Он прославился в Новосибирске, покорил Москву, Варшаву, Гонконг. Гость номера — фотограф Слава Степанов.
Новосибирский фотограф Слава Степанов снимает с высоты родной город и мировые столицы, спускается в шахты и мечтает побывать на Крайнем Севере. Его фотографии столь же эмоциональны и энергичны, как он сам.
МИР С ВЫСОТЫ
В Интернете он больше известен под ником Gelio (от греч. helios — солнце). Этим творческим псевдонимом подписаны и работы, украшающие вестибюль новосибирской станции метро «Площадь Ленина». Семь лет назад Слава Степанов закончил СГУПС, занимался дизайном в рекламном клубе. Увлёкся высотной архитектурой, рисовал воображаемые города с высоты птичьего полёта, а потом и сам стал забираться на крыши. Начинал снимать «мыльницей», участвовал в фотоконкурсе и получил в подарок зеркальный фотоаппарат. Так началось путешествие в другую реальность — мир с высоты птичьего полёта.
— Слава, в Интернете появляются всё новые и новые ваши работы — Москва, Питер, Варшава, Екатеринбург, Казань, Гонконг. Живёте-то вы по-прежнему в Новосибирске?
— Да, очень удобно жить посередине страны и отсюда отправляться то на Дальний Восток, то — на Запад. Летаю я часто, в прошлом году, к примеру, было 88 перелётов, не считая вертолётных полётов над городами. В самолётах тоже люблю сидеть у окна, иногда удаётся сделать какие-то кадры. Хотя съёмка с самолёта — это попутная деятельность, основная — всё-таки съёмка с вертолёта.
— Вы начинали как любитель, а теперь профессионал с известным именем. Как совершенствуете свои навыки, есть учителя?
— Однажды я извлёк из Интернета всё, что в своё время выкладывал, а это были сотни, тысячи фотографий. Снёс всё смело, не раздумывая, меня не устраивало техническое и композиционное решение большинства из них. Отобрал лучшее, осталось не больше 70 снимков на каждый год — 2009-й, 2010-й, 2011-й… Так часто бывает: проходят месяцы, и ты видишь, где можно было сделать лучше. Я на своих ошибках всегда учусь. Моя специфика — урбанистический и промышленный репортаж. Снимаю я один, мне никогда не нравилось работать в большой компании. Мне важно всё обойти, прицелиться, выбрать ракурс. И для этого порой не нужно лезть на самый верх, кадр может быть более удачный не с 30-го этажа, а, скажем, с 15-го. Важна не высота, а сама «соль» ракурса.
— Как вам удалось поснимать Гонконг? Надо сказать, просто сказочные кадры!
— В одном из проектов мы снимали российскую авиакомпанию и аэропорт Гонконга. Ну и попутно, конечно, сняли сам город: арендовали вертолёт, летали над небоскрёбами, зависали над ними, и, несмотря на то, что там постоянно стоит смог, удалось сделать хорошие снимки. А после забрались на пик Виктория, и я оттуда снимал ночной Гонконг. Была ещё съёмка со смотровой площадки на 100-м этаже 120-этажного дома. Всего мы были в Гонконге два-три дня, этого, конечно, мало, снимать там можно неделями. В городе тысячи небоскрёбов!
— Привыкли к высоте или по-прежнему захватывает дух?
— Сейчас немного оттаял, раньше каждая высота была новой. Последний раз я испытал мощную эмоцию на стреле крана, который строил мост на остров Русский во Владивостоке. Высота 340 метров, что эквивалентно 90-этажному зданию. Стоишь на стреле, выше пилона — опоры моста, под тобой пролив Босфор Восточный, строящийся мост, вокруг Японское море — захватывающее зрелище! Там был и страх, и восхищение. Хотя, конечно, стал спокойнее относиться ко всему: что на трубу забраться, что на мачты, что на крыши. Не сказать, что совсем не боюсь высоты, скорее, отношусь к ней с уважением.
— Почему вам нравится промышленная съёмка?
— Мне интересно знать, как всё устроено. Сейчас я знаю, откуда что берётся — деревообработка, добыча камня в карьерах, как происходит обогащение руды, как отливается металл, как получают электричество и как оно приходит в наши дома, начиная от станций ГЭС на реках, заканчивая распределительными станциями и отапливающими город ТЭЦ. Это невероятно интересно! И если есть возможность рассказать об этом в блоге, поговорить с людьми, здорово вдвойне!
Новосибирску нужен вектор
В 2011 году Слава Степанов выпустил подарочный фотоальбом «Новосибирск by Gelio», в котором собраны лучшие фотографии с крыш высотных зданий, самолётов, вертолётов, а также из метрополитена, с ГЭС, заводов. С тех пор альбом не раз переиздавался, суммарный тираж уже перевалил за несколько тысяч экземпляров. Подобные альбомы Слава Степанов выпустил уже и в Казани, Екатеринбурге, Барнауле. К 75-летию Новосибирской области он готовил презентационный альбом, снимал и на суше, и в небе.
— Что особенно запомнилось из съёмок по области?
— Чаны, конечно. Их нужно смотреть с высоты. Я видел озеро и снизу, но это равнина, а когда поднимаешься, можно сойти с ума от такой красоты — бирюзовая вода, бескрайние водные просторы, отражающиеся облака…
— Вы и Новосибирск по-прежнему много фотографируете. Он меняется?
— К сожалению, мало. В России есть негласное соревнование городов. К одной планке сейчас подошли Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск, Казань, Новосибирск — каждый из городов в чём-то преуспел. Мы соревнуемся количеством населения, пассажиропотоком аэропортов, высотным строительством, объёмами промышленности, величиной автомобильных пробок, наконец. Я бываю во всех этих городах, снимаю их, общаюсь с людьми. Новосибирска опасаются как сильного конкурента, готового вот-вот вырваться вперёд. Нам действительно не хватает такого мощного рывка, каким в своё время стало строительство метро. Екатеринбург сейчас активно застраивается, он меняется не по дням, а по часам: растут небоскрёбы, строятся развязки, расширяется кольцевая дорога. В связи с юбилеем и Универсиадой получила немало бонусов Казань, сейчас это город европейского уровня, хотя деловая активность населения ниже, чем у нас. В Новосибирске большой потенциал, умное, шустрое, смекалистое население.
— Чего не хватает городу, чтобы реализовать этот потенциал?
— Мы не придумали вектора, по которому двигаться дальше. Нужна цель для развития. Новосибирск растёт вширь, а нужно сделать уютным центр. В городе с населением 1,5 миллиона человек должен быть свой Арбат, своя пешеходная улица или просторная набережная, где люди могли бы гулять, городу нужно повернуться к реке, до сих пор он стоит к ней спиной. Должно появиться что-то, что сделало бы Новосибирск известным всей России, чтобы прямо с аэропорта можно было везти гостей и показывать.
«Это окрыляет»
В России немного профессиональных фотографов, которые так увлечены высотой. Разве что любители-крышелазы, или как их ещё называют «руферы», которые проникают на высотные объекты, а после размещают фотографии городских видов под собственными ногами. Слава говорит, что организует свои съёмки официально, а это бывает очень не просто. Зато, если обо всём договорился, можно хоть каждый день на крышах закаты встречать.
— Были съёмки из разряда «я воплотил свою давнюю мечту»?
— Да, в прошлом году сделал репортаж про самый большой самолёт в мире — Ан-225 «Мрия». В своё время он создавался в качестве первой ступени для многоразового космического корабля «Буран». Это единственный экземпляр в мире. Мне довелось на нём полетать: во время перелёта из Цюриха в Афины делал репортаж о работе экипажа этой сверхмашины — шесть турбореактивных двигателей, длина 84 метра, размах крыльев — 88 метров, суммарная взлётная масса — свыше 600 тонн! Это, конечно, незабываемые впечатления.
— Какие съёмки остаются в планах?
— Давно мечтаю побывать в Нью-Йорке, забраться на Эмпайр-Стейт-Билден. Это здание построено в стиле артдеко в 1931 году, высота со шпилем — 448,7. Я много лет собирал материал по высотной архитектуре Нью-Йорка: заказывал чертежи, специальную литературу. Эта тема — постройки 20—30 годов ХХ века — меня по-настоящему вдохновляет и окрыляет. Думаю в этом году осуществить свою мечту. Ещё очень хочется побывать на крайних точках — мысах Дежнёва, Челюскина. С удовольствием поснимал бы на Крайнем Севере.
— Чтобы вести такой активный образ жизни, приходится поддерживать физическую форму?
— Это получается само собой. Я только что вернулся из командировки, снимал объекты на границе Челябинской области и Башкирии: карьеры, шахты, обогатительные фабрики.
Приехав на место, нужно переодеться — надеть на себя спасатель, аппаратуру, фонарь, фотоаппаратуру, затем зайти в клеть вместе с вахтой, спуститься на глубину полкилометра, отработать там несколько часов, продвигаясь по ухабам, топям, подземным рекам, с горизонта на горизонт, и всё это в условиях, когда трудно дышать. Затем подняться наружу, отработать в карьере — снова спуститься, поснимать погрузку — огромные самосвалы БелАЗы. Отправиться на обогатительные фабрики, поработать во всех цехах. И только потом, возможно, ты заслужил несколько часов отдыха. Такая вот зарядка. И мне это нравится, я побывал уже в двадцати шахтах. Глаза горят, хочется всё успеть, мне всё интересно, поэтому на трудности закрываю глаза.
Марина ШАБАНОВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА и Славы СТЕПАНОВА
Газета "Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области"№4(1315) от 24.01.2014
Добавить комментарий