Станция Купино: фрагменты истории

История города Купино практически всегда была связана с железной дорогой.  В период столыпинской аграрной реформы переселение крестьян из Европейской России в Сибирь привело к появлению новых населённых пунктов и развитию сельского хозяйства. В Купинской волости в 1907 – 1911 годах быстрыми темпами создаются маслодельческие артели и развивается производство масла.    Но вывозу готовой продукции сибирских маслоделов мешало отсутствие железной дороги. Жители Купинской волости неоднократно направляют в губернскую администрацию прошения по поводу решения этой проблемы.

Много хлопотал о скорейшем строительстве  железной дороги Купино – Татарск отец Евгений Крылов, настоятель Купинской церкви святого апостола- евангелиста Луки. «Отец Евгений, подвижный и горячий, обычно положительно загорается при упоминании о возможной дороге. У него готовы все цифры, доказательства убедительны – никто так не знает условий округи – как отец Евгений. Дорога нужна, она как клапан в насыщенный паром машине. И стоит любому совещанию, хотя бы тех же переселенческих чинов, состояться в Купине, отец Евгений уже ходатайствует о допущении его с совещательным голосом. Много пользы своим землякам приносит этот живой человек» [1].

В 1914 году акционерное общество Нехорошева приступило к строительству железной дороги; 18 мая 1914 года состоялся торжественный молебен по поводу открытия работ линии Татарская – Славгород[2].

На строительстве железнодорожных путей были задействованы наемные рабочие китайцы, в 1915 стали привлекать к работе пленных славян из австрийской армии (чехов и словаков). В историческом архиве омской области сохранились сведения об особенностях размещения и трудовой деятельности китайских рабочих и военнопленных. «В виду предположенiя поставить на работы по сооруженiю Кулундинской железной  дор. 1000 военноплънных славянъ, имею честь покорнъйше просить сообщить не найдете ли возможнымъ принять на себя трудъ по организацiи охраны за ними и какiе для сего потребуются расходы ежемъсячно и единовременно»// Ф.272 оп. 2 д.99. Перевозка китайцев к месту работу так же вызвала так же ряд проблем: Из отправленной из Харбина первой партии 250 рабочих китайцев в Татарскую прибыло 189; остальные по дороге самовольно высадились в Иркутске и на других станциях Томской дороги вследствие уговора разных неизвестных лиц перейти к ним на работы.

Применение желтого труда на Кулундинской дороге разрешено Г. Министром Внутренних Дел депешей от 8-го апреля с.г. за № 135437 и Г. Томским Губернатором[3].

          В 1914 -1915 годах был построен участок железной дороги Татарск – Славгород, проходящий через Купино.

Закладка железной дороги, село Купино, 1914 год. 

Первый поезд пришел в Купино 6 августа 1915 года и состоял он из 6 вагонов – двух пассажирских и четырех товарных. Первый поезд встречали жители Купино и окрестных сел, специально прибывшие посмотреть, как бегает «чугунка». Первый поезд пришел в  Купино через специальную арку, украшенную цветами.

Прибытие первого поезда в Купино 6 августа 1915 года.

В 1916 году на юго-западной окраине Купино была построена водонапорная башня, для снабжения водой проходящих поездов.  

Купино, водонапорная башня, фотография 2011 года. 

18.12. 2000 Постановлением главы администрации Новосибирской области Станция насосная с двумя водонапорными башнями, расположенная по адресу Купино, ул. Железнодорожная, 2 была внесена в перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области.

В октябре 1915 года был заложен первый камень в основание будущего локомотивного депо. Местом его строительства была избрана небольшая площадка на юго-восточной окраине Купино. В 1916 году все оборудование механических мастерских локомотивного депо состояло из 3 токарно-винторезных станков.

В 1916 году на станции Купино был проложен треугольник для оборота паровозов. Помещение дежурного по депо и канцелярия находились на угольном складе, а через год их перевели в вагончик, установленный на угольном складе.

В 30-е годы лучшие машинисты локомотивного депо Баженов и Огнянников доводят межпромывочный пробег до 18 – 19 тысяч километров. В 1936-1937 годах работники Купинского локомотивного депо П. Н. Андреев, А. Г. Болотов, Н. К. Мошков и И. К. Мошков были удостоены звания «классный машинист».

В 1939 – 1940 годах из промывочного ремонта стали выходить в месяц по 12-13 паровозов, а из подъемочного 3-4, в среднем в год соответственно 168 и 64 локомотива.

В 1939 году в депо было 87 , а в 1940 году 111 ударников труда. Многие из них были награждены нагрудными значками и другими знаками отличия.

К 1941 году приписной парк к началу войны состоял из 21 грузового паровоза и 7 пассажирских паровозов. Локомотивное депо так же располагало 2 дизелями, одним компрессором, вагранкой, 10 электромоторами.

В годы Великой Отечественной войны на фронт из Купинского локомотивного депо ушли 140 работников. Вместо ушедших на фронт мужчин в цеха и на паровозы пришли 95 женщин. В числе таких работниц были: Устинова, Баглаева, Федорова, Семичева, Лещенко, Руденко, Леоненко. Женщины осваивали в Купинском локомотивном депо самые разные профессии: 13 из них работали помощниками машиниста, 21 – кочегарами, 6 слесарями, 5 станочницами.

О самоотверженной работе сотрудников свидетельствуют показатели июня 1943 года: среднесуточный пробег паровозов при норме 279, фактически составил 284 км. За месяц текущий промывочный ремонт прошли 16 паровозов. Простой на промывке составил 14-15 часов, а на подъемке 4 суток. Из подъемочного ремонта вышло 9 паровозов, вместо положенных 8. В течение того же месяца машинистами Купинского локомотивного депо было проведено 90 тяжеловесных составов.

 Локомотивное депо, Купино.  

В 1943-1944 годах производительность труда Купинского локомотивного депо возросла по всем основным показателям: рабочие промывочного цеха отремонтировали за 1-е полугодие 73 локомотива, снизив простой паровозов в ремонте до 13 часов. У лучшего слесаря цеха подъемного ремонта Е. В. Даниленко выполнение нормы составляло 289 %. Токарь механического цеха Ю. А. Петраков, работая одновременно на 2-х и 3-х станках, довел выработку до 290- 300 %. Машинист пассажирского поезда А. Д. Парфенов довел техническую скорость состава до 42 км в час. При этом сэкономил за полугодие 55 тонн угля, снизив расход смазочных материалов на 9% против нормы.

Цех подъемного ремонта паровозов.

Приписной парк локомотивного депо станции Купино составлял в годы Великой Отечественной войны в разное время от 15 до 22 паровозов. Пассажирские машины серий С-у, составляющие основную часть железнодорожного парка, использовались как грузовые. Довоенные грузовые паровозы использовались для работы на главных магистралях страны и в прифронтовых районах.

В первые послевоенные годы вырос приписной парк локомотивного депо, он состоял: из 15 грузовых,  7 пассажирских и 3-х маневровых паровозов. Локомотивы были марок С-у, а с 1946 года их сменили паровозы серий Э-м. На маневровых работах по-прежнему оставались О-в, О-д.

В 50-е годы работники локомотивного депо регулярно перевыполняли план по ремонту паровозов: в 1959 году план промывочного ремонта составлял 280 локомотивов в год, а отремонтировано было 305; план по подъемному ремонту составлял 50 паровозов в год, в реальности было отремонтировано 70 паровозов.

В начале 60-х годов прошлого века локомотивное депо станции Купино было оснащено новыми локомотивами серии Л отечественного производства, ими же обслуживалась вся грузовая работа на участке Татарская – Карасук.

В 1973 году для коллектива локомотивного депо был построен 4-х квартирный жилой дом, который был сдан в эксплуатацию в январе 1977 года.

За отличную работу в локомотивном депо в 1972 – 1978 годах было поощрено 1840 человек. Они получили следующие награды МПС: знаки отличника соцсоревнования, почетные грамоты и ценные подарки.

В 4 квартале 1979 года, 4 квартале 1981 и 1 квартале 1982 года за перевыполнение государственного плана коллективу Купинского локомотивного депо трижды присуждалось переходящее Красное знамя управления железной дороги.

В 1986-1987 годах в локомотивном депо было внедрено 71 рационализаторское предложение, по которым был подсчитан экономический эффект на сумму 42,8 тыс. руб., в разработке рационализаторских предложений приняло участие 62 человека (Петраков С. Ю., Андреев Б. П., Давыденко А. А. и др.). В дальнейшем, локомотивное депо Купино не смогло пережить все социально-экономические проблемы 90-х годов и было закрыто к 1996 году.[4]

 

Старый вокзал г. Купино, фотография 1957 года.

Железнодорожное сообщение играло большую роль в экономическом развитии района. В 1935 году грузооборот ж. д. (ст. Купино) составлял 130,7 тыс. тонн, в том числе по прибытию 73,7 тыс. и по отправлению 56,9 тыс. тонн[5].

По мере развития движения на Западно-Сибирской железной дороге возник вопрос о создании вагоноремонтного депо. В 1935 году приказом НКПС №171/Ц в качестве одной из важнейших задач было поставлено создание производственно-технической базы для ремонта вагонов. В этом году по всей территории страны в эксплуатацию вводилось 200 вагоноремонтных пунктов, в том числе вагоноремонтный пункт (ВРП -8) в Купино. Первоначально он был подчинён Славгородскому отделению дорог и службе вагонного хозяйства Омской железной дороги, в дальнейшем вагонное депо станции Купино перешло в подчинение Карасукскому отделению дороги и службе вагонного хозяйства Западно-Сибирской дороги.  В момент организации в распоряжении Купинских железнодорожников были только механическая мастерская с небольшой кузницей, компрессорная, котельная и складское помещение.

В 50 – 60 годы в вагонном депо работали такие  рационализаторы как: Бояршинов Федор Михайлович, Макагон Андрей Ефимович, Нетаев Михаил Николаевич и др. В 1954 Купинское вагонное депо было награждено переходящим Красным знаменем Славгородского отделения железной дороги. 

Строительство и расширение вагоноремонтного и локомотивного депо привело появлению новых улиц вблизи них. Большинство рабочих проживало на таких улицах: как Деповская, 1-я и 2-я Вокзальная, Куйбышева.

В 1982 году Купинскому вагонному депо было вручено переходящее Красное знамя по итогам отраслевого Социалистического соревнования среди предприятий МПС, по итогам 4 квартала 1982 года. В 70-80-е годы многие работники ВЧД (16 человек) были награждены правительственными наградами: Божков Александр Давыдович награжден орденом Трудового Красного знамени; Харькин Геннадий Иванович – знаком «Почетный железнодорожник»; Павлов Анатолий Константинович – орденом «Славы III степени»; Дегтярёв Михаил Иванович – знаком «Почетный железнодорожник», Зеленин Моисей Георгиевич награждён орденом «Славы III степени». Это всего лишь небольшой фрагмент истории Купинского вагоноремонтного депо.

В 1990-2000 г.г. происходит дальнейшее техническое оснащение вагонного депо, усовершенствование системы ремонта вагонов. В 2006 году  - на территории вагонного депо возведен новый санитарно-бытовой корпус.

18 июня 2008 года  компания «Трансойл» стала собственником ремонтного депо "Купино", выиграв торги, организованные ОАО «РЖД». 22 июля 2008 года  образовано ООО «Вагоноремонтная компания «Купино». С этой даты открывается новая страница в жизни предприятия.

В июле 2011 года Вагоноремонтная компания "Купино" отметила трехлетие своей деятельности в новом качестве – независимого коммерческого предприятия. За это время в развитие депо вложено более ста миллионов рублей: закуплено новое высокотехнологичное оборудование, реконструирован санитарно-бытовой комплекс, созданы офисные помещения, благоустроена территория, запущен участок по подготовке вагонов в ремонт и многое другое.

В феврале 2013 года – по результатам работы в 2012 году, ООО «Вагоноремонтная компания «Купино» удостоена высокого звания лучшего производственного предприятия Купинского района Новосибирской области.

В марте 2013 года в вагоноремонтной компании «Купино» началась модернизация и переоснащение цехов, согласно последним научным разработкам. В качестве партнера реализации программы выбран Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта (г. Омск).

В июле 2013 - ООО "Вагоноремонтная компания "Купино" отметила свое пятилетие, был организован праздник на стадионе «Олимп» г. города Купино. Всего за 5 лет работы компании было отремонтировано свыше 24,5 тысяч единиц грузового подвижного состава, принадлежащих различным операторам железнодорожных грузоперевозок. ООО "Вагоноремонтная компания "Купино" инвестирует деньги в социальную и культурную сферу, благодаря компании был построен крытый каток.

8августа 2015 года состоятся большие праздничные мероприятия, посвященные 100-летию прибытия первого поезда в Купино.

При подготовке статьи использовались статистические данные, воспоминания железнодорожников, материалы сайта вагоноремонтная компания Купино // http://depo-kupino.ru/about/news/; материалы Карасукского краеведческого музея.  

Примечания:

1.В. П. Вощинин. На сибирском просторе. СПБ; 1912. С. 26.   

2.ИАОО Ф.272 оп. 2 д.99.

3.Там же. Д. 99.

4. Железные дороги СССР. Энциклопедия.

5. Купинский район.//Западно-Сибирский край. Города и районы. Новосибирск; 1936.

Приложение.

Исторический архив Омской области.  Ф.272 оп. 2 д.99.

ДЪЛО 1915 года

По описи № 91

Омскаго

жандармского полицейскаго управленiя

желъзныхъ дорогъ.

 

О постройкъ К У Л У Н Д И Н С К О Й ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ,

ТАТАРСКАЯ-СЛАВГОРОДЪ.

Начато 21 апреля 1915 года.

Кончено _______ 1916 года.

 

    УПРАВЛЕНИЕ

К У Л У Н Д И Н С К О Й             Приказ № 38

   ЖЕЛЪЗНОЙ ДОРОГИ.

17-го Iюня 1916 года                              По всъмъ Службам и Отделамъ

          г. Омскъ.

На участкъ Татарская-Купино съ 22 июня с.г.  и на участкъ Купино-Карасукъ – со дня, о которомъ послъдует особое распоряженiе, - вводится нижеслъдующее расписание товаро-пассажирскихъ и дополнительных (товарныхъ и рабочихъ) поъздов временного движенiя:

Отъ Татарской до Купино и Карасука.

(Четное направление)

Расстоние

в верстах

Родъ, №№ подъездов и названiя станцiй

Петроградское время

Скрещение, обгон и пропуск поъздовъ

последовательное

Между станциями

 

Въ пути

Прибытiе

Стоянка

 Отправленiе

 

 

 

Товаро пассажирскiй п. № 22

Ч.

 

М.

Ч

М

Ч

М

Ч

М

 

0

39

Татарская-Кулундинск

-

-

-

-

-

утра

2

00

 

39

25

Р. Табулга

1

57

3

57

-

05

4

02

 

64

25

Чистоозерное

1

15

5

17

-

30

5

47

Скр.п. № 41

89

25

Р. Шипицино

1

15

7

02

-

05

7

07

------------43

121

32

Купино

1

37

8

44

2

16

11

00

,, ,, ,,       21

157

36

Баганъ

2

24

1

24

--

16

1

40

,, ,, ,,        41

205

48

Карасукъ

3

12

4

52

Веч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный п. № 42,44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Татарская-Кулундинск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. Табулга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистоозерное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. Шипицино

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баганъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карасукъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратно Товаро-пассажирский поезд был № 21, дополнительный № 41, 43

О дне открытия временного коммерческого движения на участке Купино-Карасук и назначении  на этом участке в ежедневное обращение поездов №№ 22 и 21 будет объявлено особым распоряжением по телеграфу.

Дополнительные же (товарные и рабочие) поезда по расписаниям п.п. №№ 41,43,42 и 44 назначаются распоряжением г. Начальника Эксплуатации или лицом, им на это уполномоченным, по мере надобности  для хозяйственных работ и в зависимости от количества предъявленного к отправлению частного груза.

Алексей Овчинников

 

Добавить комментарий

Target Image