Спасти нельзя разрушить: судьба школы с ценными барельефами

Наш город сравнительно молодой. Поэтому памятников архитектуры в Новосибирске не так уж и много. Но оглянитесь вокруг, а вдруг историки архитектуры что-то упустили из виду, что-то забыли, что-то не заметили. Часто бывает, что само здание не представляет исторической ценности, а вот его фасад или рельеф, выполненный на здании, интересен для историков, искусствоведов и архитекторов Новосибирска.

Снести или оставить?

Так случилось со школой №54, что находится на пересечении улиц Крылова и Мичурина. В Новосибирске разгорелся очередной скандал. Как сообщил сайт https://vn.ru, новосибирскую школу №54 собираются снести. Журналисты процитировали слова начальника департамента образования мэрии Новосибирска Рамиля Миргазяновича Ахметгареева:

– По данной школе капитальным ремонтом мы не обойдемся, речь будет идти о сносе и строительстве нового здания, это школа довоенной постройки. Пока этот вопрос находится в стадии проработки, проектно-сметная документация по школе №54 готова, город и область будут изыскивать возможность, определять сроки.

Однако, министр образования Новосибирской области Сергей Владимирович Федорчук высказал недоумение по этому поводу:

– Этот вопрос даже не обсуждался, по крайней мере, на уровне Министерства и Департамента образования Новосибирска.

Но, как говорится, нет дыма без огня. Возможно, окончательное решение еще не принято, но варианты сноса старого здания и постройки на его месте новой школы обсуждаются. 

Речь идет о старом корпусе школы, построенном в 1935 году. То, что школа находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта, известно давно. Реставрировать здание или его сносить, решить могут только специалисты после экспертизы. Однако, этот вопрос широко обсуждается жителями нашего города в социальных сетях, тем более, что в последнее время Новосибирск лишился нескольких зданий, которые не были своевременно внесены в реестр памятников, а могли бы быть достойным украшением городского пространства. Поэтому большинство требуют во что бы то ни стало сохранить старое здание школы: «Мы не должны оставить нашим потомкам однотипную, ничем не запоминающуюся архитектуру зданий. Этот объект должны отстаивать всей активной общественностью Новосибирска». «У нас скоро только новострой останется, с керамогранитом на фасадах. А куда архитекторы городские смотрят, архнадзор? Все продали?».

Этого же мнения придерживается Новосибирское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (НОО ВООПИиК). Оно считает это здание ценным историко-культурным памятником нашего города. «Его необходимо сохранить, реставрировать, возвратить ему прежний вид, а если школе требуются дополнительные площади, — сделать пристройку. Мы считаем, что именно мнение широкой общественности, в том числе деятелей культуры, науки, образования, должно быть решающим в вопросе о постановке на госохрану того или иного объекта и в вопросе о его предмете охраны», – написано в группе НОО ВООПИиК на фейсбуке.

Однако, некоторые считают, что здание очень старое, никакой архитектурной ценности не представляет и его нужно снести, чтобы «потомков не засыпало штукатуркой и не погребло под завалами разваливающегося здания». Самое интересное, что так думают и бывшие выпускники этой школы.

Есть и третья точка зрения, касающаяся этого здания – прежде чем сносить школу, нужно сохранить и отреставрировать рельефы с Мичуриным и мичуринцами. Дело в том, что уже много лет фасад школьного здания украшают две композиции очень интересного рельефа, который до настоящего времени не имеет атрибуции, его авторство до сих пор остается неопределенным, на здании нет охранной таблички. Вот как описывают это произведение искусства (?) специалисты Новосибирского государственного художественного музея:

«Справа от входа на рельефе – дети, сажающие деревья. На композиции с двух сторон дети представлены по парам: слева – девочка и мальчик в галстуках (девочка держит ствол саженца, а мальчик поливает); справа – два мальчика в галстуках (один копает землю лопатой, а другой – держит дерево, рядом лейка для воды и молодое посаженной деревце, на веточке сидит птица). В центре композиции – мужчина, окружен детьми, наблюдает за работой. Лица трех детей в центре обращены к мужчине. Можно сказать, вокруг мужчины дети собрались вместе для посадки сада и внимательно слушают руководителя. Перед нами образ учителя.

Слева от входа композиция рельефа рассказывает о том, как дети собирают богатый урожай яблок. Три больших дерева, вокруг дети. Слева – два мальчика в галстуках несут большую тяжелую корзину яблок. Улыбки на лицах. Справа – мальчик собирает с веток яблоки, рядом собака следит за движением мальчика. Под деревом справа сидит малыш и в руке держит яблоко. В центре композиции - у яблони лестница. На лестнице – мальчик собирает яблоки, его окружают девочки с полными корзинами яблок. Раскрывается единый сюжет: богатство урожая – большие, полные яблок корзины, прекрасные кроны яблонь усыпаны плодами. Главный смысл композиции – труд и радость детей, собирающих богатый урожай».

Уголок Мичурина в Новосибирске

Школьное здание построили в далеком 1935 году. В сентябре уже состоялся первый педсовет. Однако датой открытия школы считается 1936 год. В 2016 году она отпраздновала свое 80-летие. После смерти Мичурина (1935) школе присвоили его имя, а прилегающую улицу (Александровскую) переименовали в улицу имени Ивана Владимировича Мичурина. Имя основоположника отечественной научной селекции плодовых и ягодных культур, русского биолога и селекционера было очень популярно в стране в 30-е годы, ведь он положил начало продвижению на север южных культур: винограда, абрикоса, черешни и т.д. В 1934 на базе питомника Мичурина была создана генетическая лаборатория, в настоящее время — Всероссийский НИИ генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина, который занимается разработкой методов выведения новых сортов плодовых культур, селекционной работой.

По своему статусу, новая школа считалась трудовой политехнической школой. На ее территории был большой приусадебный участок, на котором выращивали пшеницу, овощи и диковинный в то время в Сибири виноград. Один из уникальных сортов пшеницы даже был представлен на выставке ВДНХ, и школьники получили за него высокую награду.

В послевоенное время здание достраивали, и фасад школы тоже претерпел некоторые изменения. Как менялась и сама школа. С 1940 года она называлась мужская средняя школа, с 1947 года – женская средняя школа, с 1955 года – общая средняя школа. В 1970 году ее объединили со средней школой № 50. С 1992 по 2000 – это уже экспериментальная площадка «школа-лицей». В 1999-2000 учебном году школа№54 прошла аттестацию и аккредитацию на статус «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов социально-гуманитарного цикла». Со временем это учебное заведение утратило присвоенное ей имя – «школа имени Мичурина». В память о минувших днях остался лишь рельеф на фасаде.

То, что на рельефе изображен Мичурин в окружении детей, не вызывает сомнений. К тому же школа имени Мичурина, улица Мичурина. Но вопрос, кто автор этого рельефа и в каком году он был создан, до сих пор остается открытым. К сожалению, в школьном музее на этот счет не сохранилось никаких документов.

А автор кто?

Историей рельефа заинтересовались сотрудники Новосибирского государственного художественного музея и провели собственное исследование, цель которого заключалась в установлении имени автора и даты его исполнения. На VII Баландинских чтениях Елена Геннадьевна Червова рассказала об итогах работы. По мнению специалистов музея, автором двух композиций рельефа на фасаде школы №54 является Вера Федоровна Штейн. О биографии известного новосибирского скульптора можно узнать из статьи архитектора Владимира Матвеевича Пивкина «Жизнь как подвиг» в книге «Знаменитые женщины Новосибирска».

Вера Федоровна родилась в Петербурге, в семье профессора консерватории Ф.Ф. Штейна – представителя старинной музыкальной династии, известного пианиста. Она изучала живопись и скульптуру в петербургской Академии художеств, потом два года брала уроки в академии в Париже. После возвращения в Россию в 1909 году в круг интересов В.Ф. Штейн наряду с искусством вошла наука: она увлеченно занималась историей, археологией, читала лекции. В начале 1930-х годов, пережив арест и ссылку, Вера Федоровна переехала в Новосибирск. Здесь, на протяжении долгих лет она постоянно участвовала в выставках, исполняла скульптурные портреты, в содружестве с архитекторами создавала монументально-декоративные композиции для различных зданий города. Всем новосибирцам хорошо известен барельеф "Танцы народов СССР" над входом в театр оперы и балета, по праву считающийся одним из лучших произведений скульптора. Вера Федоровна Штейн – автор декоративной скульптуры для фронтона здания Западно-Сибирского филиала Академии наук в Новосибирске (на улице Фрунзе), реконструированного по проекту А.Д.Крячкова и Н.Г.Васильева. И далее Пивкин пишет: «После войны она создает композиции «Мичуринцы» для средней школы в Новосибирске (1948 г.)» Владимир Матвеевич предполагал, что две композиции рельефа на фасаде школы №54 относятся именно к 1948 года. Однако, сотрудники художественного музея Новосибирска обнаружили в архивной картотеке музея, среди перечня произведений Штейн, следующую запись: «Барельеф «Юные мичуринцы» 1939 г. Школа им. Мичурина». Но это еще не все. В 1950 году в Новосибирске проходила седьмая областная художественная выставка. В каталоге читаем: «В.Ф. Штейн представила на выставку скульптурный барельеф «Юные мичуринцы», где показала юных садоводов, собирающих богатый урожай яблок». Так, где же истина? В каком году, все-таки, был создан рельеф на школе? Исследователи пришли к такому выводу:

– Это дает возможность предположить, что рельеф на здании школы был выполнен в 1939 году, а в 1948 году при подготовке к выставке скульптор повторила и дополнила сюжет рельефа уже в другом материале (глине). Итак, делают вывод специалисты художественного музея, «рассматривая композиции на фасаде и рельеф, представленный на выставке, мы можем предположить, что рассматриваем три композиции единого сюжета. Тема и стилистика рельефа на здании школы дает основание считать, что автором рельефа является выдающийся скульптор Вера Федоровна Штейн».

Однако, сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев приводит данные, согласно которым автором рельефов на здании школы №54 мог быть Степан Романович Надольский, русский советский скульптор, член Союза художников СССР, который с 1924 года жил в Новониколаевске. В 1926 году им были созданы статуи рабочего и крестьянина, установленные на здании Крайкома ВКП(б), ныне здание Новосибирского государственного художественного музея. Константин Голодяев показал газету «Советская Сибирь», где говорится: «Нет этого разрыва в постройке 54-й школы имени Мичурина. Там скульптор Надольский работает с самого начала строительства. По обеим сторонам подъезда в фасад школьного здания будут вделаны высокохудожественные фризы. Тема фризов – Мичурин, окруженный детьми. Один фриз уже готов. Кроме того, Надольский изготовил и подарил 54-й школе бюст Мичурина». Подтверждением авторства Надольского в изготовлении рельефов на здании 54-й школы служит и автобиография скульптора, где он собственноручно в списке своих работ написал: «Бюст Мичурина, школа 54, Новосибирск; рельеф посадки деревьев пионерами с Мичуриным, школа им. Мичурина; рельеф сбор плодов пионерами, школа им. Мичурина». Хотя, непонятно, как скульптор принимал участие в строительстве школы, если он уехал из нашего города в 1931 году.

Так что, вопрос об авторстве рельефов остается открытым. Искусствоведам еще предстоит решить эту загадку.

Правильно поставить запятую должна общественность

Очень хотелось бы, чтобы школьное здание, характеризующее архитектуру Новосибирска 30-х годов XX века, сохранило свой неповторимый облик. А отреставрированный рельеф являлся бы своеобразным памятником Ивану Владимировичу Мичурину. Отремонтированное здание школы с обновленным рельефом на фасаде и табличкой с именем скульптора рельефа можно было бы включить в список памятников архитектуры регионального значения и демонстрировать экскурсантам.

В случае сноса здания школы, рельефы с Мичуриным и мичуринцами нужно демонтировать, реставрировать и сохранить. Хочется надеяться, что все так и будет, и общественность Новосибирска примет активное участие в решении этого непростого вопроса. Сейчас от каждого из нас зависит, сохранятся ли материальные свидетельства нашей истории для потомков, или они будут уничтожены рыночной стихией и исчезнут бесследно. Именно мы с вами должны правильно поставить запятую в предложении «Сохранить нельзя уничтожить».

 Людмила Кузменкина

 

Добавить комментарий

Target Image