Именно так, по названию киножурнала, который выпускала Западно-Сибирская студия кинохроники, была обозначена повестка очередного «круглого стола», прошедшего в редакции журнала «Сибирские огни». Речь шла о документальном кино.
Фильмы новосибирских кинодокументалистов отличает высокий профессиональный уровень, о чем красноречиво говорят многочисленные награды российских и международных кинофестивалей. Режиссеры Юрий Шиллер и Владимир Эйснер отмечены Государственными премиями России. При этом существует и множество проблем. О них и шла речь на круглом столе, в котором приняли участие министр культуры НСО Игорь Решетников, Элла Давлетшина, Александр Косенков, Виталий Гоннов, Юрий Шиллер, Владимир Эйснер и представители молодого поколения: кинорежиссер Павел Головкин, драматург, сценарист Кристина Кармалита, студент операторского факультета НГТУ Максим Соколов. Вел «круглый стол» главный редактор «Сибирских огней» Михаил Щукин.
При обсуждении проблем современной сибирской кинодокументалистики участники беседы регулярно обращались к двум факторам: человеческому и финансовому. Также речь шла о Новосибирском киновидеопрокате, который может стать площадкой для общения и объединения творческих усилий работников кино.
Предлагаем вашему вниманию стенограмму мероприятия.
Михаил Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни»:
— Журнал «Сибирские огни» сотрудничает не только с сибирскими писателями и поэтами, но и с художниками и кинематографистами. В 2015–2016 гг. рассказом о деятельности художников в журнале открылась рубрика «Картинная галерея». Что же касается кинематографистов, в «Сибирских огнях» была опубликована беседа Александра Косенкова и Владимира Эйснера «Точка невозврата» о документальном кино. Также вышли заметки кинорежиссера Владимира Новикова «Как в кино». Недавно на нашем сайте мы начали выкладывать фильмы: Юрия Шиллера о сказительнице Таисии Пьянковой, фильм Раисы Ерназаровой «Олени, сани и ладья», а сейчас на сайте журнала появилась новая рубрика «Смотрим и слушаем», где выложены аудио- и видеоматериалы сибирских авторов.
Мы прекрасно понимаем, что собрали сегодня здесь не всю кинематографическую общественность, но мы хотим, чтобы наш «круглый стол» послужил началом дискуссии.
Опыт такой есть. Например, после проведения «круглого стола» о состоянии русского языка, состоявшегося в конце 2015 г. на фестивале «Белое пятно», пошли отклики, рассуждения людей о русском языке. Мы хотим такую же дискуссию начать о кинематографе Новосибирска. Понятно: все, что касается Года кино, мы не охватим, поэтому решили сосредоточиться на кино документальном. Это краса и гордость Новосибирска, его прошлое и будущее. Мы хотели поговорить и с мастерами, и с молодыми кинематографистами. Например, Виталий Васильевич Гоннов пришел со своим учеником Максимом Соколовым, студентом операторского факультета НГТУ.
Мы не случайно решили собраться в редакции «Сибирских огней», потому что готовим публикацию о съемках фильма «Красный газ». В процессе поиска в архиве мы нашли личное дело Максимилиана Алексеевича Кравкова, человека уникальнейшей судьбы. Он родился в Рязанской губернии, позже попал в революционное движение, был сослан в 1913 г. в Тайшет и с тех пор жил в Сибири. Судьба его — удивительная. Максимилиан Кравков был и организатором музейного дела, и прекрасным прозаиком (его даже называли «сибирский Джек Лондон»), и одним из организаторов журнала «Сибирские огни», и автором этого журнала. Кроме того, он был первым директором новониколаевского краеведческого музея и его создателем. Когда мы смотрели личное дело Максимилиана Алексеевича Кравкова, то оказались первыми, кто это дело взял в руки за такой большой промежуток времени. В его анкете написано: место проживания — улица Коммунистическая, 19. Как нам подсказали в музее, нумерация на этой улице не менялась. Раньше этот дом принадлежал господину Б.М. Мировичу, который здесь содержал мануфактурное депо. Если перевести на современный язык — секонд-хенд для неимущих граждан. Потом дом национализировали и поселили здесь совслужащих. Можно предположить с большой вероятностью, что здесь бывали и Зазубрин, и Вегман. Вот такое историческое здание, куда переехала редакция «Сибирских огней».
Мы хотим продолжить разговор, несмотря на то, что Год кино скоро закончится, чтобы журнал сотрудничал с теми людьми, которые сегодня снимают кино и продолжают традиции.
Александр Косенков, драматург, сценарист, кинорежиссер:
— Все, что я скажу, кинематографисты прекрасно знают: и с чего начиналось документальное кино, и его значение для нашего города, и то, что термин «сибирская школа документального кино» вошел во все энциклопедии мира. Мне бы хотелось сегодня заострить вопрос на двух моментах.
Документальное кино сейчас намного важнее и намного впереди нашего художественного кино. Приведу несколько цифр. Львиная доля денег, выделяемых министерством и государством, около 90%, у нас уходит на художественные сериалы, художественное кино и только незначительная сумма — на документальное кино. Из тех миллионов и миллиардов, которые выделяются на художественное кино, только 1% художественных фильмов приносит прибыль, остальные фильмы убыточны. Это статистика, с этим не поспоришь.
И второе — обратитесь к интернету, к перечню мировых, российских фестивалей. Несмотря на то, что они проходят с помпой, о них говорят на всех каналах, фильмы художественные не пользуются успехом или почти не пользуются. Либо они скандальные, либо их используют в малом количестве за границей в своих целях, потому что они как бы оппозиционные и проталкиваются определенными кругами.
Хочется сказать о документальных фильмах. Мы даже в Новосибирске мало знаем о том, что мы делаем и как мы живем. Только за последние два года киностудия «Азия-фильм» получила несколько наград на российских и международных кинофестивалях. В этом году — два «Серебряных витязя» за режиссуру и «Золотого краба» на фестивале «Человек и море». В прошлом году киностудия завоевала четыре главных всероссийских и зарубежных приза. Об этом кто-нибудь сказал? Кто-нибудь об этом знает?
Интересно работает со своим фестивалем «Встречи в Сибири» Элла Хамзинична Давлетшина. Но мы не знаем, как работает Валерий Соломин, директор и режиссер к/с «Сибирь-кино», Юрия Шиллера мало слышно последнее время. Фильмы бывших работников Западно-Сибирской студии кинохроники тоже получают призы, но мы о них тоже ничего не знаем. Все разошлись по своим маленьким студиям, хотя работают интересно и хорошо. Но общего дела нет. Меня заинтересовал этот «круглый стол» потому, что мы имеем здесь возможность пообщаться, поделиться успехами и обсудить проблемы. Идея была шире — при журнале «Сибирские огни» сделать «Библиотеку сибирского документального кинематографа».Она настолько перспективна и интересна, и, я думаю, кроме нас в Новосибирске ни один город в Сибири на это не способен. Хотя в области культуры, в некоторых направлениях, сибирские города работают гораздо интереснее. Но в кино мы абсолютно могли быть первыми.
Фильм студии «Азия-фильм» «Иркутская стенка» был показан на Всероссийском фестивале. Сейчас он выложен на сайте «Сибирских огней», за несколько дней собрал 7,5 тыс. просмотров. Это обращение и к журналу, и к фильму, еще и рассказ о писателях. О перспективах и интересе этой совместной писательской и киношной работы, я думаю, говорить особенно много не надо. Любому человеку, заинтересованному в этом направлении, все это понятно.
Михаил Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни»:
— Как убеждает опыт, люди собираются вокруг живого дела и мне бы хотелось, чтобы наш «круглый стол» сводился не только к тому, как было хорошо раньше и как плохо нынче, а к очень простому посылу — что в нынешних условиях, объединив наши скромные усилия, мы можем сделать? Это, мне кажется, должно быть в сухом остатке.
Владимир Эйснер, режиссер, руководитель студии «Азия-фильм»:
— Кинематографисты, в данном случаев в Новосибирске, никогда не были подотчетны городской или областной власти. У нас киностудия подчинялась непосредственно Москве. Отсюда возникли очень большие проблемы. После того, как была разрушена провинциальная кинематография, киностудии по всей стране закрылись, кинематографисты оказались выброшены просто на улицу. В городском и областном бюджете статьи такой нет — кинематография. Москва тоже считает: вы далеко, живите как хотите. В Новосибирске живут хорошие киношники,можно сказать, профессионалы мирового уровня — получали призы на российских, международных фестивалях. Усугубило ситуацию то, что закрылись Западно-Сибирская киностудия, «Новосибирсктелефильм», — и все разбрелись: кто как может, тот так и выживает. Это уже исторически сложилось, но продолжаться вечно так не должно, как-то надо эту ситуацию выправлять. И мне кажется, что кинематография должна быть заложена в бюджетах как в городском, так и в областном, потому что это определенный культурный пласт, определенная культурная традиция. Если театры финансируют из областного бюджета, то кинематографисты все на подножном корму — волка ноги кормят. И это накладывает отпечаток на профессионализм, потому что приходится заниматься «заказухами», уровень постепенно снижается. Не зря молодежи,которая занималась бы кино, у нас в Новосибирске почти нет. Хотя Виталий Васильевич преподает в НГТУ, там готовятся кадры, но они уходят непонятно куда. На российских фестивалях их нет. Вот сейчас будет мощнейший фестиваль «Россия», там буду я, Шиллер и Леонтьева. Но нас молодыми уже назвать сейчас нельзя. А молодежи последние 15–20 лет я просто не вижу на фестивалях. Это первое. Второе — что можно сделать? Как кинематографистам существовать? Киностудий уже не возродишь. Они разрушены. Все ушли в маленькие студии, у всех есть аппаратура, определенная техника. Что можно делать в этой ситуации? Я думаю, очень хорошо бы помогла система грантов на конкурсной основе. Министерство выставляет определенную тему, оно тоже может быть заинтересовано, допустим, в выпуске фильмов о лучших людях Новосибирска. Конкурс и лучшие проекты будут профинансированы. Пускай это будут небольшие деньги, но все равно… И второе — надо, чтобы в Новосибирске был свой Дом кино, где можно было бы собираться. Потому что у Союза кинематографистов даже помещения нет. Во всех городах: Иркутске, Самаре, Саратове, Свердловске — везде есть Дом кино, у нас даже комнаты нет. Думаю, со временем это решится. Тем более, что Игорь Николаевич Решетников откликается на приглашения, думаю, отклик найдется и в городской администрации. Это решаемая проблема. Мы были собраны на Западно-Сибирской киностудии воедино, сейчас, как ни странно, мы даже друг о друге мало знаем.
Игорь Решетников, министр культуры НСО:
— Я не против — давайте собираться. Кроме того, мы хотим сделать ребрендинг нашего видеопроката. Мы оттуда пчелоцентр убрали, освободив три огромных кабинета. Нужно придумать название, потому что Новосибирский видеопрокат как таковой уже не существует. Мы хотим, чтобы под этой крышей было все, что связано не только с документалистикой, но, чтобы это было место, где можно было собираться, проводить собрания, обсуждать, — и лучшего места мы не найдем. Я поставил задачу: на следующий год добиться выделения денег, чтобы привести здание в нормальное состояние. Давайте вместе соберемся в зале видеопроката и решим, что можно сделать, чтобы всем было там комфортно. Это должна быть площадка для вас, для того, чтобы вы могли свои проекты реализовывать. Мы создадим условия, чтобы люди могли комфортно туда приходить. Сейчас покупаем аппаратуру даже для людей с ограниченными возможностями — это федеральный грант. Там будет стоять специальное оборудование и люди, которые имеют слабый слух, смогут смотреть то, что вы делаете. Поэтому я хочу сделать свое, родное помещение — Дом кино Новосибирской области.
Владимир Эйснер, режиссер, руководитель студии «Азия-фильм»:
— Это здорово. В чем отличие театра от кино? Спектакль прошел, ничего не осталось, все растворилось. А хроника остается и со временем начинает приобретать вес золота.
Игорь Решетников, министр культуры НСО:
— Документалистику надо сохранять и развивать. В городе за последние годы по пальцам можно пересчитать хороших кинематографистов. При том, что присосалось очень много «пиявок» — людей, которые к вашей профессии не имеют никакого отношения, но они и в правительстве снимают, а потом на них жалобы приходят. Надо людей, которые непрофессионально делают свое дело, не пускать даже близко. Я в Министерстве культуры это прекратил, и они со мной теперь не общаются и не работают. Но у меня принцип — всё должен делать профессионал. Я прекрасно всех знаю, кто снимает хорошее кино.
Михаил Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни»:
— Произошел разрыв между старшим поколением и новыми людьми, которые приходят в литературу, кинематограф, у них ощущение, что они пришли на непаханное поле.
Виталий Гоннов, режиссер, сценарист:
— То, что молодежь побеждает на международных фестивалях — это не шутка. Все фестивали разного формата: по уровню, метражу, тематике. Есть в России и в Европе сотни фестивалей, в которых принимают участие молодые, начинающие кинематографисты. Получали многие международные премии и наши выпускники с дипломными работами. Их работы гораздо менее известны в Новосибирске, а на международной арене они неплохо выступают. Надежда была всегда на молодых во всех поколениях. Есть надежда, что и у нас будут возникать какие-то звезды или звездочки. Новосибирск — не самая великая в России кинематографическая держава. Держава — это Москва, Петербург. Но, я считаю, что Новосибирск достаточно престижно представлен на российской и международной арене. Из Новосибирска вышел режиссер Звягинцев, актер Машков и целый ряд других деятелей. Многие выпускники нашего кинооператорского отделения НГТУ работают в Москве, Санкт-Петербурге. Но они примерно занимаются тем же самым, что некоторые выпускники в Новосибирске. Это, в основном, коммерческие фирмы. Например — студия «Картина мира». Через нее прошло много людей, которые поездили по миру, поснимали во всех странах очень интересные документальные программы. Естественно, это фильмы заказные. Но, если вспомнить историю кинематографа, в том числе советского, российского, я всегда это студентам говорю, то всегда снимались фильмы заказные. Только заказчики, отношения, идеология были другие. Например, такие замечательные заказные фильмы как «Броненосец Потемкин», «Иван Грозный», «Война и мир» Бондарчука и т.д. Фильмы моего учителя Чухрая все заказные, потому что государство заказывало эти картины и давало на их производство деньги. И вот сегодня мы об этом говорили — как бы это возродить? Это совершенно справедливо. У нас появляются свои звезды. Например, Павел Головкин. У него вышла замечательная картина, которую представили на открытии кинофестиваля «Встречи в Сибири», и она имела зрительский успех. Аудитория встала и минут семь аплодировала. Я думаю, что кинематограф никуда не денется, он не умрет. Сибирский кинематограф будет существовать очень долго и плодотворно. И нам, старшему поколению, нужно сделать все для того, чтобы он существовал и туда был приток молодых. Работники киноискусства — это штучный товар, их надо разыскивать и призывать на интересную работу. Я знаю много выпускников, которые великолепно снимают, но их никто не зовет, им не находится ниши, потому что все места заняты.
Владимир Эйснер, режиссер, руководитель студии «Азия-фильм»:
— Будет работа — с удовольствием возьмем ваших выпускников. Работы нет как таковой.
Павел Головкин, кинорежиссер:
— Мне кажется, тема того, что меняются форматы, что есть разрыв между поколениями — это тема всех эпох. Я не думаю, что сегодня в России настолько это ярко выражено, что переклинивает античность или любое другое время. Что касается конкретного измерения, важной проблемой является то, что многие люди в Новосибирске работают по грантам разного уровня, но часто этих денег не хватает для того, чтобы создать что-то перфектное, что-то очень высокого качества. Мы в последнем своем проекте собрали сложную конструкцию, которая тяжело создавалась из международных грантов, из международного партнерства, из грантов президента РФ. Это была полуторагодовая работа, но в каких-то вещах нам, может, что-то не удалось по причине недофинансирования, продвижения уже готового результата. Мы не можем отправить свое кино на международный кинофестиваль потому, что фестивальная лицензия стоит две тысячи евро. Вчера мне пришло предложение показать фильм в Париже и во Франкфурте на книжных ярмарках. Это потребует каких-то вложений, если везти туда еще выставку, которая сейчас является частью фильма. Если говорить о каких-то практических вещах, то довольно важно подумать, каким образом можно создать конструкцию из дофинансирований федеральных, международных и региональных денег. Это было бы самым хорошим выходом из той ситуации, которая сегодня есть.
Михаил Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни»:
— Павел, что волнует молодого человека, который решил снимать кино?
Павел Головкин, кинорежиссер:
— Есть такая поговорка: «Люди каждой нации больше всего непохожи друг на друга»... Я думаю, не стоит вообще людей делить на касты и профессии. И по возрастам тоже не стоит делить.
Михаил Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни»:
— Я не имел ввиду деление какое-то. Кроме денег, аппаратуры, что сегодня молодой кинематографист хочет сказать миру?
Павел Головкин, кинорежиссер:
— Я думаю, что молодой кинематографист хочет сказать миру то же, что и любой человек. У него нет каких-то особенностей из-за того, что он молодой или старый, из-за того, что он одной нации или другой, одной расы или другой, одной профессии или другой. Все люди гораздо ближе друг к другу, чем кажется.
Михаил Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни»:
— То есть, в театре жизни меняются только декорации… А пьеса все та же.
Павел Головкин, кинорежиссер:
— Пьеса всегда одна.
Владимир Эйснер, режиссер, руководитель студии «Азия-фильм»:
— Ты говоришь, чтобы отправить фильм на фестиваль нужно две тысячи евро? Когда я отправляю фильмы на фестивали, я вообще ничего не плачу.
Элла Давлетшина, режиссёр, сценарист, продюсер, генеральный директор Международного фестиваля документальных фильмов «Встречи в Сибири», начальник отдела «Новосибирского Дома документального кино»:
— Там речь идет о музыке. Он получил права только на телевизионную лицензию. У нас не хватает денег, чтобы создать оригинальную музыку. Права на музыку, которая звучит в фильме, не оплачены.
Михаил Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни»:
— В будущее как смотрите, Павел? С оптимизмом?
Павел Головкин, кинорежиссер:
— Я смотрю на все с оптимизмом.
Кристина Кармалита, драматург, студент сценарного факультета ВГИК:
— Собственно про сибирское кино я мало что могу сказать, поскольку не занимаюсь им, но по поводу утечки творческой молодежи в столицы у меня следующее мнение: на мой взгляд, дело не только в том, что здесь сложные условия для создания кино (или, некоторые скажут, что нет никаких условий), дело в том, что как раз этих сложностей молодежь и не хочет. Проще приехать и влиться в готовую систему, чем создавать свою. Хотя, как показывает практика, из десяти уехавших покорять Москву или Питер, дай Бог, один чего-нибудь добьётся, — всё равно молодые рвутся в эту бездну, а почему? Потому, что там всё сделано до них и надо только найти подходящее себе место, а здесь надо создавать самому, строить — и не факт, что что-то получиться создать. Надо оббивать пороги, пробивать стены, отчаиваться, тратить драгоценные молодые годы и силы... Зачем? Приехал в Москву, засветился и — шасть! — на звездный небосклон — правда, всё совсем не так, но молодость склонна фантазировать. Это с одной стороны, а с другой, конечно, нужно заботиться о молодых кадрах, поддерживать, продвигать, заинтересовывать, чтобы они чувствовали свою нужность здесь. Мне кажется, это целая воспитательная работа, которая должна проводиться еще со школы. Не знаю, как оно сейчас, а я не помню, чтобы в школе нам что-то особо рассказывали про малую Родину. Была история России, которая сводилась к истории Киева, Москвы и Петербурга, а что такое Новосибирск, какая у него история, да и была ли она вообще... Зачем оставаться в городе, у которого нет истории? В общем, сложный это вопрос — сибирское кино…
Элла Давлетшина, режиссёр, сценарист, продюсер, генеральный директор Международного фестиваля документальных фильмов «Встречи в Сибири», начальник отдела «Новосибирского Дома документального кино»:
— Вопрос сейчас в самом главном и в том, что может поддержать это самое главное. А самое главное в нашей профессии, нашем деле и теме — это как делать кино и как его показывать. Обе части сейчас очень для нас важны, потому что мы только что обсудили как делать кино, как нужны для этого деньги и т.д. К этому я могу только добавить, что не помешало бы возродить целевую программу финансирования культуры, где стояла бы строчка — финансирование кино или финансирование кинофестивалей. Мы по-прежнему существуем только на гранты. Это не является гарантией того, что в долгосрочной перспективе это все будет. Целевая программа — это выход для нас. Неплохо бы целевую программу создать для развития кино в Новосибирской области. И тут быть первыми в Сибири. Тогда эта целевая программа просто-напросто работала бы на нас. Пусть она была бы не сильно большая.
Еще одна важная составляющая — создали фильм, а что дальше? Мы проигрываем сейчас по очень важному моменту — по показу и продвижению этих фильмов. Эта система отчасти от недофинансирования. Не создана система как возродить или, скорее, как создать систему общественных показов фильмов, систему продвижения документального фильма. Мы обнаружили, что потребность у аудитории есть большая, людям хочется говорить, видеть не то, что показывают на телевидении. Наше кино, если с ним работать, востребовано. Но нет системы.
Поделюсь своим опытом — очень хорошо начал работать проект «Классное кино на классном уроке». Например, в библиотеке, в школе мы показываем документальный фильм и вместе его обсуждаем. Эта система очень хороша и работает.
Мы много говорили о том, что должна быть собрана библиотека, фильмотека, синематека с рекомендациями, методическими разработками, как показывать фильм и для кого его показывать. И это тоже востребовано. Мы создаем это. Есть сервер, где можно хранить фильмы. Мы работаем над этим в «Новосибирском Доме документального кино». По плану первая часть в цифровом виде будет готова к январю 2017 г., а примерно через год будет создана большая сибирская синематека, не только наших новосибирских кинематографистов. С удовольствием сейчас отдают нам кинофильмы люди, которые приезжают на фестиваль. Как говорится, щенка в хорошие руки отдать не жалко, вырастет и будет работать. Наша задача — собрать. И, я думаю, мы это сделаем.
Если говорить о хронике, то киножурнал «Сибирь на экране» надо возрождать как было раньше, с охватом Томска, Омска, Барнаула, Кемерово, Красноярска.
Несколько слов о молодых кинематографистах. Паша работал с профессиональным оператором нашего поколения, Петром Сидневым, поэтому все складно получилось. Я думаю, что наше ощущение, что нет молодых кинематографистов, диалога, взаимного понимания между поколениями, происходит по простой причине — нет молодежной студии, нет постоянного проекта семинара-обучения. У них ощущение, что мы где-то вдали, у нас такое же. Оно исходит из того, что мы не можем предложить работу молодым по развитию. Это взаимосвязанные вещи. Нужно поставить перфекционистскую цель. У нас была и есть школа документального кино и над этим надо работать со всех сторон. Давайте создадим «молодую сибирскую волну», как было в Санкт-Петербурге. Надо подумать, как создать, кого отобрать, кого продвигать на фестивали.
Владимир Эйснер, режиссер, руководитель студии «Азия-фильм»:
— Я считаю, что это неправильно — создавать «молодую сибирскую волну». Надо создать условия, чтобы работали кинематографисты, чтобы молодежь работала с профессионалами, вот тогда будет какой-то результат.
Александр Косенков, драматург, сценарист, кинорежиссер:
— Кажется, все хорошо:кино есть, люди работают, на международных фестивалях наши фильмы показывают. У нас неплохой разговор, но какой-то общий. Моя больная тема, особенно в последние годы — это профессионализм кинематографистов и неумение отличить хорошее от плохого. Причин этому множество, и я бы хотел, чтобы мы серьезно поговорили на эту тему в новом Доме кино. Я считаю, что падение профессионализма кинематографистов в последние годы просто катастрофическое. Хорошо бы это все осознать и понять. Это не только в кинематографе, но и в литературе, театре, который из рупора общественного сознания превратился в основном в «развлекаловку». Мы все люди, работающие в искусстве, а в искусстве всегда очень важно понять, что хорошо и что плохо, без этого искусство быть не может, начнет просто пропадать.
Михаил Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни»:
— Юрий Андреевич, а что вы думаете о документальном кино? Как думаете дальше жить?
Юрий Шиллер, кинорежиссер-документалист, лауреат Государственной премии РФ:
— Буду жить так же, как жил. Чтобы были люди хорошие рядом с тобой — это самое главное. Слава Богу, есть такие. На съемки денег почти нет. Я могу сделать хороший фильм, но денег нет. Когда-то все было у нас…
Владимир Эйснер, режиссер, руководитель студии «Азия-фильм»:
— К сожалению, кино — затратный продукт, и процесс его создания — тоже. Это художнику хорошо, на кисточки и краски надо только потратиться. А еще лучше поэту…
Александр Косенков, драматург, сценарист, кинорежиссер:
— Нужно снимать фильмы о новосибирских поэтах и писателях: Александре Денисенко, Юрие Магалифе, столько уникальных имен, людей… Александра Плитченко упустили. Единственная передача была на ГТРК и та пропала.
Игорь Решетников, министр культуры НСО:
— Это здорово, что мы собрались за круглым столом. Я очень рад, что мы можем обсудить вопросы, которые давно никто не поднимал. И правильно было сказано, что каждый сам у себя что-то потихонечку делает. А на самом деле, я согласен с Эллой Хамзиничной — нужна программа. Но программы одного министра культуры, который мог бы все это пробивать — крайне мало. Здесь нужна хорошо работающая общественная организация, которая бы могла воплощать, как и мы, эти цели и доказывать, что это необходимо. Для этого должно быть четкое понимание общественности. Давно никто не задавался этим вопросом, и никто не поднимал его на государственном уровне.
Мы пытаемся доказать, что это необходимо. Но всё — коммерция. Документальное кино не может быть глубоко коммерческим. Как филармоническая классическая музыка не может быть коммерческой, потому что на ней не заработаешь, она для других целей предназначена, для духовного развития и воспитания наших людей. Точно также и документальное кино — это как огромный пласт краеведения. Когда мы поймем, что это краеведение нам нужно чтобы знать свою страну, свою область, свой регион, и это будет понимание всех вместе, тогда мы сможем убедить всех остальных, что и программа нужна, и деньги на нее надо выделять. Я, как чиновник, проблему понимаю, но не представляю, как это пробить, но буду стараться, чтобы это делалось. Но здесь нужна ваша помощь. Без инициативы я ничего не сделаю. У нас много творческих союзов, но самое работающее — это библиотечное общество. И мы вместе делаем огромные проекты. Например, «Сибирь-Евразия», который мы сделали с ГПНТБ, куда приехало 150 только докторов и кандидатов наук. Мы провели огромную конференцию, которая была и нужной, и интересной. Это просто пример работы общественности. Точно также проявляет активность союз художников, точнее их два, но каждый из них нас заставляет работать. Сейчас Михаил Николаевич Щукин заставляет обратить внимание на проблемы журнала «Сибирские огни». Как говорится, под лежачий камень никогда вода не побежит. То, что сегодня состоялся «круглый стол» — это момент, когда мы поднимаем камень и пытаемся, чтобы вода пошла дальше. Давайте вместе думать. Без инициативы ничего не пойдет. Я готов, чтобы киновидеопрокат работал вместе с вами. У нас огромные площади есть в Кировском районе — два огромных помещения, одно из которых стоит пустое. Но тоже инициатива нужна. Мы хотели там студию делать, но так все на одном месте и осталось. Если мы не будем вместе работать, то так ничего и не сделаем. Я рад, когда меня «достают». Плохо, когда меня не «достают», тогда человеку не надо ничего. Хотелось бы, чтобы у нас возрождалась кинодокументалистика. Я сам начинал киномехаником. У меня «Украина-352» до сих пор стоит на даче. Для меня процесс понятен. Я люблю кино и всегда буду вас поддерживать.
Записала Людмила Кузменкина.
Фото Кристины Кармалиты.
Добавить комментарий