Вечный зов Родины

Прозаик, публицист, сценарист, переводчик Анатолий Степанович Иванов  родился  5  м а я  1 9 2 8  г о д а  в селе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области, в крестьянской семье.

Окончил факультет журналистики Казахского государственного университета. Работал в газетах «Прииртышская правда», служил в армии — сначала в общевойсковых частях, затем военным журналистом. После демобилизации А. Иванов попал в Новосибирскую область, где несколько лет был редактором мошковской районной газеты «Ленинское знамя». Позже работал редактором Новосибирского книжного издательства, заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни».

После переезда в Москву 25 лет возглавлял журнал «Молодая гвардия». Член Союза писателей СССР. Избирался членом правления и секретарем Союза писателей СССР и РСФСР, депутатом Верховного Совета СССР.

Как прозаик А. Иванов дебютировал в журнале «Крестьянка» в 1954 году. Публиковался в журналах «Сибирские огни», «Огонек», «Москва», «Молодая гвардия» и др. В 1956 году вышла в Новосибирске его первая книга «Алкины песни». Автор многих книг прозы, общий тираж которых перевалил за 30 миллионов экземпляров. Переведен на все основные языки мира, издавался  на всех континентах.

Творчество А. Иванова отмечено Государственными премиями: РСФСР им. М. Горького — за первую книгу «Вечного зова» (1971) и СССР — как соавтора киносценария телесериала «Вечный зов» (1979). За участие в экранизации романа Г. Маркова «Отец и сын» А. Иванов был отмечен премией Ленинского комсомола (1978). В 1994 году А. Иванов был удостоен премии им. М.А. Шолохова. А. Иванов — Герой Социалистического Труда. Награжден болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени.

В 2001 году А. Ииванову присуждено почетное звание «Гражданин XX столетия в Новосибирской области». На доме, где он жил (рядом с мэрией Новосибирска) установлена мемориальная доска.

Умер  3 1  м а я  1 9 9 9  г о д а  в Москве.

В русской литературе второй половины XX века А. Иванов — один из наиболее популярных писателей. Первыми его крупными произведениями были романы «Повитель» (1958) и «Тени исчезают в полдень» (1964). Они посвящены главным образом развенчанию частнособственнической психологии и морали, чуждых социалистической идеологии. Но самым крупным и значительным сочинением А. Иванова стал роман-эпопея «Вечный зов». Важнейшие события почти семи десятилетий XX столетия, насыщенные острыми социальными конфликтами, определяют в повествовании судьбы трех поколений одной сибирской семьи. Через события в селах Шантара и Михайловка легко просматривается история страны, ощущается трагическое и героическое ее дыхание. Помимо предреволюционного подполья, революции, Гражданской войны, строительства первых пятилеток, многие действующие лица эпопеи проходят испытание в горниле Великой Отечественной войны.

Размышляя об этой своей книге, А. Иванов писал: «Социальные катаклизмы, пережитые нашими народами, породили и характеры неисчислимых оттенков и необозримых диапазонов — от эпически легендарных до отвратительно мерзких…». И многочисленные персонажи «Вечного зова» данные слова их создателя достаточно красноречиво подтверждают.

Судьбы большинства героев А. Иванова географически и духовно связаны с Сибирью. Здесь они родились, росли, трудились, защищали эту землю и в нее же уходили навечно. Герои А. Иванова, как правило, выписаны с немалой художественной силой. Они узнаваемы, правдивы, отражают наиболее существенные черты русского народа. Подкупает и эпическая обстоятельность романов А. Иванова, пристальное внимание к деталям и подробностям жизни и быта. Особенность творческой манеры А. Иванова, которую он демонстрировал во всех своих произведениях, в том и заключалась, что через скрупулезное исследование характеров, обстоятельств и деталей писатель старался  передать и показать столкновение противоположных социальных миров.

В 1970 — 1980-х годах А. Иванов обращается к жанру повести: «Вражда», «Печаль полей» (обе — 1981), «Повесть о несбывшейся любви» (1982) и др. При всем традиционном для А. Иванова драматизме содержания в них усиливается лирическое начало и поэтическое мироощущение.

Проза А. Иванова, отличающаяся остроконфликтностью и «заселенностью» яркими сложными персонажами, очень драматургична по своей основе. Не случайно многие сочинения писателя получили сценическую и экранную жизнь. Экранизированы были романы «Повитель», «Тени исчезают в полдень», повести «Жизнь на грешной земле» и «Ермак». А телесериал «Вечный зов» до сих пор собирает миллионы телезрителей.

А. Иванов проявился не только на прозаическом поприще В книге «Живая красота творчества» (1985) он предстает как темпераментный публицист, обеспокоенный судьбой отечества и духовным здоровьем нации. В очерках и статьях, посвященных творчеству А.Толстого, Л. Леонова, Вяч. Шишкова, Е. Пермитина, Г. Маркова К. Седых и др. А. Иванов демонстрирует еще и дар критика.

Пробовал себя А. Иванов также в качестве переводчика. Им переведен на русский язык роман болгарского писателя Славы Христова Караславова «Восставшие из пепла» (1984). Произведения А. Иванова не раз находились в центре острых полемик. Писателя обвиняли в «нционализме», «консерватизме» и т. п. Тем не менее, творчество его продолжает пользоваться большим читательским спросом.

Алексей Горшенин

Советуем прочесть

Книги А. Иванова:

Сочинения: Собр. соч. в 5 т. — М., 1979 — 1980.

То же. — М., 1996.

Вечный зов. Роман в 2-х книгах. — Новосибирск, 1982.

Повитель. Роман — М., 1986.

Об А. Иванове:

Мостков Ю. Анатолий Иванов. («Литературный портрет»). — Новосибирск, 1969.

Леонов Б. Зов жизни (Очерк творчества А. Иванова). — М., 1979.

Бекедин П. Иванов Анатолий Степанович. // Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь в 2 т. — М., 1998. Т. 1.

 

Добавить комментарий

Target Image