В течение четырех дней новосибирские зрители рукоплескали питерским артистам

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана выступил в Новосибирске 14 лет спустя и представил публике два спектакля – балеты «По ту сторону греха» и «Анна Каренина».

Несмотря на довольно дорогие билеты, в зале не было свободных мест во время всех выступлений. Спектакли смотрелись на одном дыхании. Безумно яркие и динамичные они просто ошеломляли зрителей. Невероятные солисты, восхитительный кордебалет!  Восторженные поклонники балета не могли сдержать своих эмоций: «В школьные годы я любила Достоевского и балет. Но представить не могла, что все это может быть на одной сцене. Да ещё в Новосибирске. Спасибо НОВАТ и Театру балета Бориса Эйфмана за бурю эмоций во время спектакля «По ту сторону греха»! Только в антракте поняла, что не дышала от начала до конца», – написала на своей странице в фейсбуке журналист Наталья Решетникова.

«Сегодня определённо боги танца сошли на нашу сцену, чтобы поднять нас к горним вершинам. В какой-то момент пришло осознание, что я не дышу и не чувствую "самое себя". Полное растворение в танце. Полное слияние с тем, что происходит на сцене», – вторит ей журналист Наталия Дмитриева.

«Психологический балет»

Борис Эйфман – знаменитый советский и российский хореограф, народный артист России, настоящий новатор в балетном искусстве. Оказывается, он наш земляк, потому что родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста, Янкель Эйфман, который участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Его мама Клара Курис – врач по образованию. После войны семья вернулась в столицу Молдавии, Кишинев. Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, а в 1977 году уже создал свой, авторский, режиссерский театр, который назвал «Новый балет». Труппа Эйфмана объединила танцовщиков с особым пластическим мышлением, блистательно владеющих различными техниками танца и мастерством драматического перевоплощения. Для Советского союза такой театр являлся совершенно уникальным явлением, тем более, что хореограф постоянно экспериментировал. Например, Эйфман первым предложил публике «беспуантовый балет», танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки. Неудивительно, что за ним закрепилась репутация «хореографического диссидента». Со временем в афише все больше появляется балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы.

Сейчас театр называется Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана, который является выдающимся явлением российского балетного искусства. На сегодняшний день коллективом создано более 40 балетных постановок – спектакли «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден, её вечный идол», «По ту сторону греха», «Чайковский. PRO et CONTRA» и другие. Эти произведения приобщают зрителя к духовному наследию отечественной и мировой культуры. Бориса Эйфмана часто называют хореографом-философом, ведь он говорит со зрителем о самых сложных сторонах человеческого бытия – о смысле жизни, о тайнах творчества и внутреннего мира человека, о любви и свободе, а сам он определяет жанр, в котором работает, как «психологический балет».

Театр, возглавляемый Эйфманом, очень много гастролирует, он известен не только в России, но и во всём мире.

 «Настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского»

Первый спектакль, который представили новосибирской публике питерские артисты, назывался «По ту сторону греха» по мотивам романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Балет поставлен на гениальную музыку С.В. Рахманинова, Р. Вагнера, М.П. Мусоргского.

В 1990-х выдающийся российский хореограф уже обращался к бессмертному тексту великого классика. В одном из интервью Борис Эйфман объяснил, почему он обновил спектакль:

– Та постановка создавалась в условиях совсем другой России — погруженной во мрак, молодой, озлобленной, и, можно сказать, — другим хореографом. Потому что за эти годы я не только стал иначе воспринимать философскую проблематику романа Достоевского, но и открыл для себя принципиально новые возможности психологического балетного искусства. Я получил художественный инструментарий, позволяющий проникнуть в самые потаенные уголки внутреннего содержания личности, приблизиться к решению наиболее сложных вопросов бытия. Передо мной стояла дилемма: сохранить постановку 1995-го года как исторический артефакт и на том успокоиться, или же вновь обратиться к роману «Братья Карамазовы» и сочинить абсолютно новый спектакль, адекватно отражающий современную творческую философию нашей труппы и мое видение идей Достоевского. Я выбрал второй путь, о чем ни секунды не жалею.

В новой постановке Борис Эйфман обратился к незыблемым нравственным основам и сочинил балет о богоборчестве и богоискательстве, безверии и вере, природе человеческой греховности и духовном спасении. Показ на сцене НОВАТа приурочен к предстоящему в 2021 году 200-летию со дня рождения великого русского писателя.

«По ту сторону греха» – это самобытное произведение, он создан по мотивам «Братьев Карамазовых», многие сюжетные линии романа в нем отсутствуют, а все внимание сосредоточено на «погружении в раздираемые противоречиями души главных героев».

Замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая маска» и «Золотой Софит», премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и премии Правительства РФ в области культуры: Мария Абашова, Дмитрий Фишер, Олег Габышев, Сергей Волобуев и другие.

Олег Габышев – один из ярчайших солистов Санкт-Петербургского Театра балета Бориса Эйфмана, Заслуженный артист России, выпускник Новосибирского государственного хореографического училища считает, что «главные сюжетные линии в этом балете показаны в мельчайших деталях. Между партнерами существует особая энергетика. Ты можешь обнять, как Дмитрий Карамазов, всё будет играть на образ». Олег Габышев после окончания училища год танцевал в родном театре оперы и балета, а после того, как увидел спектакль «Русский Гамлет» во время гастролей петербургского театра в Новосибирске, решил попасть в труппу Эйфмана. И в 2004 году его мечта сбылась. «Мои роли – мечта любого артиста», – рассказывает Олег Габышев. 

Прима-балерина Театра Бориса Эйфмана Мария Абашова исполнила партию Грушеньки в балете «По ту сторону греха» и заглавную партию в балете «Анна Каренина».

– Грушенька очень женственная, типичная женщина, которая живет в каждой из нас, которая хочет признания и любви. Это видно, начиная с ее первого выхода, когда она появляется в красном платье, с красной помадой и заигрывает со всеми мужчинами – безусловно, это роковая женщина, перед которой все укладываются в «штабеля», – рассказывает артистка.

Борис Эйфман считает, что балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой человеческой натуры», к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется».

– В «Братьях Карамазовых» звучит важнейшая идея: если Бога нет, то «все дозволено». Современная эпоха могла бы стать исчерпывающе описана с помощью иных слов: «И Бог есть, и все дозволено». Именно поэтому настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского и его персонажей. Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры – размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире, – считает руководитель театра.

Спектакль «Анна Каренина» на музыку Чайковского – это тоже возможность попытаться понять глубину русской души.

Новосибирцы благодарны Новосибирскому государственному академическому театру оперы и балета за то, что принял на своей сцене знаменитых артистов из Санкт-Петербурга и предоставил возможность зрителям включиться в непростую интеллектуальную и духовную работу.

Мы благодарим Театр балета Бориса Эйфмана, который способен волновать современного человека и питать его духовно.

Людмила Кузменкина

Фото Виктора Дмитриева

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image