Во все времена родители стремились быть оригинальными в выборе имени для своего младенца.
День защиты детей, приходящийся на первый день лета, был очень популярен в Советском Союзе. Традиции эти сохраняются до сих пор. Ребятишки с нетерпением ждут своего праздника, чтобы порадоваться началу лета, началу самых длинных школьных каникул, поучаствовать в конкурсах и получить призы. А между тем, 1 июня — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года.
Первый Международный день защиты детей был проведен в 1950 году. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности.
От кого же и от чего нужно защищать детей? Увы, по большей части — от взрослых. Их черствости, высокомерия и... глупости. Взять хотя бы первые дни жизни ребенка, когда любящие родители дают ему имя. В дореволюционные времена всё было просто: заглянут в святцы, найдут ближайший день какого-нибудь святого — в честь него и назовут. Вот вам Иваны, Фёдоры, Акулины, Анны, Марии.
«Только имечко похлеще подберите»
Всё изменилось в 20-е годы, когда вся страна была брошена на борьбу за красный быт. Естественно, и имена у юного поколения будущих большевиков, по мнению партии, должны были быть революционными. О крещении младенцев в церкви не могло быть и речи. На смену крестинам пришел новый обряд. Но чтобы не сильно пугать родителей, всё еще «одурманенных религией», название сохранили старое, добавив лишь слово «красные». Теперь всё было понятно: «красные крестины», «крестины по-советски», «октябрины» — кому как нравилось.
В начале 20-х эти показательные мероприятия с угощениями, плясками, играми, пьесами и декламациями проходили по всей Сибири. Иногда в разговоре можно было услышать: «Вчера в клубе новорожденного октябрили». Сценарий революционных крестин был везде примерно одинаковым. Своеобразное шоу проходило строго по своим законам и правилам. В клуб стекалось огромное количество народа, чтобы поглазеть и поучаствовать в выборе имени ребенка. Вначале все регистрировались у регистрационного стола. Затем располагались в зале. Занавес поднимался. На сцене под красными знаменами заседал президиум в составе представителей ЗАГСа, руководителей партии и комсомола. Под марш, исполняемый духовым оркестром, входили родители «с юными коммунарами на руках». Звучал Интернационал. Затем начинались речи. На повестке дня обычно было два вопроса: доклад о новом быте и новых обрядах и сам обряд «крещения».
Родители заверяли присутствующих, что они «не желают видеть своих детей жертвами религиозного фанатизма». Затем приступали к выбору имени новорожденного. Вначале отец ребенка предлагал имя, которое выбрали они с женой. А дальше шло голосование. Если имя не утверждалось, то присутствующие в зале выкрикивали свои варианты имен — обязательно революционные, современные, актуальные.
Девочек любили называть Майями — в честь пролетарского мирового праздника 1 Мая, Розами — в честь Розы Люксембург, Революциями, Марсельезами, Пальмирами, Мартами. В Красноярске, например, появилась Идея. В напутственном слове родителям сказали: «...Пусть оно служит светочем в ее жизни. Потом вы ей расскажете о том тяжелом тернистом пути, который прошел пролетариат во главе с коммунистической партией в борьбе с международными угнетателями за светлые идеи социализма».
Мальчишек в те времена звали Спартаками, Красномирами, Октябрями, Марксами, Кимами, Трудами. Однажды даже на свет появился Гений по фамилии Восстанский — в честь восстания рабочих в 1919 году. Часто безграмотные, забитые родители полностью полагались на волю зала.
— Это чтоб к моему рабочему дитяти да долгогривый поп касался?! Ни в жисть! Уж лучше коммунисты. Вверяю вам, товарищи! Только уж имечко похлеще подберите.
— То есть как это похлеще?
— А чтоб от дитяти моего революцией пахло.
— Владимиром — хорошо?
— Что собрание скажет. Мое дело вам принести было.
Ребенок заплакал. «Ишь, обрадовался», — усмехнулся один старик из зала», — так писала об октябринах новониколаевская газета «Путь молодежи». Удивительно, как маленькие дети выдерживали очень длинные речи, напутствия, поздравления, гром аплодисментов и постоянное звучание Интернационала.
После того, как имя было выбрано, обряд продолжался дальше. Младенца брал на руки председатель РКСМ — в знак того, что в будущем ребенок будет комсомольцем. Тут тоже не обходилось без речей. Поздравляли «крестные отцы» — обычно старые большевики. Снова грамоты, напутствия, подарки. Малышу и малышке на одеяльце прикалывали маленький значок с надписью: на одной стороне — КИМ (Коммунистический Интернационал молодежи), на другой — имя новорожденного и дата рождения. Радостные родители благодарили партию за заботу и обещали «взрастить своих детей для коммунизма и профсоюзов». Идейное же воспитание поручали комсомольским и партийным ячейкам.
Со сцены звучали лозунги: «Долой темное прошлое, долой религиозный дурман и все поповские обряды!», «Да здравствует мировой Октябрь, указывающий новый светлый путь!», «Да здравствуют красные октябрины!»
Одну девочку так и назвали — Октябриной. Зашедшая в гости попадья не выдержала и сказала: «Ну и имечко же дали — и не собачье, и не кошачье...» За что бабушка внучки выгнала попадью из дома. В газете все восторгались поступком бабушки.
Однако в обществе постоянно разгорались споры: одни были двумя руками за очень удачное агитационное средство, другие отказывались «крестить детей в коммунисты». В итоге страдали дети. Каково им было жить Серпами и Молотами, Революциями и Диктатурами...
В 30-е годы дочурки стали Промышленностью, а сыночки — Тракторами.
Не назвать ли нам мальчика Гусом?
В XXI веке тоже разрешается называть свое дитя любым имечком, которое в голову придет, но только не цифрами. Можно даже пользоваться двойным, но родители почему-то к такой уловке не прибегают. А зря. Одно имя, какое-нибудь экзотическое, — для себя, а второе — традиционное — для ребенка.
«Оригиналов» хватает и в наше время. В 2005 году в Новосибирской области появились Антоний, Матфей, Ланселот, Евангелина, Лукерья, Забава, Аксинья, Констанция. В прошлом году в Калининском районе девочку назвали Весной. А в Черепановском (сразу после победы сборной России по футболу над голландцами) родители-болельщики назвали новорожденного Гусом — в честь главного тренера сборной Гуса Хиддинка.
В моде сейчас старославянские, библейские или иностранные имена: Злата, Евдокия, Таисья, Устинья, Марта, Евангелина, Дормидона, Глафира — у девочек, а у мальчиков — Серафим, Богдан, Елизар, Влас, Савелий, Марк, Елисей, Платон, Ставр...
Одно время, наглядевшись мексиканских и бразильских сериалов, мамочки называли своих дочек Марианна, Мария, Эстер... К счастью, сейчас это помешательство как-то проходит...
Большинство родителей в последнее время в Новосибирской области именовали своих отпрысков Анастасиями, Дашами, Виками, Галинами; мальчиков — Артемами, Александрами, Никитами. Все просто и понятно. Хотя и здесь тоже надо знать меру. Представляете, каково будет вашей дочери быть в классе пятой, например, Настей или Дашей... А уж с экзотикой и того хуже. Работники ЗАГСа рассказывают, что, уже будучи взрослыми, многие новосибирцы меняют свои неординарные имена на самые простые. В 2007 году желающих сменить имя, фамилию или отчество насчитывалось 861 человек, а в 2008-м — уже 1051.
Так что детей наших есть от чего защищать. Хотя бы от данного родителями странного имени...
Автор: Людмила КУЗМЕНКИНА
Добавить комментарий