Сила добра

У Времени три лица.  Все на свете имеет Прошлое, Настоящее и Будущее.  Прошлое и Будущее представляются нам бесконечными.  А Настоящее, по правде говоря, не существует.  Настоящее относится к условиям Дифференциального Исчисления.  Настоящее есть бесконечно малый отрезок времени, в пределе переходящее в ноль.  Настоящее есть искра, которая горит так долго, сколько нам нужно, чтобы ее осознать.  Как только я сказал себе «вот сейчас настоящее», его уже нет, искра потухла, потонула в прошлом.  Но практически, в нашем повседневном быту, настоящее есть.  Когда мы говорим «в настоящее время происходит то-то и то-то», то мы включаем в настоящее ближайшее прошлое и ближайшее будущее.

Принято считать, что наше будущее определяется нашим прошлым.  Но можно копнуть и глубже, сказав, что наше прошлое и наше будущее всегда зависят от нашего настоящего, т.е. от того, как мы живем сейчас, как думаем, что делаем, что поставлено во главу угла нашей жизни.  Как часто к концу своей жизни мы сожалеем о том, что именно в настоящем мы жили не так, как надо было -  не так думали, не так любили или не умели любить вообще, не умели прощать, были злопамятны и торопливы, не умели оценить того, что каждое прожитое мгновение невозвратно, превращаясь в прошлое и приближая неизбежное личное будущее.

Очень неплохой наш поэт Роберт Рождественский, будучи уже неизлечимо больным, в своем предсмертном стихотворении писал:

                                                                           Тихо летят паутинные нити.

                                                                           Солнце горит на оконном стекле...

                                                                           Что-то я делал не так?

                                                                            Извините:

                                                                            Жил я впервые на этой земле.

                                                                            Я ее только теперь ощущаю.

                                                                            К ней припадаю.

                                                                            И ею клянусь.

                                                                            И по-другому прожить обещаю.

                                                                            Если вернусь...

                                                                            Но ведь я не вернусь.

Это ощущение своей жизни, во многом прожитой неправильно и напрасно, извечно для человечества.  И недаром, главное почти во всех религиях мира - научить человека жить в этой жизни так, чтобы перед уходом в мир иной, он не жалел о напрасно прожитой жизни.  И вот тут мы обращаемся к духовности, как основному средству осознания человеком своего предназначения на Земле, а значит, своего спасения и возвышения в вечность.

Понятие «духовность» -  многомерно, многослойно и почти бесконечно.  Мне хотелось бы сказать сейчас лишь об одном ее компоненте, на мой взгляд наиболее спасительном, наиболее простом и, в то же время, наиболее трудном в своем повседневном употреблении.  Я хочу несколько слов сказать о ДОБРОТЕ.

В свое время знаменитый швейцарец Альберт Швейцер создал своеобразное этическое учение - «Этику благоговения перед жизнью».  Ее основной принцип звучит так: «Добро -  то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».  И еще он пишет: «Правда, любовь, миролюбие, мягкость и доброта -  это сила, которая пересилит всякую другую силу и всякое насилие.  Мир будет им принадлежать, как только достаточное количество людей с чистым сердцем, силой и упорством мысли придумают и проживут в своей жизни эти идеи любви и правды, мягкости и миролюбия.

Доброта, которую человек посылает в мир, влияет на сердце и ум человечества, но мы проявляем глупое безразличие, не принимая всерьез доброты.  Мы берем на себя все большую тяжесть и все-таки не хотим воспользоваться рычагом, который помог бы нам в сотни раз умножить нашу силу».

Тема доброты, если посмотреть на нее с философской, этической, теологической, бытовой и даже медицинской точки зрения безгранична.  Это тот краеугольный камень (или один из камней) на котором держится вся духовность.  Недаром говорят: «Бог -  это добро»,  «Христос  -  это, прежде всего, доброта».

Для каждого времени рубеж столетий отмечает тот момент, когда все уже произошло, но все памятно, ничто еще не забыто, хотя ушедший век и исчезает стремительно в небытии.  Современникам хочется, чтобы он поскорей освободил их от себя, чтобы быстрее исчезла утомительная привычность существования.  Но, к несчастью, так не бывает, и еще долго прошедший век, который уже называют самым трагическим и жестоким в истории человечества, переступив грань времен, будет сообщать свои свойства новой эпохе.  И это мы с вами повседневно ощущаем в своей жизни.  Жестокость, невиданных масштабов воровство, обман, убийства, войны, несчастные дети и старики, экологические катострофы, двойные, а то и тройные стандарты в морали и политике, китч вместо подлинного искусства и т.д. и т.д.  Со всем этим наследием прошлого века мы, по-прежнему стоим лицом к лицу.  «Добро превращается в зло, когда утрачивается главное звено -  ради чего.  Как правило, цель забывается именно в тяжелые времена.  Для меня все, что лишено смысла -  из области разврата» -  сказал наш великолепный актер Армен Джигарханян, говоря о современном искусстве.

Подобные примеры можно множить и множить.  Но, как сказал в своей знаменитой Нобелевской речи глава буддистов всего мира Далай-лама XIV: «Никогда зло не побеждалось злом.  Только доброта спасет мир».  Все мы знаем, что за две тысячи лет до него об этом говорил Христос.

Великая битва зла и добра, ненависти и доброты продолжается.  Мы живем, возможно, в самый драматический и, может быть, переломный момент этой битвы, от исхода которой будет зависеть судьба человечества.  Давайте же не забывать слова нашей прекрасной поэтессы Елизаветы Стюарт, которая очень просто и очень мудро сказала об этом: «День  -  и вечер.

                                                         Борьба -  и смиренье.

                                                         Красота,

                                                                        маета,

                                                                                   суета...

                                                         Но единое миру спасенье -

                                                         Доброта,

                                                                         доброта,

                                                                                        доброта. 

Александр Федорович Косенков

Добавить комментарий

Target Image