасчета театр продержался лишь до марта, затем спектакли прекратились.

Существенной причиной распада труппы явился также сезонный характер работы театров, сохранявшийся с дореволюционного периода почти до середины 1930-х гг. Контракты с дирижерами, режиссерами, артистами заключались обычно на один сезон. После окончания каждого сезона высвобождались большие творческие силы, которые предлагала актерская биржа в Москве. Подобная система создавала некую общероссийскую труппу, которая «мигрировала» по стране, охватывая общероссийскую аудиторию. Эта общероссийская труппа вобрала в себя, в свою орбиту, и молодой сибирский театр, выступать в котором приезжали артисты, уже известные своей работой в разных театрах России, а затем и Советского Союза.

В качестве примера можно назвать таких солистов, работавших в Сибгосопере, как И.И. Березняковский, Я.С. Загумённый и О.М. Добродеева-Короленко. Первый окончил Московскую консерваторию у профессора У. Мазетти, стажировался в Италии, пел в Русской частной опере С. Зимина. Я.С. Загумённый был солистом Русской частной оперы, участвовал в спектаклях совместно с Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, А. Неждановой. После Москвы работал в Киевской опере. О.М. Добродеева-Короленко начала карьеру оперной артистки в 1918 г. в Театре музыкальной драмы (Москва), после его закрытия пела в Большом театре. В сезоне 1924/25 гг. в труппу Сибгосоперы вошли А. Покровская, Ю. Щур, Ю. Матусевич из Киевской оперы, Е. Тор гут, певшая в московских театрах, Л. Андреева-Дельмас, бывшая солистка Московской частной оперы и Театра музыкальной драмы. И. Полферов приехал из оперной студии Художественного театра.

Осенью 1922 г. и труппа, и помещение для оперных постановок были готовы к началу выступлений. Пресса торжественно возвестила: «Новониколаевск, как центр Сибири, в театрально-художественном отношении занял подобающее ему место. Открытие Оперы приурочено к пятилетнему юбилею Октябрьской революции» .

7 ноября состоялось торжественное открытие Рабочего дворца. 9 ноября состоялся бесплатный концерт для рабочих — вечер русской песни. 15 ноября оперой А.С. Даргомыжского «Русалка» начался первый сезон Сибирского государственного театра в Ново- николаевске. Здесь он назывался уже иначе — Сибирский государственный театр музыкальной драмы. Впоследствии название изменилось на «Сибирский государственный оперный театр». (Именно это название — «Сибгосопера» — наиболее часто используется в литературе, независимо от того, о каком периоде истории театра идет речь.)

Каждый год в Сибгосопере работала достаточно полно укомплектованная труппа, включавшая солистов, хор, балет и оркестр. Каждый год театр расширял репертуар, обновлял старые постановки, ставил новые.

Репертуарный список за 14 лет насчитывает 58 названий. Это не только опера, занявшая главное место (35 названий). Это и балеты, и оперетты (их количество было приблизительно равным — 10 и 13 соответственно). Правда, оперетта входила в репертуар театра лишь до лета 1928 г. В следующем сезоне произошло разделение труппы на оперную и опереточную. Труппа оперетты во главе с Ю.Л. Сагайдачным начала самостоятельную жизнь вне Сибгосоперы. (До этого были поставлены «Корневильские колокола», «Цыганский барон», «Сильва», «Баядера», «Прекрасная Елена» и другие спектакли.)

В сезоне 1922/23 г. кроме названного выше И.И. Березняковского в Сибгосопере работали солисты оперы Л.Н. Балановская, Л.Н. Ленартович, А.Н. Заречнева, Е.В. Радомская, Е.В. Теплов, М.П. Артемьев, Н.М. Андреев, Н.Я. Мерцалов-Шуман, Г.А. Заворыкин и другие артисты. Должность главного режиссера занимал Я.А. Гречнев, главного дирижера — Ю.М. Юровецкий, балетмейстера — Н.М. Сокольский, хормейстера — Н.С. Петров, главного художника — А.В. Сорокин.

В то время как формирование труппы певцов-солистов не представляло особых трудностей, с балетом дело обстояло сложнее. Кадры артистов балета в стране после революции и Гражданской войны были невелики, поэтому пришлось решать вопрос о том, как самостоятельно готовить артистов балета. С осени 1922 г. при театре открылась балетная студия на 30 человек, привлечены студийцы школы А.И. Пигин-Шамрета, созданной в годы Гражданской войны. Сформировалась труппа из 11 человек, но даже ведущие солисты — Р.П. Райковская, И.А. Российская, И.Р. Шорохова, Н.И. Ловцова — не были балеринами классического плана. В массовых сценах приходилось привлекать артистов миманса и хора.

Как бы трудно ни шло формирование балетной труппы, с первых же спектаклей ставились танцевальные сцены в операх и уже в первом сезоне — два балета: «Шопениана» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Во втором сезоне добавился балет «Волшебная флейта». Одновременно шла большая работа по подготовке концертных номеров.

Ситуация в труппе существенно изменилась к лучшему в сезоне 1926/27 гг., после приезда группы солистов балета Одесского оперного театра во главе с Е.А. Пушкиной. В ее лице Сибгосопера приобрела главного балетмейстера и исполнительницу ведущих партий классического репертуара, что позволило поставить «Лебединое озеро» — первый классический балет на сибирской оперной сцене. Е.А. Пушкина возглавляла балетную труппу семь сезонов, поставила «Красный мак», «Конек-горбунок», «Корсар», «Футболист».

Оперный репертуар был достаточно разнообразен и многочислен в каждом сезоне. В нем представлены произведения самых крупных русских оперных композиторов: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, Э. Направника, М.П. Мусоргского. Из европейских — Д. Верди, Д. Россини, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Д. Пуччини, Ж. Массне, Д. Мейербера. Наряду с самыми популярными и репертуарными операми театр ставил и не столь популярные на периферийной сцене, такие как «Самсон и Далила» К. Сен- Санса, «Гугеноты» Д. Мейербера. Одновременно со столичными театрами Сибгосопера осваивает такое сложное произведение, как «Турандот» Д. Пуччини, проявляет интерес к советскому оперному репертуару, осуществив постановки лучших среди первых советских опер — «Орлиный бунт», «Северный ветер», «Прорыв» — а также балета «Красный мак».

История Сибгосоперы насчитывает 14 сезонов и подразделяется на три периода. Первый, двухлетний, — омский. Второй охватывает пять сезонов — с осени 1922 до весны 1927 г., когда театр оставался региональным сибирским, но работал в основном в Новосибирске, выезжая с недолгими гастролями в близлежащие населенные пункты. Летом 1927 г. начался третий период Сибгосоперы, завершившийся 31 мая 1934 г. спектаклем «Кармен».

Последний период работы театра начался с решения административных органов об изменении статуса театра. Он стал городским и был передан на баланс городской казны Новосибирска. Однако именно с этого времени Сибгосопера перешла на передвижной режим работы, начав делить сезоны между Новосибирском, Томском, Иркутском, Пермью и Красноярском.

Постепенно все более очевидной становилась тенденция вытеснения Сибгосоперы из художественной жизни Новосибирска. Сначала труппа отсутствовала половину сезона, затем — полтора сезона. Четыре месяца, с февраля до июня 1932г.,оказались последними в Новосибирске.

Если учесть, что изначально Сибгосопера создавалась как театр общесибирский, то ее перевод на передвижной режим работы выглядит вполне естественно, но причина была не столько в заботе о распространении оперного искусства по всему региону, сколько в поисках разрешения финансовых трудностей. Выход из сложного положения, в котором находился не только новосибирский, но и многие другие сибирские театры, нашелся в том, чтобы обмениваться труппами. Сначала (с сезона1927/28 гг.) соглашение об обмене приняли Новосибирск и Томск. С конца 1920-х гг. аналогичные соглашения были заключены между Новосибирском и Пермью, Новосибирском и Иркутском. В Новосибирске Сибгосопера задерживалась все меньше. С ослаблением ее позиций в Западно-Сибирском краевом центре «своим» театр захотел сделать Иркутск, который стал добиваться передачи учреждения в ведение Восточно-Сибирского управления зрелищными предприятиями. Последний сезон – 1933/34 гг. – труппа целиком провела в Иркутске, называясь уже Восточно-Сибирским краевым театром.

В Иркутске оперная труппа не закрепилась – в основном по экономическим причинам. В Новосибирске определяющими стали все же не финансовые проблемы, а сильное идеологическое давление. Голоса противников оперного театра в Новониколаевске с началом работы осенью 1922 г. смолкли лишь на время. Зажженная ими искра противодействия продолжала тлеть, поддерживаясь деятельностью финансовых органов, их стремлением «задавить» театр непосильными налогами и завышенными коммунальными платежами. С лета 1928 г. наступление на оперный театр развернулось с новой силой, обрушившись теперь массой пролеткультовских идей, в итоге одержавших победу.

С классовых позиций на Сибгосоперу обрушился литературно-политический журнал «Настоящее», начавший выходить в январе 1928 г. и ставший органом борьбы «с правой опасностью». Были выдвинуты следующие аргументы. Во-первых, опера далека от пролетарской аудитории, ориентируется исключительно на нэпманскую публику. Во-вторых, на ее содержание затрачиваются огромные средства, из-за чего город не может содержать драму и цирк. Третье — Новосибирску нужен драматический театр, так как он более демократичен, скорее откликается на злободневные проблемы современности. И четвертое: мнение самих рабочих о том, что оперное искусство им не нужно.

Негативные отзывы звучали и в краевой газете «Советская Сибирь». Например, в номере от 10.08.1929, в заметке, написанной как бы от лица рабочих, сказано следующее: «… Довольно нас пичкали буржуазной дре-беденью, идеологически вредной, вроде тех опер, оперетт и драм, которыми богат Сибирский театр.»

Огульная, бездоказательная критика практически перечеркнула всю деятельность Сибгосоперы, преподнося ее лишь как неудавшуюся попытку создать в Сибири оперный театр.

Наступление на театр достигло кульминации к весне 1929 г., в чем убеждает статья «Сибгостеатр на распутье», опубликованная 8 мая в «Советской Сибири». В частности, там было сказано: «…мы не располагаем на тер-ритории Сибири таким постоянным профессиональным театральным делом, которое бы имело свое художественное лицо и представляло собой более или менее значительную культурно-общественную величину. Единственной попыткой в этом направлении была новосибирская опера, но и она, эта попытка, как известно, завершилась банкротством, бесславной кончиной оперы…»

 Подобная оценка деятельности Сибгосоперы, заявление о банкротстве и бесславной кончине является в корне неверной, искажает реальное положение дел. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что первый оперный театр Сибири быстро справился с трудностями начального становления, он интенсивно работал и стал значительным явлением в музыкальной культуре Сибири, центром музыкальной жизни Новониколаевска — Новосибирска. Театр имел и отстаивал свою позицию в современной театральной жизни страны, пользовался успехом у слушателей, приобрел известность в России и шире — в Советском Союзе.

Работа Сибгосоперы в конце 1920-х — начале 1930-х гг. преимущественно за пределами Новосибирска отнюдь не означала, что город отказался от намерения иметь собственный оперный театр. Немаловажную роль сыграло отсутствие помещения. Дело в том, что летом 1932 г. в Новосибирске стационировался драматический театр «Красный факел». Ему было передано помещение Рабочего дворца. Занимавшая его на протяжении десяти лет Сибгосопера должна была «переселиться» в новое помещение — Дворец культуры и науки.

Идея построить в Новосибирске комплекс Дворца культуры и науки (ДКиН) родилась еще в 1928 г. ДКиН должен был включить в себя театр, концертный зал, музей, картинную галерею, библиотеку, научно-исследовательский институт. Необычным, как и все здание Дворца, должен был стать театр — Театр массовых действий.

22 мая 1931 г. на центральной площади Новосибирска состоялся митинг, посвященный закладке первого камня и началу строительства. Открытие планировалось на ноябрь 1932 г. Однако в ходе строительства сроки его завершения отодвигались, существенно трансформировалась и сама первоначальная идея. В 1935 г. комиссия Наркомпроса запретила создание театра массовых представлений, решено было строить обычный оперный театр.

Задержка строительства поставила труппу Сибгостеатра в сложное положение. Осенью 1932 г. она отправилась в длительные гастроли, а вскоре вообще перестала существовать. В 1934 г. большинство артистов и ра-ботников вспомогательных цехов вернулись в Новосибирск.

На протяжении последующих семи лет после лета 1932 г. город не имел постоянной оперной труппы. Вакуум заполняли ежегодные летние гастроли оперетты, продолжавшиеся обычно с мая по сентябрь, иногда и дольше. Оперные постановки периодически осуществлялись силами новосибирских музыкантов. Оперные отрывки входили в концертные программы музыкантов, гастролировавших в Новосибирске.

В сентябре 1939 г. начальник строительства театра оперы и балета сообщал о том, что строительные работы в основном закончены, что производится уже роспись стен и потолка. Полное окончание всех работ намечалось к августу 1941 г.

Сделать это помешала Великая Отечественная война. Лишь в мае 1945 г. начал свою работу широко известный в России и за ее пределами Новосибирский театр оперы и балета.

Подготовила Е.Е. Лурье

ИСТОЧНИКИ

Сибирский государственный оперный театр // Историческая энциклопедия Сибири. — Новосибирск, 2010. — Т. 3. — С. 82—83. — Библиогр.: с. 83.

Головнёва Н. И. Первые опыты создания оперного театра. Деятельность Сибгосоперы // Музыкальная культура Новосибирска. — Новосибирск, 2005. — С. 61—85.

Ромм В.В. Сибирский государственный оперный театр(1920—1935, 1939—1941) // Новосибирск : энциклопедия. — Новосибирск, 2003. — С. 779—780.

Ромм В.В. .И зазвучала музыка : хроника Сиб. оперы (1920—1945 гг.) / В.В. Ромм. — Новосибирск : Кн. изд-во, 1988. — 126, [1] с., [16] л. ил.

Новониколаевский Рабочий Дворец // Совет. Сибирь. — 1922. — 8 дек. — С. 5 : ил. — Подпись: Близкий. — Из содерж.: Очаг культуры; Опера Рабочего Дворца; Балет.

Театр и искусство // Совет. Сибирь. — 1922. — 18 нояб. — С. 4. — Подпись: П.К.

О спектакле «Русалка», сыгранном 15 ноября 1922 г.

ЛИТЕРАТУРА

Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917—1945 гг.) : сб. ст. — Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1984. — 207, [1] с. — Библиогр. в примеч. в конце ст. — Из содерж.: Сиб- госопера — первый музыкальный театр Советской Сибири / В.П. Геращенко. — С. 88—105;

 Из музыкальной жизни Новониколаевска- Новосибирска начала 20-х гг. : [воспоминания солиста театра, 1923—1925] / В.А. Соколов¬ский. — С.157—162.

Марченко Ю.Г. Сибгосопера — центр музыкального просвещения Сибири 20-х годов // Бахрушинские чтения, 1973. — Новосибирск, 1973. — Вып. 1. — С. 73—80.

Печатается по книге:

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области 2012год.с.233-238

Новосибирская областная научная библиотека, Новосибирск, 2011.

 

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image