дальневосточная футуристич. группа с таким названием начала складываться во Владивостоке в 1919. Организационно оформилась в 1921 в Чите, куда чл. группы переехали в связи с образованием буферной Дальневост. республики. В группу входили литера-торы Н. Насимович-Чужак, Н. Асеев, С. Третьяков, О. Петровская, В. Силлов, П. Незнамов (Лежакин), а также художники В. Пальмов и М. Аветов. С июня 1920 по инициативе Приморского крайкома РКП(б) во Владивостоке начал выходить ж. «Творчество» (ред. Н. Насимович-Чужак), задуманный как «журнал литературы, искусства и социального строительства». Ж. печ. статьи Ленина, документ. материалы о зверствах японских интервенов.
Здесь впервые было рассказано об обстоятельствах гибели С. Лазо. У ж. были кор. в разных дальневост. городах. Вокруг ж. и начали объе-диняться будущие чл. одноименной группы, профессиональные художники и писатели, все теснее связывающие свою судьбу с нар. борьбой против интервентов, чем существен-но отличались от дорев. футуристов, как и стремлением создать иск-во, отвечающее духу времени. Соответствовали этому и эстетич. теории группы, оформившейся в Чите, предвосхитившие лефовскую теорию иск-ва жизнестроения.
Группа установила связь с Сов. Россией и В. Маяковским. Она очень много сделала для пропаганды творчества поэта. В ж. «Творчество» были опубл. его поэмы «Облако в штанах», «150 000 000», «Мистерия-буфф» и ряд стихов, статьи об его творчестве. Да и в поэзии чл. группы этих лет заметно равнение на Маяковского. Как и он, поэты «Творчества» упорно работали над словом, используя язык улиц и площадей, ориентируясь на массового демократич. читателя. Новое иск-во пропагандировалось на массовых лекциях-митингах, которые проходили в самом большом помещении Читы - зале Учредительного собрания - и были очень бурными. Там же, в Чите, в 1921 появились Дальневост. мастерские Искусствостроения (Искусстварь), созданные для повсед. целенаправленной работы по пропаганде нового иск-ва. Здесь работало несколько секций, заслушивались доклады, организовывались выставки, конкурсы и т. д. Искусстварь привлек внимание читинцев, но просуществовал недолго. В обл. живописного иск-ва у «Творчества» также шли различные поиски и начинания. Яз. времени был у них преимущ. плакат. Художники оформляли митинги, траурные шествия, самодеят. спектакли. Их иск-во носило в осн. прикладной характер. Под влиянием общей переориентации иск-ва чл. группы активно пропагандировали в Чите идеи производственничества. В основе производственнических идей «Творчества» лежали идеи переустройства быта и материальной культуры, близкие дизайнерам ЛЕФа.
За время своего существования группа «Творчество» издала несколько сб. В 1921 в Чите выходит документ. кн. «Неравнодушные строки», посвященная памяти С. Лазо, В. Сибирцева и др. жертв японских интервентов и белогвардейцев. Через год там же появляется сб. «Сибирский мотив в поэзии» со статьями Н. Чужака, Н. Асеева, стихами Д. Бурлюка и С. Третьякова. Кроме того, в 1919 - 1922 литераторами Читы было изд. несколько поэтич. сб.: «Пестрые щупальца», «Слова и пятна», «Художественные арабески», «Первое мая», «Цветостепь» и др.
Деятельность группы вызывала споры, порой критику, объектом которой чаще всего становился Н. Насимович-Чужак. В августе 1922 вслед за Н. Асеевым, покинувшим Читу по приглашению А. Луначарского, группа переехала в Москву.
Почти в полном составе она вошла в ЛЕФ - лит. группировку В. Маяковского.
Лит.: Трушкин В. Дальневосточная группа «Творчество». // В. Трушкин. Литературная Сибирь первых лет революции. -Иркутск, 1967; Очерки русской литера-туры Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2.; Азьмуко Л. Группа «Творчество». // Литературная Сибирь. Критико-биобиблиогр. словарь писателей Восточной Сибири. - Иркутск, 1986. Т. 1.