В разгаре один из любимых русских праздников, знаменитый обряд, продолжающийся целую неделю, - Масленица. Ее происхождение затерялось в глубокой древности, когда люди поклонялись солнцу. Отсюда и круглые горячие золотистые блины, представляющие как бы миниатюрные изображения нашего светила. Куприн писал в свое время: «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Масленица не обходилась и без жертвоприношения. Когда-то давным-давно изготавливали огромную смешную и страшную куклу – древний священный образ божества. Сначала ее с почестями водили по деревне, а затем разрывали на части, жгли на костре, топили в воде. Этот обряд был связан с идеей возрождения плодоносящих сил природы. Через жертвоприношение и смерть. Рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.
Позже стали сжигать в последний день праздника чучело Масленицы. За околицей устраивали большой костер. Давали чучелу блин, после чего «Масленицу» сжигали, бросая в костер и блины, как символ будущего плодородия. Символ зимы уничтожался для того, чтобы его сила воскресла весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник. Христианская церковь пыталась искоренить этот языческий праздник, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования. Раньше он продолжался четырнадцать дней.
Сейчас Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье с карнавалами ряженых, ездой на тройке с бубенцами, сжиганием чучела зимы, катанием на санках с гор. Люди просто весело провожают зиму.
По традиции каждый день Масленицы что-либо обозначает.
Понедельник - встреча. В этот день делали из соломы чучело Масленицы и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где катались на санках.
Вторник - заигрьш. Начинались развлечения: ряженые, театральные представления, катание на тройках.
Среда — лакомка. Во всех домах начинали угощать блинами и другими яствами. На улицах появлялись торговые палатки, где были блины, сбитни, каленые орехи, медовые пряники, чай.
Четверг - разгул (перелом, широкий четверг), середина игры и веселья. Знаменитые кулачные бои.
Пятница - тёщины вечера. Тещи устраивали пир для своих зятьев. В некоторых, местностях «тещины блины» происходили в среду, тогда в пятницу зятья устраивали «тещины вечёрки» — приглашали на блины. Званая теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Если зять не уважит тещу, то это считалось бесчестием и обидой, и служило поводом к вечной вражде.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки, принимали у себя родных.
Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день. В этот день все приветствуют друг друга поцелуем и просят прощения: «Прости - меня». Второй отвечает: «Бог тебя простит».
После Масленицы начинался Великий пост – семь недель строгости, святости, воздержания.
Однако в 20-е годы Масленица в представлении комсомольцев выглядела немного иначе. На праздник они распевали такие песни:
Милка пляшет, ручкой машет,
Песни напеваючи:
Все про масленку расскажет,
Нос не задираючи.
По старинному укладу,
В маслёнку катаются
Водку дуют до упаду,
Сами в бога лаются.
Напекут блинов на масле,
Пивом опиваются
И, нажравшись до отвала
Животами маются.
Запрягут в кошевку коней
И по улице айда,
Руки-ноги поломают,
Лишь бы «масленка » была.
После этой процедуры
Часто так случается,
Что работника семья
Одного лишается.
Так всегда было начало:
С водки, песен и езды,
А потом пускали в дело
Кулаки, стяги, ножи.
Больше всех их попадало
Женушкам-молодушкам,
С пьяным мужем горевали
Бедные головушки.
Меня маменька ругала,
Что я в церковь не хожу,
Все свободные минутки
В комсомоле провожу.
Снежки пали, снежки пали,
Пали, да растаяли,
Мы говенье с причащеньем
Кинули-оставили.
Расскажи, гармошка, правду
Ты о боге и Христе,
Запоем, ребята, песню,
Чтобы было веселей.
На долгие годы о Масленице забыли. Ей на смену пришли коммунистические праздники: 12 марта — низвержение самодержавия и 18 марта - День Парижской коммуны. Эти дни стали считаться выходными днями. И лишь спустя много лет народ опять вспомнил веселую, разгульную Масленицу.
(Использованы материалы книга В. Волиной «Зимние забавы».)
Подготовила Людмила Кузменкина
Добавить комментарий