«Сибирский да Винчи»

Из типографии вышла новая книга писателя Игоря Маранина.

На странице фейсбука он решил рассказать, как она создавалась.

- «Сибирский да Винчи» – книга совершенно непохожая на те, что я обычно пишу. О будущем её герое – Викторе Михайловиче Шкаруба – я узнал от его друга и соавтора многих его проектов Константина Александровича Осеева.

Константин Александрович обожал сюрпризы. Он сам был человек-сюрприз. В нём жил дух пытливого подростка, пытающегося разобраться, как устроен окружающий мир. Например, он собирал телескоп: один из малознакомых широкой публике специализированных журналов соблазнял своих читателей тем, что при покупке очередного номера, можно было приобрести очередную детальку будущего телескопа. Это продолжалось в течении нескольких лет, и Осеев терпеливо собирал (и собрал!) достаточно сложный оптический прибор.

Работая со мной над «Мифосибирском» (он был редактором моей книги), Осеев предложил вставить небольшой рассказ о человеке, который поставил в парке им. Кирова солнечные часы и разработал (и запатентовал) проекты домов на деревьях. Так в «Мифосибирске» появилась глава о Викторе Михайловиче Шкарубе («вот сюрприз ему будет!» – радовался Осеев).

С Константином Александровичем мы быстро подружились. Нам нравилось работать вместе – обсуждать новые знания, добытые в пыльных подшивках газет, встречаться с людьми, выезжать на «краеведческие прогулки» в какое-нибудь городское захолустье. Нежелание нарушать этот неожиданно сложившийся творческий союз стало причиной появления новой идеи.

– А не написать ли нам об исчезнувших городах? – однажды предложил я.

Так мы называли прежние периоды в истории Новосибирска. И так родился целый цикл – «Пять исчезнувших городов». До смерти Константина Александровича мы успели довести до читателя только две из планировавшихся пяти книг: «Город-вестерн» и «Город красного солнца».

В разгар работы над второй книгой он мне снова предложил написать о Шкарубе, но уже целую книгу. Скорее всего я бы отказался, но меня увлекла мысль сделать то, чем я никогда не занимался – биографию современника. Это было ново и необычно для меня: беседовать с героем своей будущей книги, бродить по его мастерской с видом на парк и даже совершить трехдневное путешествие в Томскую область: там в селе Батурино жил необычный человек, которому Шкаруба помог поставить церковь.

Но более всего меня увлекла сложность композиционной задачи: как совместить в книге часть биографически-повествовательную с подробным описанием нереализованных изобретений и архитектурных проектов? Решение нашлось в книге, работу над которой мы отложили – в «Городе красного солнца». К тому времени была готова первая (теоретическая) глава, где рассказывалось об утопических проектах идеальных городов – популярном в XVII-ХIX веках жанре литературы. Я перечитал всех – и известных Мора с Кампанеллой и почти забытых Вераса с Кабэ – и совершил множество путешествий по идеальных городам будущего, построенных мыслителями прошлого. Этот давно ушедший в историю литературный жанр я и использовал: второй частью «Сибирского да Винчи» стало выдуманное путешествие трех человек (меня, Осеева и Шкарубы) в выдуманный город Кедроград. Над нашими головами проплывали аэроторны (воздушные аппараты, изобретенные Виктором Михайловичем), а мы гуляли среди построенных по его проектам жилых и административных зданий идеального города Кедрограда. Путешествие заканчивалось в огромной башне посреди острова на Обском море, откуда со станции струнной дороги мы отправились домой в Новосибирск.

Так я стал последним в истории литературы утопистом, описавшим проект идеального города будущего.

 

Добавить комментарий

Target Image