Туризм или бродяжничество?

27 сентября – Всемирный день туризма.

Всемирный день туризма отмечается ежегодно 27 сентября. В России в 2016 году он проходит 34-й раз. Цель праздника – пропаганда туризма, развитие международных связей.

Праздник берет начало в 1979 году. В городе Торремолинос (Испания) прошло заседание Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации. По ее итогам было принято решение учредить Всемирный день туризма. За короткое время он получил широкую популярность во многих странах мира. В Советском Союзе событие начали справлять в 1983 году.

Бум туристического движения в Сибири пришелся на конец 20-х годов. В феврале 1928 года по инициативе членов Общества изучения Сибири и ее производительных сил была создана комиссия для организации в Сибирском крае отделения Российского общества туристов. 27 июня в Новосибирске состоялось общегородское собрание туристов, на которое прибыли делегаты из Томска, Барабинска, Каинска. Оставалось только юридически оформить краевое отделение РОТ. Это удалось сделать не сразу. Лишь в октябре 1929 года бюро Сибкрайкома ВЛКСМ утвердило персональный состав краевого бюро туристов и ввело оплачиваемую штатную единицу. В это время шел процесс организационного оформления туристического движения. Лишь в 1930 году окончательно сформировалось Общество пролетарского туризма и экскурсий под руководством краевого Совета.

В начале многие не понимали значения термина «туризм». На Сибирской краевой конференции пролетарских туристов отмечалось, что «все себя называют туристами, но не знают с чем его едят». Лишь позже туризм приобретет массовый характер, и наши родители и бабушка с дедушками с гордостью будут показывать значок «Турист СССР» и рассказывать, как они покоряли горные вершины и сплавлялись по бурным рекам.

А тогда все еще было впереди...

На свою первую конференцию со всех уголков Сибири собралось 90 человек. Нужно было заслушать доклады о прошедших путешествиях, разработать план работы на будущее. К сожалению, все признали, что туризм не является еще массовым движением и дела с его организацией обстоят плохо. Взять, к примеру, лыжный пробег Омск — Москва. В нем принимали участие военные. Команда вышла неподготовленная, без тренировки. Когда выехали, никому не сообщили. Искали их целую неделю... Вернулись «разбитые в больные ребята».  

На конференции сделали вывод, что пионерские и комсомольские организации на туризм не обращают никакого внимания: «мол, подождет, еще не захватило». А в деревнях о нем вообще не слышали, и ничего не знают. Неудачей закончилась попытка в 1927 году организовать в Бийске окружное бюро туристов. В 1928 году на Алтай отправили первую группу, но она распалась по дороге, «потому что там попали чуждые элементы, и ребята голодали». По мнению участников конференции, «туризм нужно внедрять в массы, шире использовать обеденные перерывы, проводя беседы на темы туризма».

Нужно заметить, что в это понятие в начале 30-х вкладывали несколько иное значение, чем сейчас. Сегодня туристы путешествуют себе в удовольствие. А тогда должны были еще образовывать и воспитывать других. В peзoлюции конференции говорилось: «Пролетарский туризм главной целью ставит общественно-политическое воспитание масс, ознакомление их с производительными силами страны, с ходом социалистического строительства, содействует наглядному усвоению коренных вопросов строительства, приближает беспартийные массы к партии, комсомолу. Туризм способствует изжитию национальных предрассудков, вносит элементы военизации, укрепляя оборону страны. Общественная работа туристов в пути способствует коммунистическому воспитанию участников путешествия, укрепляет здоровье, дает наилучший отдых».

Туристы должны были не просто «бродяжничать, а вести работу среди населения.

Особенно большие надежды возлагали на московских туристов – они из столицы им есть что рассказать сибирякам. Перед московским советом ставилась конкретная задача – «отправляющиеся в Сибирь группы накачивать общественно-политическими заданиями». Однако на деле москвичи надежд не оправдали. Они ничем не отличались от остальных групп, «разве только ломали мосты на Алтае, цены набивали на плоты, продукты, равняясь по московским ценам и располагая другими суммами, а нашим ребятам было туговато».

Один из выступающих резко подверг их критике: «Все московские туристы едут просто жир накапливать, они аполитичны».

Планов на будущее было много. Прежде всего – вести пропагандистскую работу, главный тезис которой – «Страна должна знать о Сибири». Для этого необходимо было строить туристические базы, прокладывать новые маршруты. Например, на север – «ведь там проводились большие исследовательские работы».

У штаба СибВО на туризм был свой взгляд. Он предлагал туристическое движение увязать с обороной страны, с военным делом. «В Сибири мы имеем много местностей, где были боевые сражения в эпоху Гражданской войны. Эти места боев нужно изучать. Можно собирать военно-исторические запиcu. Туристы могут научиться разведывать ту или иную местность, поселки, села – все это воспитывает нужные качества».

Людмила Кузменкина

Фото с сайта: http://my-calend.ru/holidays/vsemirnyy-den-turizma

 

 

Добавить комментарий

Target Image