Я весь — порыв. Я весь — исканье.
Далек мой Бог. Суров мой путь…
Г. Вяткин
25 (13 по ст. стилю) апреля — день рождения поэта, прозаика, публициста, литературоведа Георгия Андреевича Вяткина.
Родился он в 1885 году в Омске, в семье старшего урядника омской казачьей станицы. В конце XIX в. Вяткины переезжают в Томск. Георгий учится в церковной школе, а в 15 лет уже и сам преподает в сельской школе. В 1902 — 1903 гг. он учился в Казанском учительском институте, но был отчислен за эпиграммы на преподавателей. По возвращении в Томск работал в газете «Сибирская жизнь» корректором, репортером, фельетонистом.
Здесь же в 1900 году было опубликовано и первое стихотворение Г. Вяткина, которому было тогда всего 14 лет. А с 1905 года его произведения печатают многие российские журналы: «Сибирский наблюдатель», «Сибирские вопросы», «Сибирская неделя», «Сибирские записки», «Журнал для всех», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Современник», «Нива», «Летопись» и др. В 1907 году в Томске выходит первый поэтический сборник Г. Вяткина «Грезы Севера». А в 1917-м появляются сразу три его книги — «Опечаленная радость» и «Золотые листья» (Петроград) и «Алтай» (Омск). В 1912 г. Г. Вяткин удостаивается всероссийской литературной премии за лучший рассказ.
В 1914-1915 годах он живет в Харькове, работает в газете «Утро». Совершает путешествия по Финляндии, Польше, Алтаю. Идет Первая мировая война, и Г. Вяткина призывают в армию, где он служит в санитарных частях Северного фронта вплоть до революционного 17 года. Октябрьский переворот Г. Вяткин не принял. Он возвращается сначала в Томск, а осенью 1918 г. оказывается в Омске, который к этому времени становится российской столицей. Адмирал Колчак приглашает Г. Вяткина на работу в отдел газетных обзоров, и в качестве корреспондента поэт сопровождает Верховного главнокомандующего в его поездках на фронт. Помимо того, активно участвует в издании журналов «Единая Россия», «Возрождение», «Отечество», читает в колчаковских войсках лекции о русской литературе. В 1919 г. Г. Вяткин становится членом Всероссийского географического общества.
После разгрома Колчака Г. Вяткин бежит с адмиралом в Иркутск. Здесь его арестовывают и возвращают в Омск. Но приговор военного трибунала оказался неожиданно мягким — поражение в выборных правах. Г. Вяткин продолжает много работать в газетах и журналах, писать. Но пишет в основном о природе, далекой российской истории. С большевиками ему по-прежнему не по пути.
В 1925 году Г. Вяткин переезжает в Новониколаевск. Отныне его жизнь тесно связана с журналом «Сибирские огни», Союзом Сибирских писателей, одним из организаторов которого он был, и Сибирской советской энциклопедией, для которой им написано целый ряд статей на разные темы.
Новониколаевск-Новосибирск стал последним пристанищем Г. Вяткина. В 1937 году его арестовали по надуманному обвинению в контрреволюционном заговоре.
27 декабря 1937 года Г. Вяткин был расстрелян.
Георгий Вяткин принадлежал к тому типу универсальных творческих личностей, которые ярко проявляются в самых разных ипостасях. Автор многочисленных стихов и поэм, повестей и рассказов, очерков и статей, литературоведческих исследований и эссе, щедро рассыпанных по страницам российской литературной периодики первой трети XX века, нескольких поэтических книг, он еще до революционных событий 1917 года был сложившимся во всех отношениях писателем и одним из самых признанных поэтов Сибири.
Начало его творческого пути совпало со временем расцвета русского декаданса. Самыми модными тогда были поэты-символисты. Хотя еще достаточно мощно звучал и русский реализм. Молодой Вяткин живо воспринимал оба этих течения. Он вообще жадно впитывал все, что было талантливо. Естественно, что и лирический герой раннего Вяткина — типичный человек своей эпохи, в котором смешались и неудовлетворенность жизнью, и жажда дела, и неясность пути, но при этом — и любовь «ко всему, что живет и цветет на земле». Оптимизм такого рода декадентам был не свойственен, и здесь Вяткин с ними заметно расходился. В одном из писем он пишет: «Литературные влияния шли в следующем порядке: в ранней юности — Надсон. Несколько позднее — Достоевский и Бальмонд, в более зрелые годы Пушкин, Чехов и Блок, после революции — Горький и Роланд». Однако, несмотря ни на какие влияния, Георгий Вяткин оставался поэтом оригинальным и самобытным, тонко чувствовавшим слово. Да и влияния по мере творческого роста он успешно преодолевал.
Вяткин дореволюционного периода интересен был и как прозаик. В центре его рассказов русский интеллигент, который самоотверженно трудится в гуще народа и во благо его. Здесь слышны чеховские нотки, хотя и жизненный материал, и угол зрения художника — совершенно свои, незаемные.
Переломный 17 год вызвал в душе Вяткина противоречивые настроения. До этого поэт мечтал об очистительной буре. И вот она грянула, но настроение поэта изменилось на противоположное («Пусть мечется черная буря! // Но все исцелит тишина»). Случилось это, наверное, не оттого, что Вяткин — выходец из среды старой мелкобуржуазной интеллигенции (если к ней вообще можно отнести казачьего урядника и швею, коими являлись его родители) — растерялся (по версии официального советского литературоведения) перед лицом больших социальных потрясений, а скорей потому, что он воочию убедился, насколько разрушительны и беспощадны силы «всеочистительной грозы». Ее «дым и пламень», «кровавый мрак и пыль» не оставляли, по его убеждению, места даже для «клочка лазури и детского смеха».
Если в дореволюционный период поэтический диапазон Вяткина ограничивался преимущественно лирикой, то в дальнейшем он значительно расширяется. Вяткин создает, в частности, две крупные исторические поэмы: «Франциск Ассизский» и «Сказ о Ермаковом походе». Если в первой довольно еще сильны излюбленные мотивы его лирики (правда, чувство любви ко всему живому и ненависть к аскетизму поэт выражает не через лирического героя, а через исторического персонажа — религиозного полуеретика XIII века), то вторая вещь по-настоящему эпическая. «В сказе о Ермаковом походе» речь идет об одном из важнейших моментов сибирской истории. Поэму пронизывает мысль о том, что завоевание и присоединение Сибири к России — дело народное, что именно народ стал не только активным его исполнителем, но и душой.
К середине 1930-х годов Вяткин отходит от поэзии и полностью переключается на прозу. Последним и крупнейшим его прозаическим произведением становится роман «Открытыми глазами», посвященный происходившим в Советской России того времени социальным процессам. Интересно, что в этой во многом автобиографической вещи Вяткин фактически предугадывает свою судьбу — будущий арест и расстрел. Отношение к роману у современников было неоднозначным, тем не менее, он стал заметным фактом в литературной жизни Сибири 1930-х годов.
Георгий Вяткин был не только литератором, работавшим почти во всех жанрах, но и неутомимым просветителем и пропагандистом русской культуры, имевшим у коллег-писателей огромный авторитет. Он поддерживал тесные творческие связи с Горьким, Блоком, Буниным, Роланом, другими выдающимися писателями.
Георгий Андреевич Вяткин трагически погиб в расцвете творческих сил и на десятилетия был вычеркнут из культурной и литературной жизни. Сегодня он возвращается к российскому читателю…
Алексей Горшенин
Добавить комментарий