В дар Новосибирскому государственному краеведческому музею переданы архивные фотоальбомы старейшей мостостроительной организации Сибири – компании «Сибмост»

Современная история мостостроения в регионе началась с момента передислокации в Новосибирск треста «Мостострой-2», ставшего основой структуры нынешнего «Сибмоста», и настоящей кузницей целых династий мостостроителей. Архивные фотоматериалы и альбомы иллюстрируют эпоху развития региональной транспортной сети в 50-е – 80-е годы XX века.

В этот период с применением уникальных технологий, строились легендарный Октябрьский мост, Димитровский мост, единственный в стране метромост, Инской железнодорожный узел, станция Новосибирск-Главный, подъездные дороги к ТЭЦ-5 и Толмачевскому аэропорту, Новосибирской ГЭС и к Академгородку, реконструировался первый, еще дореволюционный, железнодорожный мост через Обь.

Альбомы представляют фотоматериалы, отснятые непосредственно на строительных площадках, теми, кто принимал участие в возведении мостов, дорог и путепроводов. Часть архивов – личные фотографии мостовиков. Все эти материалы бережно хранились в «Сибмосте» до момента передачи их в дар Новосибирскому государственному краеведческому музею. Фотопленки, диапозитивы и фотографии войдут в фонд музея и помогут не только дополнить, но и сохранить историю развития Новосибирской области во второй половине XX века.

Новосибирский государственный краеведческий музей благодарит сотрудников ОАО «Сибмост» и президента компании, Почётного жителя Новосибирска, Альберта Кошкина. Полученные материалы о развитии мостостроения в Сибири очень важны для исторической летописи региона.

Факты новосибирского мостостроя (информация предоставлена ОАО «Сибмост»):

*Октябрьский мост уже в чертежах выглядел красавцем. Его мощные пролетные строения, опираясь на железобетонные опоры, легко и свободно парили над рекой, поднявшись на 30-метровую высоту. Чугунные литые перила, высокие торшеры со светящимися на них звездами, береговые устои, облицованные сибирским гранитом из Гусинобродского карьера, литые чугунные фонари, установленные по всей длине моста, придавали ему особую элегантность и торжественность. Первоначально предусматривались еще и 45-метровые пилоны-обелиски на входной части правого берега и колоннады на первой опоре в левобережье, но в процессе строительства они были вычеркнуты из проекта. При статистических и динамических испытаниях моста на каждое пролетное строение въезжало 113 тяжелогруженных самосвалов ЗИС-150, ЗИС-585 и МАЗ-205.

*Общежитие мостостроителей размещалось на улице Большевистской в бывшей школе, в здании, которое любители драматического искусства знают сейчас как театр «Старый дом». В начале 50-х годов ХХ столетия здесь квартировали мостовики, среди которых были и водолазы-фронтовики, ставившие в войну мосты на Днепре и в Запорожье.

 *На Димитровском мосту впервые в Сибири для создания фундаментов опор применили буровые станки диаметром до 2,5 метров. С их помощью трубы-оболочки забуривались до скальной породы на глубину до 30 метров. Потом вниз опускали металлический каркас и туда подводным способом подавали бетон. Когда он затвердевал, постоянно-подвижную трубу с помощью специального вибрационного оборудования вытаскивали, оставляя железобетонный столб, упирающийся или даже входящий в скалу на дне реки.

* Особый интерес вызывал монтаж пролетных строений метромоста: они сооружались методом продольной надвижки с оригинальной конвейерно-тыловой сборкой. И пассажиры переполненных автобусов, трамваев и троллейбусов ежедневно могли наблюдать за тем, как огромная стальная коробка, общая длина которой составила 860 метров, прогибаясь под собственной тяжестью, постепенно надвигалась над рекой от опоры к опоре.

Материалы предоставлены Новосибирским государственном краеведческим музеем

http://www.mk.nso.ru/news/2819

 

Добавить комментарий

Target Image