Вампилов Александр Валентинович (псевд. - А. Санин) - (19.VIII. 1937, с. Кутулик Иркутской обл. -17.VIII. 1972, оз. Байкал) - драматург, прозаик. Род. в семье учителей. Окончил историко-филол. ф-т Иркутского ун-та и ВЛК при Лит. ин-те им. АМ. Горького. Работал в иркутской газ. «Советская молодежь», печатал рассказы и очерки в мест. периодике. Первые одноактные пьесы появляются в нач. 1960-х («Ангел», «Дом окнами в поле», «История с метранпажем» и др.). Первая многоактная пьеса - «Прощание в июне» (1964). Публ. в ж. «Театр». Первая кн. - сб. рассказов «Стечение обстоятельств» (Иркутск, 1961). Автор кн. «Старший сын» (1970), «Дом окнами в поле» (Иркутск, 1981), «Прощание в июне» (1984) и др., изд. в Москве и Иркутске.
Имя В. стало известно после Читинского зонального семинара молодых писателей Сибири и Д. В. (1965). После него В. был принят в СП и полностью перешел на творч. работу. В. ушел из жизни молодым - трагически погиб (утонул) во время бури на оз. Байкал. Неподалеку от места гибели В. на берегу Байкала установлен памятник драматургу. Одна из улиц Иркутска названа именем В. Его имя присвоено б-ке в пос. Кутулик, где также открыт дом-музей В. С 1987 имя В. носит Иркутский ТЮЗ. В 1996 основан Фонд В.
С 1997 проводятся фестивали «Байкальские встречи у А.В. Вампилова».
С 2001 - Всерос. фестиваль совр. драматургии им. А.В. Вампилова. Осн. публикации пьес В. и спектакли по ним оказались посмертными. После жизни пришла к В. и настоящая слава. Пьесы В. ставились в большинстве театров СССР и за рубежом (Польша, Венгрия, Германия, США, Финляндия, Англия, Франция). Ряд произведений В. экранизирован. Лучшие пьесы В. - «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне» - получили мировую известность.
В. пришел в драматургию со своим героем - молодым современником, вступающим в жизнь в суровые и драматические времена, последовавшие за «хрущевской оттепелью». Герой этот непростой, неоднозначный, склонный к нравственному компромиссу, социальной мимикрии, и драматург очень точно и выразительно сумел передать его истинную физиономию и глубинную психологич. суть. На этом собирательном герое, ставшем, по сути, лицом поколения 1960-х, и держится «театр Вампилова». Гл. черты драматургии В. - опора на анекдот, гротескный случай в построении сюжета, острый конфликт, психологич. сложность и социальную значимость героев. В пьесах В. стремился быть верным многообразию жизни, ее мудрости. Вслед за Чеховым он считал, что в жизни не каждый день стреляются и вешаются, но в ней каждый день разбиваются человеческие сердца. В. активно боролся в своем творчестве с проявлениями бездуховности и безответственности. Нравственный максимализм писателя противостоял философии сытого благополучия и гражданской пассивности. Пьесы В. во многом в высшей степени оригинальны и самобытны, являются предметом многочисленных споров и дискуссий. Они оказали заметное влияние на рос. драматургию последней трети XX в.
Соч.: Избранное. - М., 1999.
Лит.: Тендитник Н. Александр Вампилов. - Новосибирск, 1979; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2; Сергеев М. Театр Александра Вампилова. // Литература Сибири: история и современность. - Новосибирск, 1984; Махова М. Феномен Александра Вампилова. - М., 1999; Мир Александра Вампилова. Жизнь. Творчество. Судьба. - Иркутск, 2000.