Сибирские летописи. XVII - XVIII вв.

Единственный историч. источник, дающий последовательный рассказ об обстоятельствах похода Ермака в Сибирь, столкновениях с войсками Кучума, приходе царских воевод, гибели Ермака, основании рус. городов и др. событиях ранней истории рус. Сибири. Сохранились как самостоятельные летописи, полностью посвященные присоединению Сибири, так и краткие статьи в составе общерус. или региональных летописцев. Не все они имеют летописную форму, поэтому в ряде исследований могут называться «повестями о походе Ермака». Это памятники, сохранившиеся в списках (XVII - XVIII вв.), значит. отличаются отбором материала и трактовкой похода Ермака.

С. л. можно разделить на 4 осн. типа: казачьи летописцы («устные летописи»), официальное мест. летописание, официальное московское летописание, фамильная история Строгановых. Самые ранние по происхождению - казачьи летописцы, основанные на рассказах очевидцев о том или ином этапе похода Ермака. Детальное повествование сочетается с незнанием полит. обстановки, реальных причин похода, содержания официальных документов. Позиция очевидцев позволяет авторам «устных летописей» запечатлеть яркие бытовые сцены. Так, в Кунгурской летописи наиболее точно дана топография похода на Назымские и Демьянские городки, картина пребывания казаков в вотчинах М. Строганова, а в прозаич. части песни «Ермак взял Сибирь» из сб. Кирши Данилова наиболее точно описан маршрут начальной части похода.

Мест. (тобольское) летописание основано на Есиповской летописи. В ней отряд Ермака представлен носителем христианства в Сибири, орудием Бога в борьбе с неверными. Автора не интересует предыстория похода, имена уч-ков, быт казачьего отряда - все, что могло разрушить создаваемый образ. На основе Есиповской летописи во 2-й пол. XVII в. созданы Забелинская и Абрамовская редакции. Она же была положена в основу обширного Сибирского летописного свода, став важнейшей частью светского (городового и воеводского) летописания. Есиповская летопись послужила и гл. источником для авторских сочинений (летописей) по истории Сибири, прежде всего С.У. Ремезова (кон. XVII в.) и И.Л. Черепанова (XVIII в.). В переработанном виде Есиповская летопись попала в хронографы и общерус. летописные своды, в Окладную книгу Сибири 1696 - 1697. Возможно, именно для включения в общерус. свод создана ее сокращенная редакция - т. н. Румянцевская летопись. Но вопрос по статусу последней открыт: по Е.И. Дергачевой-Скоп это не сокращение, а предшествующий краткий вариант Есиповской летописи.

Официальное московское летописание известно в виде кратких статей о присоединении Сибири в со-ставе Нового летописца (1630-е). Автору известны документы центр. приказов, но он плохо знает реальные события, и конспективное изложение важнейших фактов соединяется с легендами. В кон. XVII в. 2 линии официального летописания (московское и тобольское) соединяются, и в Сибирском приказе по инициативе А.А. Виниуса в 1696 - 1697 создается Окладная книга Сибири.

Группа редакций и вариантов Строгановской летописи создана в вотчинах Строгановых на Урале, в Сольвычегодске) не позднее 2-й пол. 1630-х. В нее включены некоторые документы Строгановского архива. Автор стремится подчеркнуть роль купцов-вотчинников в освоении вост. окраин России и присоединении Сибири: рассказывает-ся, как Строгановы приглашали к себе на службу Ермака и казаков, как те жили в их землях, отражая набеги немирных соседских народов. Строгановская летопись ярче Есиповской по худ. описанию, но, в отличие от последней, ограничивается походом Ермака и не имеет продолжения даже в позднейших редакциях, что характерно для повести. Ее можно отнести к фамильной истории Строгановых.

Все осн. С. л. созданы не ранее 1630-х, т. е. отстоят от событий Ер-макова похода на 45 - 50 лет. Несомненно, авторы этих соч. (за исключением, возможно, «устных летописей») пользовались более ранними источниками. И только С. Есипов указал, что имелось «Написание како приидоша в Сибирь» ермаковых казаков, по данным которого при архиепископе Киприане был составлен Синодик Ермаковым казакам. С.В. Бахрушин доказал, что именно текст «Написания...» лег в основу не только Синодика, но и Есиповской, и Строгановской летописей, чем и объясняются совпадения между ними. «Написание.», по-видимому, послужило протографом и Погодинского летописца, в котором читаются неизвестные по др. источникам сведения о начальной истории рус. в Сибири. Его предполагаемый автор Черкасс Александров был участником посольства к царю тобольских служилых конных татар.

Сведения о Сибири в региональных летописях мало изучены и не всегда достоверны. В XVII – XIX вв. летописи утрачивают свое значение, уступая место новой историографии. В Сибири XIX в. сохранились лишь городовые летописи, большая часть которых имела не гос., а частный х-р.

Изд.: Сибирские летописи. - СПб, 1907; Полное собрание российских летописей. -М., 1987. Т. 36: Сибирские летописи. Ч. 1: Группа Есиповской летописи; Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. (Подготовлено Е.К. Ромодановской, О.Д. Журавель). - Новосибирск, 2001.

Лит.: Археографический обзор списков повестей о походе Ермака. // Тр. Отд. древнерус. лит-ры. - М.-Л., 1957. Т. 13; Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. - М.-Л., 1960. Вып. 1; Дергачева-Скоп Е.И. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. - Свердловск, 1965; Сергеев В.И. У истоков сибирского летописания. // «Вопросы истории», 1970, №12; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 1; Ромодановская Е.К. Сибирь и литература. XVII век. - Там же, 2002; Она же. Сибирские летописи. // Историческая энциклопедия Сибири. - Там же, 2008. Т. 3.