Сибирская организация Союза композиторов России (СО СК РФ) – первый по времени возникновения творческий союз, который консолидировал силы российских композиторов, работавших за Уралом. В 1930-е гг. по инициативе новосибирских композиторов К.Н. Нечаева и М.И. Невитова созывались собрания с целью подготовить и организационно закрепить творческие контакты композиторов региона. На них присутствовали представители из городов Западной и Восточной Сибири: П. Вальгардт, Б. Понизовский, И. Гладкова, Н. Иванов, А. Ильин, Н. Перельман, А. Хитров, А. Штейн (Новосибирск), Е. Корчинский (Томск), А. Анохин (Барнаул), А. Кенель (Абакан). В декабре 1939 г. вышло постановление Новосибирского Совета депутатов трудящихся о создании Оргбюро Союза советских композиторов. В 1940 г. в члены СК СССР были приняты М. Невитов и А. Новиков.
Днем рождения Сибирской композиторской организации считается 25 января 1942 г. В этот день на общем собрании новосибирских музыкантов, на котором присутствовали композиторы, эвакуированные из европейских городов России – Г. Свиридов, М. Блантер, О. Фельцман, В. Щербачёв и другие, – было избрано правление под председательством М.И. Невитова. В 1944 г. выездной пленум организации принял в ее члены иркутских композиторов Г. Лане, Ю. Матвеева. В содружестве с музыкантами из Москвы и Ленинграда, передавшими в годы войны опыт и формы работы творческого союза, закладывались традиции молодого регионального содружества композиторов.
С 1944 г. еженедельно по пятницам проводились встречи композиторов с общественностью города. Программы этих встреч включали регулярный показ новых сочинений, созданных членами Союза; творческие отчеты композиторов из других городов; встречи с деятелями художественной интеллигенции; лекции по актуальным темам музыкального искусства; знакомство с современной русской и зарубежной музыкой; подготовку к фестивалям сибирской музыки и пленумам СО СК РФ.
Союз композиторов Сибири сыграл важную роль в становлении музыкальной культуры региона. Его руководство было инициатором важных направлений в ее развитии. В 1940-е – 1950-е гг. началась работа по записи и публикации фольклора сибирских этносов (экспедиции А. Новикова, В. Левашова). Позднее ее осуществляла созданная при СО СК фольклорная комиссия (1984–1993). Решающее значение имела подготовка к открытию музыкального вуза – консерватории, которая с 1956 г. осуществляет воспитание композиторских и исполнительских кадров. Музыкальное просвещение и образование, пропаганда классической и современной музыки, творческое общение профессиональных композиторов неизменно составляют основные сферы деятельности организации в последующие годы.
За 70 лет творческая организация прошла большой путь, встала в один ряд с крупными композиторскими организациями европейской части России. Одной из первых акций, получившей всероссийский резонанс, был II пленум, состоявшийся в ноябре 1955 г. Исполнение музыки для ОРНИ В. Левашова, А. Новикова, А. Ильина, первой части 3-й симфонии В. Денбского, камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений свидетельствовало о становлении в регионе жанровой системы европейского типа.
1960-е гг. памятны общением с Д.Д. Шостаковичем, который в качестве главы Союза композиторов России присутствовал на IV пленуме Сибирской организации. Он участвовал в обсуждении произведений, звучавших в концертах, знакомился со студенческими работами, в частности, с произведениями А. Мурова. В дальнейшем «сибирский тыл» всегда поддерживал Шостаковича. Сочинения, вокруг которых в центре шли острые дискуссии, например, 13-я симфония, поэма «Казнь Степана Разина», оркестровая редакция оперы Мусоргского «Борис Годунов», с успехом звучали в Новосибирске. Знаменательными вехами в истории организации стали тематические пленумы «Хоровое искусство Сибири» (1976), «Музыка народов Сибири. Современное композиторское творчество» (1978), симпозиум «Современная музыка» (1978), объединенный пленум композиторских организаций Сибири (1982), «Панорамы сибирской музыки» (1987, 1997), участие в «Панорамах музыки России», проходивших в Новосибирске в 2001, 2010 гг.
Композиторское творчество – важная составляющая художественной жизни сибирских городов, показатель высокого уровня профессиональной музыкальной культуры. Композиторы осуществляют музыкальное оформление драматических спектаклей, передач в теле- и радиопрограммах. Много внимания они уделяют музыкальному воспитанию детей и юношества, работая в студиях общеобразовательных школ, школах искусств, сотрудничают с детскими коллективами, создают или аранжируют музыку к постановкам детских музыкально-театральных студий. Сибирскими композиторами написано более 100 крупных вокально-хоровых произведений (ораторий, кантат, хоровых сюит), около 90 произведений для музыкального театра: опер, балетов, оперетт, мюзиклов (более 30 из них предназначены для детской и молодежной аудитории), около 40 симфоний, ряд инструментальных сюит, фантазий, концертов для различных инструментов, много разнообразной музыки для оркестров и ансамблей русских народных инструментов. Как и образцы камерно-вокальной музыки, песни, романсы, инструментальные пьесы, они входят в педагогический репертуар музыкальных школ, училищ и вузов. Произведения местных авторов звучат в филармонических концертах, на фестивалях современной музыки в исполнении лучших музыкантов-исполнителей нашего города, в других российских городах и за ее пределами. Творчество А.П. Новикова, В.С. Левашова, Г.Н. Иванова, А.Ф. Мурова, Ю. Шибанова, Ю. Юкечева, Ю. Ащепкова заслуженно входит в золотой фонд не только современной сибирской, но и русской музыки в целом. В последние десятилетия появились новые интересные направления. Композиторы осваивают область электронной музыки, осуществляют синтез музыки, живописи, графики, фотоискусства в аудиовизуальных и мультимедийных композициях.
Музыковедческая секция Сибирской организации проводит сессии, семинары, конференции, посвященные музыкальной культуре Сибири. Их материалы отражены в опубликованных сборниках статей и тезисов.
До появления в 1960 г. Дальневосточной организации СО СК оставалась единственным российским композиторским союзом на обширной территории от Уральских гор до берегов Тихого океана. На протяжении нескольких десятилетий она объединяла композиторов Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула, консолидировала творческие силы автономных республик – Хакасии, Тувы, Якутии, Бурятии. С появлением композиторских организаций в Туве (1978), Якутии (1979), Красноярске (1983), Омске (1988), Чите (2010) организация с центром в Новосибирске сохраняет роль лидера. В разные годы ее возглавляли К.Н. Нечаев (1949–1950), В.С. Левашов (1950–1956), А.П. Новиков (1956–1963, 1976–1979), А.Н. Котляревский (1963–1965), А.Ф. Муров (1965–1970, 1984–1996), Г.Н. Иванов (1970–1976), Ю. Шибанов (1980–1984). В настоящее время СО СК РФ остается самой крупной в Сибири, она насчитывает 23 композитора и 7 музыковедов из Новосибирска, Томска, Барнаула, в том числе 6 докторов искусствоведения (из них 2 композитора) и 5 кандидатов искусствоведения (среди них 1 композитор). С 1996 г. председателем правления является заслуженный деятель искусств России профессор Ю.П. Юкечев.
С.С. Гончаренко
ИСТОЧНИКИ
Первый за Уралом Союз композиторов // Рекорды и достижения Новосибирска (Новониколаевска). – Новосибирск, 2008. – Вып. 1. – С. 228 : ил., портр. Сибирская композиторская организация : кат. твор. работ, 2003–2007 / сост. кат., предисл., вступ. ст. С.С. Гончаренко. – Новосибирск, 2007. – 43 с. – Из содерж.: Между двумя пленумами : [вступ. ст.]. – С. 4–9.
Гончаренко С.С. Творчество композиторов Новосибирска // Музыкальная культура Новосибирска. – Новосибирск, 2005. – С. 619–637 : схема.
Гончаренко С.С. Сибирская организация Союза композиторов РСФСР (СО СК) РСФСР // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 769–770. – Библиогр.: с. 770.
Ерёменко Г.А. Сибирская организация Союза композиторов РСФСР (1945–1955) // Музыкальная культура Сибири. – Новосибирск, 1997. – Т. 3. Кн. 1. – С. 197–225.– Авт. Указан в предисл. «От редактора».
Гончаренко С.С. Сибирская композиторская организация // Музыкальная культура Сибири. – Новосибирск, 1997. – Т. 3. Кн. 2. – С. 243–290. – Авт. указан в предисл. «От редактора» в т. 3, кн. 1.
ГАНО. Ф. Р–1812.
ЛИТЕРАТУРА
Лесовиченко А.М. Союзы композиторов / А.М. Лесовиченко, Л.Л. Пыльнева // Историческая энциклопедия Сибири. – Новосибирск, 2010. – Т. 3. – С. 157–159. – Библиогр.: с. 159. См. с. 158–159. От сердца к сердцу : музык. культура Новосибирска // История города. Новониколаевск-Новосибирск : ист. очерки. – Новосибирск, 2005. –Т. 1. – С. 613–648 : ил., портр. – Библиогр.: с. 647–648. См. с. 619, 623–625, 635–637, 639.
Юкечев Ю.П. Юрий Юкечев: «Творческие люди умеют быть благодарными»: [интервью с пред. правления : к 60-летию орг.] / Ю.П. Юкечев ; записала Т. Шипилова // Совет. Сибирь. – 2002. –15 нояб. – С. 4 : портр. О современной Сибирской организации Союза композиторов и роли ленинградцев в создании СО СК.
Леонова Н.В. Фольклористическая деятельность Сибирского отделения Союза композиторов [в 1940-х – 1980-х гг.] // Новосибирская область в контексте российской истории : материалы регион. ист.-краевед. конф., 13–15 июня 2001 г. – Новосибирск, 2001. – С. 231–233.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2012 год
Добавить комментарий