Истый сибиряк из Хорватии
Станчич Иван Людвигович (1900-1937)
организатор и первый директор Новосибирской филармонии.
Печатается по книге:
«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I. С. 410-416.
Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.
Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.
Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого
круга интересов общественных, государственных.
Д. Менделеев
Кто-то верно подметил, что одна из самых больших радостей, отпущенных нам жизнью, – это встречи с интересными людьми.
Знакомясь с историей родного края, перелистывая страницы его летописи, можно встретить немало удивительных личностей, даже заочное общение с которыми доставляет истинную радость…
Я попытаюсь познакомить читателей с одним из таких людей – Иваном Людвиговичем Станчичем, чье имя еще при жизни овеяно легендой.
Хорват по национальности, музыкант с консерваторским образованием, эмигрант, патриот своей новой родины, профсоюзный лидер работников искусства Сибири, талантливый организатор, управляющий театрами и зрелищными предприятиями Западно-Сибирского края, директор Новосибирского театра «Красный факел».
О нем новосибирцы знают очень мало, почти ничего.
Родился Иван Станчич в 1899 году в городе Брод в Хорватии, находившейся в то время под властью Австро-Венгрии, в семье служащих. Отец его, часовых дел мастер, дал сыну вполне приличное образование.
Он окончил гимназию и шесть курсов консерватории. С 1914 года начал работать музыкантом-виолончелистом в оркестре государственного оперного театра в Загребе. Во время империалистической войны с 1916 по 1918 годы служил в австрийской армии в качестве музыканта. Демобилизовавшись, работал в симфоническом оркестре Загреба. В этот период распадается Габсбургская империя и Хорватия входит в королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Югославия).
В 1919 году в связи с декретом королевского правительства о разгроме компартии Станчич был арестован, и позже ему пришлось скрываться в эмиграции в Австрии, Чехословакии и Германии. Четыре года он работает в симфонических оркестрах Праги и Берлина.
В 1923 году нелегально перебирается из Чехословакии в Советский Союз. Получив подданство СССР, приезжает в Омск, устраивается на работу преподавателем государственного музыкального техникума. Он хорошо владел немецким, чешским и, естественно, хорватским и русским языками, что помогло быстро адаптироваться в новых условиях. Его стремление поехать в далекий дикий край, каким в то время представляли на Западе Сибирь, характеризует Станчича как подвижника.
В техникуме он вступает в профессиональный союз работников искусства и активно включается в работу. Кстати, в Хорватии он состоял членом такого же союза с 1914 года.
В техникуме он всем пришелся по душе: умный, находчивый, общительный, приятный человек. Станчич организовывал к тому же интересные и увлекательные вечера, как говорили в старину, «задавал тон». Вскоре его избирают членом правления Омского губотдела Союза работников искусства и профуполномоченным в музыкальном техникуме.
Через год он избирается заведующим культотделом и заместителем председателя губотдела работников искусств (Рабис). Вплоть до 1926 года он преподает в техникуме. А 14 января 1925 года становится председателем Омского окротделения Союза Всерабис (в этот период губернское деление заменено на окружное). В нем 550 членов союза. В конце этого года на первом Сибирском краевом съезде профсоюза работников искусства он избирается членом правления Сибкрайрабис.
В музыкальном техникуме И. Л. Станчич вступает кандидатом в партию большевиков, здесь же встречает свою будущую жену, преподавателя музыки Софью Александровну Марковитину. В сентябре 1926 года они зарегистрировались, через год у них родился сын Борис.
В эти годы всюду в стране бурлила живая и многоцветная, увлекательная и необыкновенная, даже в своей обыденности, жизнь. Это был период послереволюционного времени, чрезвычайно короткого, но искреннего в творческих проявлениях. Время надежд на утверждение в жизни самых благородных, самых гуманных идеалов, которые когда-либо знала многовековая история человечества.
23 августа 1928 года пленум Сибкрайрабиса избирает Станчича в состав членов президиума и заместителем председателя. А на третьем Сибирском краевом съезде Союза работников искусства в ноябре 1928 года, он единогласно избирается в состав краевого правления и его председателем.
Интересен состав съезда работников искусств Сибири. 45 его делегатов с решающим голосом были избраны от 3070 членов союза. Среди них: мужчин – 42, женщин – 3, рабочих – 12, служащих – 33, коммунистов – 12, из них 2 женщины. По национальности: великорусов – 37, евреев – 5, украинцев – 1, чехословаков – 1, хорватов – 1. По профессии: артистов оперы – 1, драмы – 7, эстрады – 1, хора – 1, музыкантов – 7, изоработников – 1, киномехаников – 1, музыкальных педагогов – 4, художественных руководителей – 3, клубных работников – 1, обслуживающего персонала – 2, учащихся художественных техникумов – 1, музыкальных техникумов – 1, прочих – 14.
В ноябре 1928 года И. Л. Станчич как председатель правления Сибирского краевого Союза работников искусств переезжает с семьей в Новосибирск. Ему представляется жилье на улице Романова, 35. Жену принимают педагогом в музыкальную школу и пианисткой в концертно-эстрадное бюро.
Краевой отдел профсоюза работников искусств СССР с 1930 года назывался Запсибкрайрабис, находился он во Дворце труда. Запсибкрайрабис объединял 49 низовых союзных ячеек зрелищных предприятий Запсибкрая.
Своим отношением к людям, доступностью и добротой И. Л. Станчич приобрел огромный авторитет. Служение людям, обществу для него стало делом жизни, судьбой. Зная, что люди искусства – народ эмоциональный, впечатлительный, Станчич всегда был корректен в оценке их деятельности.
Любое творчество, а тем более художественное – дело живое, горячее, страстное, требующее активной отдачи сил и здоровья каждому спектаклю, концерту или картине, поэтому люди искусства вправе рассчитывать на деликатность и уважение к их особенному труду.
Современники Ивана Людвиговича, работники учреждений культуры, деятели литературы и искусства относились к нему с глубоким почтением, ценили его как руководителя толкового, знающего, внимательного. Принципиальный, самостоятельный в суждениях, непримиримый к тупости и пошлости, он не выносил демагогии, лжи, лицемерия, угодничества и лести.
Вот выдержка из стенограммы третьего Сибирского съезда работников искусства. На замечания выступающих по отчетному докладу, что президиум не работал, а работал только Станчич, он ответил сдержанно учтиво: «Я был бы большим бюрократом, если бы это было так. Моя работа протекала под непосредственным руководством всего президиума…».
Работа в Рабисе принесла Станчичу широкую известность. 26 октября 1932 года И. Л. Станчич назначается управляющим Западно-Сибирским краевым управлением зрелищных предприятий.
В 30-е годы Новосибирск утверждает себя как главный культурный центр Сибири. Здесь разместились многие научные институты, вузы, техникумы. Началось строительство Дома науки и культуры (Большого театра Сибири), открыты Сибгостеатр «Красный факел», колхозно-совхозный передвижной театр (ныне «Старый дом»), театр кукол. Имеются Дом искусств Сибирского края, Дом художественного воспитания детей, Центральная научно-техническая библиотека. Созданы Союз сибирских композиторов, Новосибирская организация Союза художников, Новосибирское отделение Союза архитекторов СССР. Фабрика «Новосибкино» стала выпускать ежемесячный журнал «Сибирь на экране». В городе издается 40 журналов и газет на русском языке и языках народов Сибири. Открыта первая музыкальная школа и первый звуковой кинотеатр «Металлист».
28 апреля 1934 года президиум Запсибкрайисполкома возложил на краевое управление зрелищных предприятий, которым руководил Станчич, организационно-хозяйственное и идеологически-творческое руководство всеми театрами края и концертно-эстрадной деятельностью. Запсибкрайуправление зрелищными предприятиями переименовано в Управление театрами и зрелищными предприятиями.
В 1935 году И. Л. Станчич одновременно назначается директором театра «Красный факел». В этом же году краснофакельцы выступают на столичной сцене, впервые приобщая московского зрителя к театральной культуре Сибири.
Открытие «Московского сезона» театра «Красный факел» состоялось 16 июня 1935 года в помещении камерного театра спектаклем «Егор Булычев» по пьесе М. Горького в постановке главного режиссера театра Ф. С. Литвинова. В репертуаре театра также были «Аристократы» Н. Погодина, «Тартюф» Мольера в постановке В. П. Редлих и др. 18 июня 1935 года спектакль «Вишневый сад» в постановке Ф. С. Литвинова посетил министр просвещения РСФСР А. С. Бубнов. Он отметил большую работу краснофакельцев режиссера и актеров над спектаклем.
В Москве театр был по заслугам оценен критикой и зрителями. Рецензии говорили о большой культуре театра, позволяющей критиковать работу без скидок на провинцию.
Театр завоевывает признание как тонкий интерпретатор пьес М. Горького и А. Чехова. Станчич являлся поборником классического искусства. В репертуаре, считал он, должны быть лучшие классические пьесы. Пусть Шекспир, Гоголь, Чехов говорят с молодежью о жизни, а каждый выберет то, что ему нужно, найдет свое. Театр призван одарить человека богатством эмоций, чувств, мыслей, дать ему пищу для размышления, увлечь за собой.
С середины 30-х годов интерес зрителей к театру необычайно возрос. Работа театра широко освещается в печати, спектакли обсуждаются на многочисленных диспутах и конференциях. Это был период подлинного расцвета театра, его выдвижения в число наиболее интересных коллективов страны. Театр стал гордостью новосибирцев.
В период с 1935 по 1936 годы здание и сцена театра «Красный факел» были заново переоборудованы. Реконструкция здания театра велась по проекту архитекторов Осипова и Вадимова. Была сооружена большая трехэтажная пристройка и специальная башня над сценой высотой 25 метров. Площадь пристройки составила 1200 кв. м. По кубатуре размер театра увеличился в два раза. К зрительному залу добавилось 300 новых мест. На третьем этаже пристройки создан специальный большой зал для репетиций, 30 удобных артистических уборных, окружающих сцену с трех сторон, комнаты с душами, значительно увеличено фойе. Для зрителей была создана обстановка уюта и удобства. У нас большое и искреннее желание, – писал И. Л. Станчич в газете «Советская Сибирь» 3 ноября 1936 года перед открытием театрального сезона после реконструкции театра, – сделать каждую минуту пребывания зрителя в стенах театра радостной, интересной и содержательной.
Театр многое предпринял для установления дружеских связей со зрителями: общественные просмотры и обсуждения новых спектаклей, выступления режиссеров на крупных предприятиях о предстоящих премьерах, выездные спектакли на клубных сценах. Артисты театра провели цикл пушкинских концертов к столетней годовщине со дня смерти А. С. Пушкина.
Человек увлекающийся, Станчич стремился к новизне, поддерживал многие начинания. Познакомившись с заветами великого реформатора русского театра К. С. Станиславского, он становится активным пропагандистом его наследия.
5 марта 1936 года в связи с очередной реорганизацией Краевого управления по делам искусств при Запсибкрайисполкоме в его ведение были переданы: управление театрами и зрелищными предприятиями, строительство Дома науки и культуры, Дом искусств Сибирского края, Томский музыкальный техникум, Союз художников, Крайрепертком, Дом актеров и гостиница артистов.
И. Л. Станчич утверждается начальником сектора зрелищ. Одновременно на него возлагается все хозяйственное и оперативное руководство Домом артистов. При этом он остается руководителем театра «Красный факел» и, кроме того, во время командировок начальника управления по делам искусств при Запсибкрайисполкоме выполняет его обязанности.
В конце декабря 1936 года на базе нескольких театрально-зрелищных и гастрольно-концертных учреждений создается Новосибирская филармония. Ее организатором и первым директором становится также И. Л. Станчич.
Но уже 6 февраля 1937 года решением Новосибирского горкома ВКП (б) он исключен из партии, его объявляют «врагом народа». Хотя, замечу попутно, 2 марта 1937 года за достигнутые хорошие результаты деятельности театра «Красный факел» Станчич премирован месячным окладом.
Этот год, ставший символом репрессий, оказался роковым и для И. Л. Станчича.
29 ноября он был арестован. Его обвинили в том, что он якобы являлся участником антисоветской шпионско-террористической группы и проводил контрреволюционную работу.
7 декабря постановлением тройки УНКВД Новосибирской области Станчич приговорен по статье 58-6-8-11 УК РСФСР к расстрелу.
13 декабря 1937 года приговор приведен в исполнение.
Так трагически оборвался непростой жизненный путь этого удивительного человека, который для работников культуры был одновременно и мерилом таланта, и ориентиром в поисках собственного лица.
Вот как о нем отзывалась В. П. Редлих, народная артистка РСФСР, работавшая в те годы режиссером театра «Красный факел»:
Несколько лет директором театра был Иван Людвигович Станчич. Умный, добрый человек, он умел как-то особенно чутко подойти к людям, дружески, но в то же время очень взыскательно относился к каждому. Он поддерживал все лучшее в театре, хорошую деловую атмосферу – главное условие плодотворной работы. Даже когда ему приходилось отвечать отказом на какую-нибудь актерскую просьбу, а обычно их бывало множество, он умел сделать это (когда иначе не мог) с такой доброжелательностью, с таким вниманием, что получивший отказ, уходил не разозленным, а, напротив, согретым теплом этого замечательного человека.
Прекрасный музыкант, образованный человек, знающий несколько языков, он по праву считался самым «просвещенным», поэтому на него возлагали руководство одновременно многими художественными коллективами. Окружавшим его сотрудникам казалось, что не было в их жизни вопроса, на который бы он не ответил. Его манера поведения внушала уважение и симпатии людей. Его любили, работали с ним с большим интересом и отдачей.
Своей деятельностью на ниве культуры он лишний раз доказал, что только человечески интересная личность может быть подлинным руководителем. Вся его жизнь в Сибири, длиною в пятнадцать лет, была отдана служению людям.
Добавить комментарий