Улица Богдана Хмельницкого

     Ежедневно, когда я иду в школу или, возвращаясь из неё домой, я любуюсь скульптурами, расположенными на улице Б.Хмельницкого. Это целая коллекция афишных тумб. Я заинтересовалась ими и захотела узнать по - подробнее об этих скульптурах. Я с учителем сходила к автору этих работ и многое узнала.

Скульптуры из металла на афишных тумбах по улице Богдана Хмельницкого в Калининском районе г. Новосибирска изготовлены по эскизам Геннадия Арбатского (архитектурно-художественная мастерская «Красная Горка»). Первый раз скульптуры появились здесь в конце 80-х годов и были сделаны из меди, что их и сгубило – все они были украдены в 90-е гг. и сданы на металлолом. Когда их нашли, это был уже действительно «лом цветных металлов». «Старателями» оказалась артель солдат-срочников, находившихся в увольнении и трудном материальном положении. Уголовное дело заводить не стали, а дали мастерской Г. Арбатского новый заказ (заказчик – администрация Калининского района). Нынешние скульптуры,  установленные в 2000-х гг., выполнены из чермета и не представляют «коммерческого интереса».

Архитектурно-художественная мастерская «Красная горка»  была  образована в  1981 году. Руководителем мастерской и автором работ является архитектор, художник, дизайнер Геннадий Арбатский. За эти годы накоплен богатейший опыт в работе с материалами, технологиями, художественной обработке  металла, камня, дерева и т.п. и было выполнено более 200 концептуальных, исследовательских и архитектурно-художественных проектов, из которых самостоятельно реализованы более 30 ансамблей и комплексов, содержащих около 1000 отдельных декоративно-художественных элементов в области формирования городской среды  Новосибирска, в т.ч.:  комплексное  архитектурно-художественное оформление ул. Б.Хмельницкого и прилегающих к ней кварталов.

Наряду с этим была проведена работа по реставрации и восстановлению декоративных скульптур по ул. Б.Хмельницкого, утраченных в результате актов вандализма. А также выполнен ряд архитектурных  проектов: разработка каталога архитектурных малых форм и художественно-декоративных элементов для Калининского  района г.Новосибирска, архитектурно-художественное решение сквера по ул. 25 лет Октября в комплексе с реконструкцией, модернизацией и дальнейшим развитием, проект Сибирского центра авторской песни им. В.С. Высоцкого в г.Новосибирске.

В 2004-2005 годах создан мемориальный комплекс «Материнский  сквер» (архитектурно-художественная концепция выполнена мастерской). Скульптор Александр Крутиков. В 2005 году установлен памятник  Владимиру Высоцкому (архитектурные решения выполнены мастерской). Скульптор Александр Таратынов.   

В 2002-2007г.г. были выполнены художественно-декоративные композиции «Город и его обитатели» и «Алиса в стране чудес» для областного театра кукол в г.Новосибирске.

Работы мастерской отмечены наградами: диплом Мэрии г.Новосибирска, дипломы смотра-конкурса «Золотая Капитель», почетная грамота Союза архитекторов России, премия губернатора Новосибирской области, специальная награда в номинации «Новая городская архитектура». Художественные работы, созданные в мастерской, принимали участие в выставках в России, Германии,  Испании, Франции.

Большинство скульптурных композиций привязаны к соответствующей среде: под «Вороной с сыром» расположился маленький рынок, рядом с «Колосом»  — хлебный магазин, «Айболит» — напротив аптеки, «Поэт», «Музыкант», «Арлекин» - на подходах к ДК им. М. Горького. 

В данной работе я постаралась описать эти скульптуры.

Арлекин  Расположена на подходе к Дому Культуры имени Максима Горького. Перевёрнутый колокольчик, стоящий на одной руке, другой рукой держит шляпу. Глаза полузакрыты. На лице улыбка. На шее – бабочка. Характерно загнутые носки ботинок. Он как бы благодарит публику за то, что посетили представление. Однако в выражении лица читается грусть, что характерно для типичного образа Арлекина. Чтобы придать лёгкость основной скульптуре, держащейся на одной точке опоры, пришлось комбинировать материалы, из которых она изготовлена.

Клубок Расположен возле дома по адресу ул. Богдана Хмельницкого, 39. Клубок из сплетённых нитей. Из клубка торчат две спицы. Изначально был установлен возле магазина трикотажа. Нити сделаны из арматуры, спицы – из чермета. Несмотря на грубость материалов, скульптура очень изящна, воздушна, ажурна. Спицы увенчаны спиралевидной концовкой и расположены под углом в 90 градусов по отношению друг к другу. Также за счёт спиц поддерживается диаметр клубка. На основании скульптуры подвески, напоминающие кисти из нитей на шали.

Кот в сапогах Расположена у входа в гимназию №12 по адресу ул. Богдана Хмельницкого, 37.  Изначально напоминает вывеску на старинных сапожных мастерских. Однако два сапога увенчаны шляпой. Сапоги на каблуках. С заострёнными носами. На каждом в виде украшения – бантик. Эти же банты приварены к основанию скульптуры. В общем, изготовлены в стилистике  XIX века и отсылают нас к сказкам Шарля Перро. Шляпа с широкими загнутыми полями. Без верха. Вся конструкция крепится к вертикальному столбу. У основания которого – цветок из восьми лепестков. Служащий одновременно шпорами для сапог. Возникает вопрос: «А где же кот?» Кот в сапогах.

Ворона с сыром Расположена на углу дома по адресу ул. Богдана Хмельницкого, 35. Чёрная ворона, сидящая на куске сыра. На вороне очки с цепочкой. Что роднит её не столько с басенной Вороной И.А.Крылова. сколько с Вороном из сказки «Снежная Королева» Г.-Х. Андерсена. Туловище сделано из бетона. Что даёт двойное понимание замысла: то ли ворона уже съела сыр, то ли помимо куска для Лисы, на котором она сидит, в крыльях держит целую головку сыра для себя. Основанием для скульптуры служит сложенный вдвое кусок железа. Имитирующий кусочек швейцарского сыра, что подтверждают отверстия. Характерные для этого сорта сыра. Изначально была поставлена возле молочного магазина.

Айболит Расположена около дома по адресу ул. Богдана Хмельницкого, 35. Маленький доктор в круглых очках с зонтиком в руках, халат на трёх пуговицах в виде таблеток. Таблетки также на подножье скульптуры. Скульптура наклонена под углом. Доктор как бы интересуется здоровьем пациента. В скульптуре угадывается связь с другими: очки роднят с «Вороной с сыром», зонтик – с «Поэтом».  Слева есть карман, из которого выглядывает фонендоскоп. Скульптура выкрашена в белый цвет за исключением зонта и крестика на колпаке доктора. Поставлена напротив аптеки.

Яблоко Расположена на углу дома по адресу ул. Богдана Хмельницкого, 39. Лист железа образует контур яблока. Всю скульптуру пронизывает «черенок», увенчанный листом. Такой же лист, только больше – у основания яблока. А под ним – цветы, которые также поддерживают фруктовую тему. В центре яблока сердцевина, из-за чего эту скульптуру называют сердцем. Изначально была установлена напротив овощного магазина.

Колос Расположена около дома по адресу  Представляет собой классический образ колоска: 6 листочков, расположенных друг напротив друга, и 1 листочек наверху. Каждый листок увенчан стрелой с «тычинкой» на конце. Листья четырёхсторонние, направлены ко всем сторонам света. Общее число листьев – семь – также символично. Подножие – горбушка хлеба, полученного из этого колоса. Изначально была установлена напротив хлебного магазина.

Поэт Расположен на пересечении улицы Богдана Хмельницкого с улицей 25 лет Октября. Фигура человека, одетая в длинный плащ, шарф и шляпу. Плащ развевается на ветру. Шарф сложен в виде воротника жабо. Шляпа с высокой тульей и широкими полями. Из-под рукавов плаща выглядывают манжеты рубашки. Они свободные, с рюшами. На голове длинные волосы, которые также растрепал ветер. Выражение лица задумчиво-одухотворённое. Губы плотно сомкнуты. Человек живёт только своими переживаниями, тревоги внешнего мира для него неважны.  Он романтик. В одной руке держит зонт, а в другой книгу. Зонт небольшой,  потрёпанный, спицы торчат во все стороны. Книгу держит бережно. В ней шесть листов, которые перелистывает не столько рука поэта, сколько ветер. Поэт не стоит на постаменте, он как бы парит над ним, что подчеркивается шаром из бетона, установленным между основной скульптурой и постаментом. У ног поэта развёрнутые листы бумаги, по которым он движется, словно по волнам. Скульптура представляет собой собирательный образ всех поэтов разных эпох и народов. Установлена на подходе к Дому Культуры имени Максима Горького возле Молодёжного сквера.

Город Расположена около кинотеатра «Космос» по адресу ул. Богдана Хмельницкого, Самая большая скульптура из всей линейки. Выполнена в виде круговой крепости. Несмотря на кажущуюся мрачность, скульптура изящна за счёт резных окошек, фигурных лестниц, флагов и украшений на башенках зданий. Раньше по вечерам и ночам скульптура подсвечивалась изнутри. Жителей города не видно, но, скорее всего, это творческие люди, т.к. есть элементы в виде нот. Город опоясывают конструкции, символизирующие единство не только зданий, но и всех обитателей. Это город единомышленников. Цвет скульптуры чёрный, по низу красным прорисованы некоторые детали.

Музыкант Расположена на углу дома по адресу ул. Богдана Хмельницкого,  Установлена симметрично скульптуре «Поэт». Отсюда столько перекличек во внешнем облике. Человеческая фигура, одетая в плащ, шляпу. Полы плаща раскрыл ветер. Из-под плаща виден шарф. Напоминающий бабочку Арлекина. Шляпа плоская, с маленькими полями. Волосы длинные. Как и у Поэта. Глаза полузакрыты. Щёки раздуваются. Рук нет. Они составляют единое целое с музыкальным инструментом, опоясавшим всю фигуру. Музыкальный инструмент – нечто среднее между волынкой, тромбоном и кларнетом. Как и поэт, парит на шаре из бетона, а у подножья – огромный лист с нотами. Скульптура напоминает образ трубадура XVI века. Поставлена на подходе к Дому Культуры имени Максима Горького.

С давних времён наши предки старались украшать свои города. Памятники архитектуры: храмы. Дворцы, скульптуры – возводились князьями и боярами, простыми людьми стремящимися красотой города приблизиться к небесной красоте. Пройдитесь по нашему городу, вглядитесь в его здания и скверы, обратите внимание на памятники, и вы увидите, насколько Новосибирск изменился к лучшему, как он похорошел за последние годы.

Немаловажную роль сыграл в этом преобразовании и архитектор Г.П. Арбатский, о чьих скульптурно-афишных тумбах я рассказала в своей работе.

Литература и источники:

1.     Интервью с Г.П. Арбатским

2.     http://www.derevorez.ru/skulpt/vidsk/19-skmf.html

3.     http://ru.wikipedia.org/wiki

4.     http://sculpto.ru

Гордийчук Ольга , 9м класс

МАОУ гимназия 12 

Рейтинг: 
Average: 1.8 (5 votes)
Категория: 
обучающиеся 9-11 классов