Валериан Павлович Правдухин

В 2017 году исполняется 125 лет со дня рождения Валериана Павловича Правдухина (псевдоним В. Шанявец) – литературного критика, прозаика, драматурга.

Родился он 21 января (2 февраля по н. ст.) 1892 года в станице Таналыкская Орского уезда Оренбургской губернии, в семье священника. Учился в духовной семинарии, откуда был исключён за участие в первомайской демонстрации. Окончил Оренбургскую гимназию, получив диплом народного учителя. Два года работал учителем в посёлке Акбулак Тургайской области. Окончил в Москве историко-философский факультет народного университета имени А.Л. Шанявского, после чего надолго связал свою жизнь с педагогической и культурно-просветительской деятельностью.

Работая в Челябинском губернском отделе народного образования, В. Правдухин активно боролся с беспризорностью, участвовал в создании детских домов и трудовых исправительных колоний, читал лекции по литературе, вместе с женой Л. Сейфуллиной создал один из первых в России детских театров и сам писал для него пьесы. Не случайно первой его книгой, изданной в 1920 году в Челябинске, стала пьеса «Народный учитель».

В 1921 году В. Правдухин с женой приехал в Новониколаевск, где возглавил Сибгосиздат. Он же был и в числе создателей журнала «Сибирские огни» (1922), входил в состав его первой редколлегии, руководил критическим разделом. Надолго определил как идейно-эстетическую программу «Сибирских огней», так и направленность всей литературной критики Сибири 1920-х годов. Сам же журнал стал для В. Правдухина творческой трибуной, с которой он в статьях и обзорах («В борьбе за новое искусство», «Литература о революции и революционная литература», «Литературные течения современности», «Сибирские поэты современности» и др.), отстаивал идейность и социальную значимость искусства слова, видел в нем «сильное революционное оружие». Вместе с тем он высоко оценивал реалистические и гуманистические традиции русской классики, горячо отстаивал их как фундамент нового искусства, рассматривая литературный процесс в контексте общенационального и мирового художественного опыта. Говоря о социальной значимости литературы, её неразрывной связи с действительностью, В. Правдухин искал в творчестве писателей-современников «живых капель будущего», умения «сочетать временное с вечным». Будущее искусства связывал с художниками, которые сумеют ярко и сильно нарисовать путь нового мира и человека, способствуя их рождению.

В 1920-х Валериан Правдухин стал одним из тех немногих критиков, у кого знание эстетических законов сочеталось с пониманием исторических закономерностей и тенденций общественного развития. При отражении самых важных и злободневных социальных проблем литература, по его мнению, должна оставаться в рамках необходимой художественности. Не случайно основным моментом эстетической позиции В. Правдухина было требование глубокого и правдивого изображения жизни во всей её сложности и противоречивости. А методом советской литературы он считал реализм, но уже нового типа, более глубокий, чем реализм классики, свободный от «идеологических изломов прошлого» и обуславливающий «беспощадно ясную» манеру письма. Поэтому В. Правдухин нетерпимо относился к схематизму, натурализму, голой тенденциозности, не допускал эстетических скидок на «передовую идею», «революционное содержание» и т. п. Отсюда вполне закономерно, что, развивая традиции революционно-демократической критики, он настаивал на необходимости критики синтетической. В 1923 году В. Правдухин и Л. Сейфуллина переехали в Москву. Валериан Павлович возглавил критический отдел журнала «Красная нива», сотрудничал с журналом «Красная новь», участвовал в деятельности группы «Перевал». В развернувшейся литературной борьбе Правдухин подвергался резким нападкам со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей и творческого объединения «Левый фронт искусств» (РАПП, Леф). Но и сам в долгу не оставался, осуждая журналы «Леф» и «На посту» за то, что «эстетствующие политики» их не ставили перед собой конкретных задач искусства, а преследовали цель «декларативного завоевания командных высот на литературном фронте» и добивались этого путём политического разноса писателей. Травля В. Правдухина становилась всё злей и изощрённей, и к концу 1920-х годов он вынужден был литературно-критическую деятельность по существу прекратить и переключиться на другие жанры.

Благо природа наделила его разносторонним талантом. В конце 1920-х и в 1930-х годах появляются очерковые книги В. Правдухина «По излучинам Урала и лесной степи», «Горы, тропы, ружьё», «В степи и горной тайге», включившие в себя и детские воспоминания, и путевые очерки, и охотничьи рассказы. Все они проникнутые чувством восхищения перед красотой, богатством и многообразием мира природы.

А в 1937-м выходит роман об уральском казачестве «Яик уходит в море». Написанию книги предшествовала большая исследовательская работа, которая помогла писателю создать атмосферу исторической достоверности. На конкретных судьбах и живых человеческих характерах В. Правдухин показал сложную сущность казачества, художественно убедительно показал и то общее, что связывало казаков Урала и других регионов, и то самобытное, что было свойственно только уральцам.

В романе «Яик уходит в море» В. Правдухин раскрылся как художник эпического размаха, способный к изображению развёрнутых картин, к глубокому постижению социальных процессов, созданию масштабных выразительных образов. Вероятно, со временем мог бы вырасти в крупного прозаика, но судьба не дала ему такой возможности. В середине 1937 года Валериан Павлович был репрессирован, а в августе 1938-го расстрелян1.

Только в 1956 году В.П. Правдухина реабилитировали. Одна из улиц современного Челябинска носит его имя.

А.В. Горшенин

1 Согласно изданиям «КЛЭ» (М., 1968, т. 5, с. …), «Историческая энциклопедия Сибири» (Новосибирск, 2010, т. 2, с. 671) и «Русская литература XX века : Прозаики, поэты, драматурги» (биобиблиогр. слов., М., 2005, т. 3, с. 113) В.П. Правдухин погиб 15 июля 1939 г. (в заключении). Этим данным противоречит информация, опубликованная на сайте «Мемориал» (http://www.memo.ru/). На странице http://lists.memo.ru/index16.htm сайта читаем: «Правдухин Валериан Павлович […] Арестован 16 августа 1937 г. Приговорён: ВКВС СССР 28 августа 1938 г., обв.: участии в к.-р. террористической организации.  Расстрелян 28 августа 1938 г. […] Источник: Москва, расстрельные списки – Коммунарка»

 

Добавить комментарий

Target Image