Смена представлений о лит. истории Сев. Азии, установление объема понятия «литература Сибири». Г.Ф. Миллер и Н.М. Карамзин ввели в науч. оборот сиб. летописи, но с середины XIX в. не было предпосылок для постановки вопроса о специфике сиб. лит-ры. Впервые вопрос о сиб лит. школе поставили Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев, из-бегавшие повторения сиб. образцов. Демократы-публицисты писали об актуализации аборигенов, нивелировке мест. традиций, торжестве имперского централизма. Потанин подчеркивал, что «сибирской литературы еще нет», в основе ее - отказ от романтич. экзотики, очерково-исслед. подход. Если романтики «этнографизм» оценивали негатив-но, то областники понимали его как осн. стилевое направление новой Сибири. Испытавшие влияние пионеров областничества Г. Потанина и Н. Ядринцева Г. Гребенщиков, А. Новоселов, В. Шишков заложили основы региональной лит. классики. Органичное развитие прервала революция. Большевики-интернационалисты оценили идею оригинальной сиб. лит. школы как «контрреволюционную». Сов. критика в Сибири резко отторгнула областничество. Оценка его как реакционной утопии сделала дальнейшую полемику невозможной. Л. Троцкий при-знал «стихийность» негативной чер-той сиб. лит. школы: воспевание мощи природы оборачивается худ. неряшливостью. В 1920-е дискуссия о прошлом и перспективах сиб. лит. развернулась в ж. «Вольная Сибирь» (Прага). Областникам второго поколения возражал М. Слоним, назвавший лит-ру Сибири провинциально отсталой, эпигонской, не дающей основания говорить об особой школе. «Евразийцы» (Н. Трубецкой, П. Савицкий), напротив, говорили о решаюшем влиянии на лит-ру природно-климатич. факторов, о важности «месторазвития». В 1920-е Н.К. Пискунов, обосновав понятие «областное культурное гнездо», предложил освещать историю рус. лит-ры снизу вверх и т. обр. под-держал идею Г.Н. Потанина «концентрического родиноведения».
В 1930-е обсуждение темы сиб. лит. школы, поэтики региональной лит-ры было под запретом. Если для М.К. Азадовского главным являлось не только владение мест. материалом, но и связь с культ. жизнью края, то Б.И. Жеребцов и Г.Ф. Кунгуров придерживались тематич. подхода, говорили лишь о сиб. теме в обще-рус. лит-ре. Н. Насимович-Чужак под «сибирским мотивом» также подразумевал лишь сиб. тематику. В 1930 - 1950-е утвердилась концепция «идейного кровоснабжения» (В.М. Кожевников) провинций Центром. Суть ее ярче всего проявилась в доктрине «ускоренного развития» лит. бесписьменных народов, стимулировавшей аккультурацию. В 1930 - 1950-е возобладал интернациональный «централизм». Дискуссия о лит. процессе в Сибири прекратилась, критики говорили только об отдельных писателях, уроженцах Сибири. Лит-ра Сибири понималась как тема периферии, воплощенная писателями второго ряда. При таком подходе формирование худ школы исключается.
В 1970-е были систематизированы обширные материалы, вернувшие из забвения многие лит. имена. Вместе с тем концепция соц. реализма как единственного направления новой эпохи привела к спорному изложению сиб. лит. классики XX в. Поскольку самосознание не выделялось как исходный принцип, границы объекта размыты и лит-рой Сибири считалось все, что написано про Сибирь, даже если писатель просто проехал ее (Чехов, Гончаров). Исходное понятие «литературная жизнь области» не отделяет явления краевед. уровня от осн. худ. открытий Сибири.
В 1980 - 1990-е наблюдаются новые попытки уточнить границы объекта, изучаются тексты локального самоописания. Понятие «сибирский текст» подразумевает осознание историч. «миссии» региона. Мысль о «культурном здании» Сибири поддержали В. Астафьев и В. Распутин: важнее всего сохранить живую природу и органич. традиции. Отрицая «сибирскую идею» в совр. мире, можно говорить лишь о тема-тич. направлении.
В новейшей публицистике используется понятие «сибирский фронтир»: американская модель переносится на рус. действительность. А.П. Окладников и Л.Н. Гумилев показали, что рус. колонизация Сибири не связана с войной на уничтожение коренного населения. Отечеств. науч. традиции под историей «русской Сибири» подразумевали колонизацию, завершение тысячелетнего движения рус. на восток.
Т. обр. под лит. Сибири понимали местн. лит. жизнь, воплощение субэтнического сознания, историко-культ. ландшафт, тексты локально-историч. самоописания. Дискуссионным остается исходный вопрос о том, может ли поэтика региональной лит-ры отличаться от общерус. Полемич. остается и сам такой взгляд («смена представлений») на сиб. лит-ру.
Лит.: Жеребцов Б.И. О сибирской литературной традиции. // Сибирский лит.-краеведч. сб. - Иркутск, 1928; Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Сибири. - Иркутск, 1947; Постнов Ю.С. Русская литература Сибири первой половины XIX в. - Новосибирск, 1970; Сибирский текст в русской культуре. Сб. статей. - Томск, 2002; Серебренников Н.В. Опыт формирования областнической литературы. - Томск, 2004; Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX - нач. XX в.: особенности становления и развития региональной литературной традиции. - Томск, 2005.; Казаркин А. Сибирика литературоведческая. // Сибирская историческая энциклопедия в 3 т. - Новосибирск, 2009. Т. 3.