В Новосибирской классической гимназии № 17 состоялись XV открытые Тихомировские Чтения.
Научно-практическая конференция проходила в рамках XXIX Новосибирских Рождественских образовательных чтений, тема которых «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».
Проект родился 15 лет назад благодаря исследованию судьбы одного из инженеров, основавших город Новосибирск, Николая Михайловича Тихомирова. Он руководил строительством участка Великого Сибирского пути Уфа–Златоуст–Кривощеково, последнего пролета моста через Обь и собора во имя св. благоверного князя Александра-Невского. Отсюда и название чтений – Тихомировские.
Организатор и инициатор проведения Чтений – МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17». Учредителем Чтений является Министерство образования Новосибирской области при поддержке Новосибирской митрополии РПЦ и департамента образования мэрии города Новосибирска.
Участники чтений – учащиеся 6-11 классов школ, гимназий, лицеев города Новосибирска и Новосибирской области. С каждым годом их количество растёт. В этом году в Тихомировских чтениях приняли участие более 100 обучающихся из более 60 образовательных организаций города и области.
В 2025 году Тихомировские чтения проходили в очно-заочной формате. Участники из отдаленных районов Новосибирской области выступали со своими исследовательскими проектами в онлайн-режиме. Однако многие школьники, вместе со своими руководителями, не побоялись ни морозов, ни дальних расстояний и защищали свои работы на площадке Новосибирской классической гимназии № 17.
Более десяти лет участниками и друзьями Тихомировских чтений являются школьники города Барабинска, которые и в этом году приехали, чтобы лично представить свои исследовательские работы.
Самыми активными школами Новосибирска оказались: МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17», МАОУ «Лицей № 159», МБОУ СОШ № 27», МБОУ СОШ № 76, МАОУ ИЭЛ имени Александра Гараничева, МБОУ «Лицей №136», МАОУ СОШ № 109, которые представили исследовательские работы обучающихся в несколько секций.
До начала мероприятия участники Тихомировских чтений прослушали лекцию «Первый вуз Новосибирска и формирование системы вузов в городе в годы первых пятилеток» доктора исторических наук, профессора Академии военных наук, эксперта РАН Кокоулина Владислава Геннадьевича.
Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Артёмович Голодяев рассказал «Как отмечали Рождество и Новый год в Новосибирске».
Торжественное открытие Тихомировских чтений состоялось в актовом зале гимназии.
С приветственным словом к собравшимся обратилась директор Новосибирской классической гимназии № 17 Нина Демьяновна Кляшторная. Она пожелала участникам Тихомировских чтений интересных открытий, дискуссий, встреч с единомышленниками.
Участников Тихомировских чтений приветствовал научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Артёмович Голодяев. Он поделился воспоминаниями об учебе в этой школе, которая раньше носила номер 132.
Сотрудник общеепархиального духовно-просветительского центра, священник Валериан Давыдов напомнил, что приближается Рождество, а в рамках подготовки к этому празднику в Новосибирске проходят Рождественские образовательные чтений и как их составляющая – Тихомировские Чтения. Он пожелал участникам Чтений узнать что-то новое, обогатиться этими знаниями и найти им применение в будущей жизни.
Идейным вдохновителем Тихомировских чтений и их организатором является учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель РФ, руководитель школьного краеведческого музея «У истоков города» Яковлева Людмила Демьяновна.
В напутственном слове к участникам она отметила:
– Самое ценное в Тихомировских Чтениях – это мощное общение всех участников процесса: и школьников, и педагогов, и организаторов за «кадром», еще во время подготовки к конференции. Тихомировские Чтения нас сближают, это единое пространство, где есть место и лингвистам, и историкам, и краеведам, которые занимаются экологическими проблемами. Дети заявляют о проблеме и ищут из неё выход. Какой бы секция ни была – везде мы видим духовно-нравственные аспекты. Святитель Филарет писал: «Чисто сердце, светел ум». Я желаю, чтобы Тихомировские Чтения стали стартовой площадкой для многих из вас, чтобы в будущем вам захотелось написать книгу, создать проект, которые сказали бы новое слово в науке, культуре.
Программа Чтений направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к истории России, своего края, к отечественному культурно-историческому наследию; духовно-нравственного воспитания школьников.
На Тихомировских Чтениях работали секции: «Православная культура», «История», «Моя семья в летописи страны», «Литературное краеведение», «Краеведение», «Филология», «Цифровая этика и медиаобразование», «Человек и общество», «Экологическое краеведение». Самыми многочисленными оказались секции «Краеведение», «Моя семья в летописи страны» и «Филология», которые были разделены на две подсекции.
В рамках Краеведческой секции доклады были посвящены теме острогам новосибирского Приобья, особенностям педагогического подхода преподавателей Новониколаевской женской гимназии, мемориальным комплексам, истории возникновения и исчезновения многих населённых пунктов Новосибирской области. Особый интерес вызвало выступление Зайцевой Надежды из Казачемысской школы Татарского района «Семейная реликвия-икона как исторический источник по Русско-японской войне».
Любители «Литературного краеведения» изучали творчество поэтов и писателей Новосибирской области: М. Щукина, Е. Мартышева, Н. Александрова.
Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны, Сергиево-Казанский храм Краснообска, православные традиции в жизни сибирских крестьян интересовали участников секции «Православная культура».
В секции «История» участники Тихомировских чтений обсуждали героические подвиги наших земляков и нашего народа во время Великой Отечественной войны, историю огнестрельного оружия, депортацию немцев Поволжья в Сибирь.
Выступления участников Тихомировских чтений оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли преподаватели новосибирских вузов, священнослужители, сотрудники библиотек, музеев и других социальных институтов города.




































Добавить комментарий