Первым из декабристов к сиб. теме обратился Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826). В Сибири он не был, а писал о ней только на основании лит. источников и устных рассказов. Сибирь волновала поэтич. воображение Рылеева как край, где была возможность проявиться могучей натуре рус. человека, где проверялись на прочность героич. характеры. В думе «Смерть Ермака» (1821) поэт воссоздал образ покорителя Сибири как человека, воплотившего в себе лучшие черты нации. В Сибири Рылеев видел прежде всего страну изгнания, «обширную узников тюрьму». В думе «Наталья Долгорукова», в набросках к думе «Меньшиков в Березове» он писал о жертвах произвола, оказавшихся в сиб. ссылке. В описаниях Сибири Рылеев нагнетал исключительно суровые краски, представляя край «царством вьюги и мороза, где жизни нет ни в чем». Тема Сибири приобретала под пером Рылеева трагич. характер. Она становится для его героев краем неизбывных мук, где находят они свою кончину. Мотив смерти, характерный для поэзии романтизма, у Рылеева неотделим от патриотич., гражданственной направленности его творчества, что особенно отчетливо выразилось в поэме «Войнаровский» (1823). Это первое в рус. поэзии произведение о полит. ссыльном. В лице ее гл. героя поэт показал страдальца за интересы своего народа. И образ его, и смерть в неволе должны были, по замыслу поэта, возбуждать «стремление к гражданской свободе». Описывая страдания Войнаровского в якутской ссылке, Рылеев словно предсказал участь своих товарищей по декабрьскому восстанию.
Политич., вольнолюбивая направленность поэмы позднее была поддержана и развита поэтами декабристской ссылки, которые во многом следовали по стопам Рылеева. Как и в «Войнаровском», в их произведениях, написанных на сиб. материале, нашли отражение страдания ссыльных, их размышления о судьбах народа, страстное стремление к свободе. Только, в отличие от Рылеева, в основе лежали личные переживания авторов, их собств. тяжкая участь изгнанников. В годы сиб. каторги и ссылки писатели-декабристы стремились осмыслить прошлое, настоящее и будущее России с т. зр. угнетенных. Отмечается в произведениях декабристов, посвященных Сибири, также интерес к быту и нравам мест. народностей, глубокое уважение и симпатия к ним. Многие точные наблюдения над сиб. действительностью и образом жизни аборигенов можно найти в записках Н.В. Басаргина, М.Н. Волконской, А.М. Муравьева, И.Д. Якушкина, в письмах И.И. Пущина и др. В основательном историко-этнографич. очерке о Бурятии Н.А. Бестужева сообщаются ценные сведения о бурятском фольклоре, даны его образцы в записях и переводах автора. Развеивали декабристы и представление о Сибири как «царстве мрака и хлада», показывая ее разнообразным по своей природе и климату краем. А некоторые (Н.А. Чижов или В.Ф. Раевский) и вовсе испытывали к ней глубокую привязанность.
Большинство ссыльных декабристов были творчески одаренными людьми. Но среди них А.А. Бестужев-Марлинский, А.И. Одоевский и В.К. Кюхельбекер выделялись особым лит. талантом.
Александр Александрович Бестужев-Марлинский [23.X (3.XI). 1797, Петербург - 7(19).VI. 1837, мыс Адлер, Кавказ] в декабре 1827 был доставлен на поселение в Якутск. Здесь он прожил около полутора лет. В середине 1829 переведен рядовым на Кавказ. Погиб в одном из боев с горцами.
В сиб. ссылку Б.-М. прибыл уже известным писателем, ратовавшим за новое лит. направление - романтизм. Успех имели и его романтич. повести. До декабрьского восстания на Сенатской площади он вместе с К.Ф. Рылеевым издавал альманах «Полярная Звезда». В лит. среде того времени Б.-М. занимал одно из самых видных мест. Сиб. период в его лит. биографии сыграл большую роль. В Якутске Б.-М. изучал яз., активно занимался краеведением, собирал якутский фольклор. Писал стихи, баллады, очерки.
Лирика Б.-М. периода ссылки пронизана горьким чувством поражения. Трагич. ноты рылеевской поэзии получили в его стихах дальнейшее развитие. В лит. сознании Б.-М. произошел серьезный перелом. От крайнего романтизма он сделал поворот к реализму, к более трезвому и достоверному воплощению своих чувств.
Творческая эволюция, пережитая Б.-М. в сиб. ссылке, наиболее ярко проявились в его произведениях очеркового характера. В них совершенно реалистичны зарисовки сиб. быта и природы. А «Отрывки из сибирских рассказов» (1829) и очерки «Сибирские нравы», «Письмо доктору Эрману» (1828 -1829) - первые в рус. лит-ре худ. очерки о Сибири. Яркими красками рисует в них Б.-М. путешествие по тундре и тайге, впечатляющие картины сиб. природы, высказывает попутно много интересных мыслей о настоящем и будущем Сибири. Значение сиб. очерков Б.-М. для своего времени очень велико. Его можно считать и родоначальником сиб. реалистич.-бытовой беллетристики. Он предвосхитил «краеведческие» романы И.Т. Калашникова и опередил в разработке сиб. темы Н.А. Полевого. Очерки Б.-М. - главный его вклад в лит-ру о Сибири. Современниками они воспринимались как открытие и новая стр. в отеч. лит-ре, дающая реальное представление о Сибири. Б.-М. принадлежит и первая в рус. поэзии худ. обработка сиб. нац. фольклора: в балладе «Саатырь» (1828) он использовал записанную им якутскую нар. легенду о неверной жене.
Александр Иванович Одоевский [1802, Петербург - 15(27).VIII. 1839, с. Псезуапе под Сочи] - крупнейший после Рылеева из поэтов-декабристов, отбывал каторгу в Чите и Петровском з-де. В 1833 был выпущен на поселение и проживал сначала в д. Елань под Иркутском, затем в г. Ишиме (Зап. Сибирь). В 1837 был переведен рядовым на Кавказ, где умер от малярии.
Поэтич. талант О. с наибольшей силой и полнотой развернулся на каторге и в ссылке. Поначалу поэтом владеет боевое настроение. В ответе на знаменитое «Послание в Сибирь» А. Пушкина он пишет: «Мечи скуем мы из цепей // И пламя вновь зажжем свободы; // Оно нагрянет на царей, - // И радостно вздохнут народы!» С годами в его поэзии появляются ноты грусти и уныния. Следуя за Рылеевым, Сибирь воспринимал глазами узника. Непосредственно с Сибирью у О. связаны только два лирич. стиха: «В альбом М.Н. Волконской» (1829) и «На приезд наследника престола в Сибирь» (1837). В последнем нарисована обычная для того времени условно-романтич. мрачная картина Сибири. Зато в стихотворении, посвященном М.Н. Волконской, прекрасно выражено отношение пленных декабристов к стране, невольно ставшей им тюрьмой. Поэт любуется «обширным и прекрасным обзором» Сибири, но этот вид вызывает в нем жгучую тоску изгнанника. Мысль о замечательных рус. женщинах, добровольно поехавших за мужьями в Сибирь, продолжена О. в романсе «По дороге столбовой...» (1831), где поэт запечатлел подвиг одной из декабристок - невесты Н.П. Ивашова Камиллы Ледантю, приехавшей к нему в Сибирь, чтобы обвенчаться и остаться с ним навсегда. Романс на-писан в ритме нар. песни. Завершением сиб. мотивов у О. принято считать стихотворение «Куда несетесь вы, крылатые станицы?», написанное им по дороге из Сибири на Кавказ. Вслед за облаками поэт устремляется мысленно на юг и как бы провидит свою трагич. судьбу.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер [10(21).VI. 1797, Петербург -11(23).VIII. 1846, Тобольск] попал в Сибирь после 10-летнего одиночного заключения в крепости. В кон. 1835 был поселен в Баргузине за Байкалом. Через 4 года переведен в крепость Акшу (Забайкалье). В 1844-х - в Зап. Сибирь, под Курган. В 1846 переселился в Тобольск, где умер от туберкулеза. В Сибирь К. приезжал с радужными надеждами, которым не суждено было сбыться. Не имея средств для жизни и возможности существовать за счет лит. труда, поэт вынужден был заняться с. х. Нужда постоянно преследовала поэта. Его положение осложнялось конфликтом с мест. обывательской средой. Поэта угнетало сознание, что мещанское окружение рано или поздно его погубит. И если раньше враги поэзии и свободы ассоциировались для него с великосветской «чернью», то теперь он видит их в обывателях и по-грибоедовски ополчается против них. На Сибирь К. смотрел только глазами изгнанника, и если в его стихах появлялись отдельные беглые штрихи сиб. природы, которыми, собственно, «сибирский колорит» и исчерпывался, то они лишь оттеняли его скорбные переживания. Но в условиях насильственной изоляции он активно искал контакты с мест. литератора-ми: с симпатией относился к И.Т. Калашникову, последние годы жизни поддерживал близкие отношения с поэтом П.П. Ершовым. Шло сближение поэта-декабриста и с бытом крестьянства, с его повседневным существованием. Он проявляет постоянное внимание к жизни сиб. народностей. Поэт чутко прислушивался к нар. речи, накапливал языковые наблюдения, считал необходимым обогащать поэтич. яз. за счет мест. диалектизмов. Многое меняется у него во взглядах на поэзию. Тем не менее Сибирь так и не нашла в творчестве К. практически никакого отображения.
Декабристы оказали заметное влияние на обществ. и культ. жизнь места своей ссылки, но и Сибирь сыграла немалую роль в их идейно-творч. эволюции.
Лит.: Жеребцов Б. Сибирский литературный календарь. - Иркутск, 1940; Шатирова Г. Декабристы и Сибирь. - Томск, 1958; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 1; Канунова Ф. Общественно-литературная деятельность декабристов как фактор развития общественного и литературного сознания Сибири. // Сибирь. Литература. Критика. Журналистика. - Новосибирск, 2002.